17 мая 2024

Параллельный импорт стал спасением, но открыл дорогу контрафакту запчастей

Елена Евсюкова, директор по развитию ООО «ДОЗ» (группа компаний ТЕХНОPARTS), рассказала, как изменится рынок запчастей в 2024 г. Главное из доклада специалиста в рамках 6-й онлайн-конференции Экскаватор Ру

Знакомство с компанией

Елена Евсюкова, директор по развитию ООО «ДОЗ» (группа компаний ТЕХНОPARTS)Источник фото: technoparts.proЕлена Евсюкова, директор по развитию ООО «ДОЗ» (группа компаний ТЕХНОPARTS)

Спикер начала с вводной информации о компании, на опыте которой основывает свои тезисы. Созданное в 2007 г., ООО «ДОЗ» с 2022 г. работает под брендом группы компаний ТЕХНОPARTS, объединяющей несколько направлений:

  • поставка широкого ассортимента качественных аналогов запчастей;
  • продажа спецтехники Lishide;
  • выполнение подрядных работ (в основном, на карьерах Сибири);
  • сервисное обслуживание спецтехники;
  • производство.

Группа располагает 17 складами, в том числе 10 собственными и 7 партнёрскими, откуда запчасти поступают во все регионы РФ. Ассортимент включает более 50 тыс. наименований. Группа является дистрибутором таких производителей, как Stal, Dasao, Black Rock, Nova, KJIN, Shimitsu.

Импорт запчастей в Россию

Елена Евсюкова отметила, что максимальный за последние 17 лет спрос на запчасти пришёлся на 2022 год: «Раньше мы не наблюдали такого ажиотажа. Следующий, 2023 год, прошёл намного легче, без сильных потрясений, можно сказать, что рынок стабилизировался».

Главным драйвером развития в сегменте запчастей для коммерческого транспорта и спецтехники является количество техники в эксплуатации и её возраст. По статистике, более 50% парка спецтехники требует обновления из-за износа.

Сегодня идёт активное строительство инфраструктуры, особенно дорожной, и потребность в спецтехнике увеличивается. Растут продажи ДСТ, а вслед за ними — и запчастей. При этом ушедшие западные бренды замещаются китайскими, что подтверждается статистикой ввоза.

«С июля 2022 г. таможенная статистика в разрезе товарных групп закрыта, однако, если посмотреть на общую статистику импорта, то тенденции понятны, — сообщила Елена Евсюкова. — После падения 2022 года импорт восстанавливается. При этом видны тенденции снижения объёмов поставок из стран Европы и Америки и отчётливо виден рост поставок из Азии, прежде всего из Китая и Турции».

В 2024 г. эти тенденции сохранятся, чему будут способствовать, с одной стороны, санкции, которые в ближайшем будущем никто не отменит, а с другой, — параллельный импорт. Под действием санкций схемы поставок будут усложняться и провоцировать рост стоимости и снижение объёмов поступлений на рынок РФ оригинальных запчастей.

«Параллельный импорт стал своевременным решением, позволившим избежать массовых простоев техники из-за дефицита комплектующих и выиграть время для поиска альтернатив, — подчеркнула Елена Евсюкова, — Есть и обратная сторона — отсутствие контроля правообладателей над ввозимой продукцией и её качеством, что при ограниченном предложении и высоких ценах провоцирует появление на рынке недобросовестных поставщиков и контрафакта».

По экспертным оценкам, доля контрафакта в обороте запчастей в РФ доходит до 50%, а в сегменте спецтехники — от 20 до 30%. Под действием санкций ситуация будет ухудшаться. И в связи с этим важно различать совместимые аналоги и контрафакт.

Запчасти-аналоги и контрафакт

Компоненты-аналоги выпускаются под маркой альтернативного производителя, найти которого не составляет труда, плюс его компоненты всегда с собственной буквенно-цифровой кодировкой. Зачастую такие производители поставляют оригинальные компоненты на сборочные конвейеры производителей спецтехники, по соглашению с которыми продают часть компонентов под собственной маркой.

Контрафактные запчасти — откровенная подделка. Их кодировка совпадает с оригинальными компонентами, иногда даже бывает указан производитель. Некоторые подделки настолько хорошо изготовлены, что с виду неотличимы от оригинала, но их дешевизна основана на несоблюдении технологии производства и некачественном сырье. Потому непредсказуем срок их службы.

Цены на маркетплейсах могут значительно отличаться. Будьте осторожны при выборе продавцаЦены на маркетплейсах могут значительно отличаться. Будьте осторожны при выборе продавца

Параллельный импорт

Режим параллельного импорта позволяет ввозить без контроля правообладателя и оригинальные запчасти, и аналоги, и фальсификат. Поэтому субъектов, занимающихся параллельным импортом, можно разделить на 3 группы:

Перепрофилированные дилерские центры, которые дорожат репутацией и имеют товарный остаток ходовых позиций. Они стремятся продавать оригинальные запчасти либо предупреждают о контрафакте, при этом не стесняются завышать цены.

