Источник фото: techstory.ruФото КТ-12
Разработчиками трактора КТ-12 (КТ расшифровывается как "Кировский трелевочный") являются сотрудники Кировского тракторного завода. Весь процесс создания инновационной для того времени машины занял меньше года, и уже в 1948 году состоялось ее представление. Тем не менее, производство трактора велось всего около 7 лет: вначале в 1951 году вся документация и специализированное оборудование были переданы Минскому тракторному заводу, а в 1956 году выпуск модели был и вовсе прекращен. Тем не менее, создатели КТ-12 были награждены за свой труд Сталинской премией. Более того, данная модель трактора стала прототипом гусеничной эвакуационной машины военного назначения: она обладала высокой проходимостью и прочими характеристиками для эффективного буксирования поврежденных машин.
Основное предназначение трактора - трелевка стволов деревьев с обрубленными сучьями и вершинами.
Двигатель
Новую модель было решено оснащать 6-цилиндровым рядным карбюраторным двигателем ЗИС-21А. Мощность силового агрегата составляла 33,1 кВт (45 л.с.), рабочий объем - 5,55 л, тип охлаждения - жидкостное. Основным видом топлива выступали древесные чурки (такое решение было связано с имеющимися на тот момент сложностями с обеспечением лесозаготовок более традиционным топливом), для пуска мотора использовался автомобильный бензин А-66. Основная система запуска являлась электрической с помощью стартера. В качестве дополнительного варианта присутствовала пусковая рукоятка. Кроме этого, конструкция двигателя предусматривала наличие газовой печки, функцией которой являлся обогрев блока цилиндров и поддона картера при минусовых температурах. На одной заправке бункера газогенератора двигатель способен был работать немногим более 2,5 часов, а без пополнения запаса топлива - до 10 ч.
Источник фото: techstory.ruДвигатель трактора КТ-12 вырабатывал до 33 кВт
Максимальная скорость передвижения достигала 12,3 км/ч (для того времени это был весьма неплохой показатель для данного типа техники).
Номинальная мощность | 33 л.с. |
Максимальная мощность | 36 л.с. |
Диаметр цилиндра | 101,6 мм |
Ход поршня | 114,3 мм |
Число оборотов коленчатого вала | 1 800 об/мин |
Расход топлива | 40 кг/ч |
Степень сжатия | 7,0 |
Кабина, рабочее оборудование
Трелевочный трактор КТ-12 комплектовался цельнометаллической двухместной кабиной закрытого типа, расположенной спереди над двигателем. В передней части корпуса были установлены две фары, сзади на крыше - прожектор.
Однобарабанная реверсивная лебедка, которой оснащался трактор КТ-12, в основном применялась для подтягивания хлыстов. Но в случае необходимости ее задействовали и для эвакуации техники, используемой на лесозаготовке. В состав погрузочного устройства трактора входил неподвижный коник (он был оборудован вращающимися роликами) и откидной шарнирный стальной щит (расположение - наклонное).
Масса КТ-12
Масса заправленного трактора | 5 800 кг |
Класс тяги | 30 кН |
Тяговое усилие | 3 100 кг |
Габариты
Габаритная длина | 4 505 мм |
Габаритная ширина | 1 900 мм |
Габаритная высота (по кабине) | 2 405 мм |
Дорожный просвет | 540 мм |
Технические характеристики КТ-12
Конструкция механической трансмиссии включала двухдисковое сцепление сухого трения и 5-ступенчатую коробку передач (последняя не имела синхронизаторов).
Источник фото: techstory.ruФото трактора КТ-12
Гусеничный движитель - четырехкатковый (диметр каждого катка - 545 мм). Гусеничная цепь имела цевочное зацепление с открытым шарниром (количество траков - 71, их ширина - 340 мм). Подвеска в свою очередь являлась зависимой рессорно-балансирной. Амортизаторы на передних и задних узлах подвески в то время не устанавливали. В целом ходовая часть была позаимствована у немецкого артиллерийского тягача RSO.
Минимальный радиус поворота | 3,1 м |
Электрооборудование, напряжение | 12 В |
Генератор постоянного тока ГА-08 | 190 Вт |
Аккумуляторные батареи 3-СТ-98 | 6 В |
Тяговое усилие на крюке | 45 кН / 3 500 кгс |
Лебедка, длина троса | 40 м |
Преодолевание уклонов | 30 град. |
Допустимый боковой крен | 20 град. |
Удельное давление на грунт | 0,039 МПа |
Модификации
Вплоть до 1956 года в конструкцию КТ-12 вносились изменения. В частности, в сравнении с изначальной версией трактора была улучшена компоновка машины для достижения более равномерной загрузки и повышения устойчивости. Кроме этого, двигатель был заменен на газовую модель ГД-30.
Аналоги
Исходя из основных технических характеристик к числу аналогов можно отнести: Онежец ТДТ-40, Онежец ТДТ-55, Онежец ТДТ-55А, Онежец 300БС.
Видео
Видео с канала Kostas TV [ АВТО СССР ]