Рынок дорожно-строительной техники в России достиг насыщения. Чего ждать от 2024 года?
Журнал Строительная техника и оборудование
Скачать PDF

Рынок дорожно-строительной техники в России достиг насыщения. Чего ждать от 2024 года?

СКАЧАТЬ PDF
11 марта 2024
Чем вызвано затишье на рынке ДСТ? Стоит ли ждать снижения темпов продаж иностранной техники и роста отечественного импортозамещения? Тенденции, которые будут характерны для 2024 года, уже заметны

В 2023 году продажи дорожно-строительной техники в России взлетели на 50% по сравнению с 2022 годом и составили 80 тысяч единиц, такие цифры привёл «Газпром-Лизинг». Однако начало 2024 года пока не выглядит столь же оптимистичным: спрос на тяжёлые машины просел на треть. Если так пойдёт и дальше, то достичь уровня успешного 2023 года будет сложно.

Затишье на рынке связывают с тем, что основные игроки ждут от Центробанка снижения ключевой ставки. Об этом мы писали

Если этого не произойдёт, отложенный спрос ещё некоторое время будет накапливаться. Возможно, до лета. А там произойдёт свыкание с ценами, технику начнут брать по существующим правилам.

Прогноз на 2024 год: объёмы ввоза спецтехники в Россию снизятся, на рынке останутся сильнейшиеИсточник фото: exkavator.ruПрогноз на 2024 год: объёмы ввоза спецтехники в Россию снизятся, на рынке останутся сильнейшие

В 2023 году рынок ДСТ вырос за счёт дружественных стран на 58%, превысив 440 млрд рублей. В основном в Россию ввозили средние колёсные погрузчики, экскаваторы-погрузчики, средние гидравлические экскаваторы и мини-погрузчики с бортовым поворотом. Сейчас на складах дилеров образовались запасы иностранной дорожно-строительной техники, которых хватит на полгода вперёд. Рынок переполнен техникой, вот только брать её не спешат.

Чего ждать от 2024 года? Тенденции уже заметны: это снижение объёмов импорта. Китайские бренды в условиях конкуренции будут вынуждены улучшать возможности сервиса, поставок запчастей, предлагать ещё более выгодные условия сделок. Останутся на рынке самые сильные игроки.

Следующий позитивный момент — увеличение объёмов импортозамещения. Ассоциация «Росспецмаш», объединяющая 80% отечественных машиностроительных компаний, подсчитала, что выпуск спецтехники в 2023 году подрос на 19% и составил 90 млрд рублей. При этом продажи поднялись на 15% и составили 84 млрд рублей. Но объёмов производства пока для рынка недостаточно.

По данным портала «Росспецмаш-Стат», если смотреть по сегментам, в 2023 году в 2,1 раза выросли отгрузки кранов-трубоукладчиков; на 63% — экскаваторов-погрузчиков; на 35% — кранов-манипуляторов; на 29% — экскаваторов, на 21% — дорожных катков, наконец, на 12,5% — мини-погрузчиков. Но не всё так позитивно: выявлены сегменты ДСТ, в которых отмечена отрицательная динамика. Так, отгрузки телескопических погрузчиков уменьшились на 34%; минус 17% — у гусеничных бульдозеров; минус 12% показали автогрейдеры; минус 6% — у фронтальных погрузчиков, и на 5% сдали автокраны. Подробности здесь.

Редакция рекомендует:
Как продвигается китайское дробильно-сортировочное оборудование в России

Есть сегменты российского рынка ДСТ, где говорить об импортозамещении пока рано. Так, процент зарубежных поставок автогрейдеров, экскаваторов, дорожных катков, фронтальных погрузчиков, асфальтосмесительных установок варьируется от 65% до 94%. Некоторые производители из дружественных стран осознали, что в России им нет конкуренции, и даже начали понемногу поднимать цены.

Вывод напрашивается сам собой: нужно налаживать производство техники, которая прежде не выпускалась в России. Например, до недавнего времени в стране производили лишь колёсные асфальтоукладчики. После объявления западных санкций инженеры создали гусеничный асфальтоукладчик «Десна», о котором мы писали.

Полтора года его испытывали на строительстве федеральных и региональных дорог, и, по отзывам специалистов, он вполне может составить конкуренцию зарубежным аналогам. При этом стоимость отечественного асфальтоукладчика ниже.

Для создания равных условий конкуренции с иностранными игроками предлагают принять ряд мер: контроль сертификации, поэтапный рост утильсбора.

Но и российским предприятиям придётся взять на себя обязательства по достижению государственных целевых показателей. Образно говоря, если раньше из ворот российского завода выходили десять единиц техники, то сейчас это должны быть сотни машин.

Автор: Сергей Малиновский

Оцените, пожалуйста, статью,
нам очень важно ваше мнение:
3,41
5
1
37
Лучшие материалы Экскаватор Ру у вас на почте! Никакого спама
Подписаться
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете свое согласие на обработку персональных данных.