Частные лица, так называемые «перекупы». Часто они не предупреждают о контрафактной продукции. Выстраивают дистрибуцию через онлайн-площадки. Эти продавцы продают запчасти без какой-либо ответственности и только за наличные.

Посредники — компании, оказывающие посреднические услуги, такие как проведение международных оплат, доставка купленных запчастей из недружественных стран. Не несут ответственности за качество выбранного товара, отвечая только за финансовые транзакции, а выбор поставщика всецело лежит на клиенте.

«Тут мы получаем ситуацию, когда клиенты в поисках более низкой цены, по сути, формируют спрос на контрафактные запчасти, обращаясь ко 2-й группе продавцов или через 3-ю группу продавцов выбирая поставщиков контрафактной продукции. Особенно это актуально для владельцев небольших парков техники, которые сами всем занимаются, — отметила Елена Евсюкова. — Говорить о полноценной системе отслеживания контрафактной продукции в условиях параллельного импорта не приходится».

Редакция рекомендует:
Индия поставляет в Россию карьерную технику, которая не боится санкций

Как защититься от контрафакта

Для защиты от контрафакта спикер предложила комплекс мер: мониторить рынок, благо цифровизация в этом помогает, и искать надёжных поставщиков. Крупным компаниям проще, они могут позволить себе отдел внешнеэкономической деятельности и выборочную проверку товара. Более мелким компаниям нужно внимательно выбирать поставщика в РФ. В качестве критериев отбора можно привести изучение опыта работы компании: является ли компания дилером или дистрибьютором комплектующих и какого бренда, есть ли склады запчастей и интернет-магазин, есть ли профессиональная команда менеджеров, есть ли прямые поставки с заводов-производителей, обеспечивается ли гарантия на товар.

«Например, в компании ТЕХНОPARTS мы контролируем качество товара не только на этапе отправки в РФ, но непосредственно знакомы с производствами поставщиков, — рассказала Елена Евсюкова, — У нас специализированное подразделение, занимающееся закупкой, часть его сотрудников постоянно находятся за границей. Кроме того, мы тестируем поставляемую продукцию на собственном парке техники и предоставляем гарантию даже на такие расходники, как коронки ковша».

Попытки импортозамещения

Предприятия срочно налаживают производство гидравлики, трансмиссий, мостов и других важных узлов и агрегатов, и по официальным данным и пресс-релизам импортозамещение идёт отлично. К примеру, ассоциация «Росспецмаш», объединяющая 80% отечественных машиностроительных компаний, сообщает о том, что производство спецтехники в 2023 г. выросло на 19% и составило 90 млрд руб.

Но если сопоставить объёмы внутреннего производства — 90 млрд руб — с объёмом российского рынка ДСТ, который в 2023 г. вырос на 58% и составил 440 млрд руб, то мы увидим, что выпуск отечественной техники в 5 с лишним раз меньше потребности рынка. При этом в экономике сохраняется высокий уровень износа основных фондов — 48%, а в добывающих отраслях — почти 60%.

«Очевидно, что спрос на технику и запчасти будет сохраняться. Существующие мощности по выпуску спецтехники и компонентов недогружены, однако для выпуска конкурентоспособной продукции необходимо техническое перевооружение на качественно новом уровне, а это крупные инвестиции, это закупки санкционного оборудования. В 2024 г. за счёт внутреннего производства мы не удовлетворим потребности рынка. Необходимо решение в масштабах страны», — сообщила Елена Евсюкова.

Тенденции рынка запчастей для спецтехники в 2024 г.

В заключение спикер сформулировала основные тенденции рынка:

  • Снижение темпов роста продаж спецтехники. Такого роста, как в 2023 г., уже не будет из-за роста утильсбора и ключевой ставки.
  • Высокий уровень износа техники и ограниченные возможности по её обновлению за счёт кредита способствуют росту спроса на запчасти.
  • Санкции и контроль ужесточатся, и поток параллельного импорта будет иссякать. Под угрозой вторичных санкций усложняется и дорожает логистика и платежи из РФ в иностранные банки. Как следствие, сократится предложение оригинальных запчастей.
  • Ввоз контрафакта будет расти на фоне параллельного импорта и отсутствия контроля качества со стороны правообладателей.
  • Локализация производства и импортозамещение будут продвигаться, но низкими темпами. Быстрый прорыв в производстве отечественных комплектующих и оборудования в условиях санкций без государственной программы невозможен.
  • Рост доли китайских поставщиков спецтехники и комплектующих.
  • Рост спроса на запчасти для китайской спецтехники.

Отзыв клиента ООО «ДОЗ» (ГК ТЕХНОPARTS) о работе с компанией


Больше материалов с конференции Экскаватор Ру:

Заметили ошибку? Выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter, чтобы оповестить редакцию сайта.
Оцените, пожалуйста, статью:
Оценивших: 0
Нам очень важно ваше мнение

Листайте вниз, чтобы узнать больше о группе компаний ТЕХНОPARTS