2006 г. по сравнению с 2005-м общий индекс роста промышленного производства составил 103,9%. При этом рост производства машин и оборудования был равен 103,3%, электрооборудования, электронного и оптического оборудования-94,5%,транспортных средств и оборудования -103,3%. Лидерами в отрасли по объему производства машин и оборудования стали производители кормоуборочных комбайнов -рост составил 62,8%. Заметно увеличилось производство тракторов на гусеничном (на 30,7%) и на колесном ходу (23,9%), кранов башенных (на 30,4%), машин кузнечно-прессовых (30,2%), бульдозеров (25,3%), автогрейдеров (20,9%), кранов на автомобильном ходу (на 18,1%). В 2006 г. рост выпуска тракторов в основном обусловлен увеличением их реализации сельским товаропроизводителям через 0А0"Росагролизинг". Так, производство продукции на ОАО "Владимирский моторо-тракторный завод" возросло на 76%, в ОАО "Алттрак" -на 54%, в ОАО "Волгоградский тракторный завод" - на 28%. В производстве транспортных средств и оборудования увеличился выпуск электровозов магистральных на 45,8%, вагонов пассажирских на 26,1%, машин для городского коммунального хозяйства на 23,1%, грузовых автомобилей на 19,5%, легковых автомобилей на 9,9%, автобусов на 1.1% . Снижение производства вагонов грузовых магистральных (95,2%) во многом обусловлено расширением закупок вагонов украинского производства частики российскими операторами следствие возрастающей ценой конкурентоспособности украинской продукции.
Динамика производства основных видов строительно-дорожной техники в 2006 г.
Вид строительной техники | Произведено в 2006 г., ед. | 2006 г. в % к 2005 г. |
Краны на автомобильном ходу | 5161 | 118,1 |
Краны на гусеничном ходу | 62 | 155.0 |
Экскаваторы | 3990 | 111.9 |
Бульдозеры | 2223 | 125,3 |
Авторейдеры | 1184 | 120,9 |
Погрузчики строительные | 1818 | 139,1 |
Дробилки | 207 | 97,2 |
Мельницы | 146 | 133,9 |
Тракторы | 10952 | 127,2 |
Бетоносмесители | 52932 | 171,8 |
Доля техники зарубежного производства в парке основных строительных машин, %
Вид техники | На 01.01.2006 г. | На 01.01.2000 г. |
Экскаваторы одноковшовые | 28,3 | 19,2 |
Скреперы | 44,9 | 32,20 |
Бульдозеры на базе трактора | 17,9 | 12,2 |
Краны башенные | 11,9 | 9,7 |
Краны на автомобильном ходу | 14,0 | 12,0 |
Краны на пневмоколесном ходу | 34,4 | 27,3 |
Авторейдеры | 9,3 | 12,2 |
Основные факторы роста производства машиностроительной продукции в 2006 г. - интенсивное развертывание сборочных производств легковых автомобилей расширение рынков сбыта продукции ж.-д. машиностроения в основе применения лизинговых операций, освоение предприятиями станкостроения новых видов конкурентоспособного оборудования, увеличение заказов на машиностроительную продукцию в рамках реализации национальных проектов. Заметное влияние на состояние парка строительно-дорожной техники оказывает и развитие строительной деятельности. В настоящее время это одно из наиболее динамично развирающихся отраслей, которая определяет спрос на строительную вошку. В 2006 г. объем работ, "полненных по виду деятельности "Строительство", составил 2246,8 млрд. руб., или 115,7% к уровню 2005 г. Рост производства отмечался по всем отслеживаемым видам строительно-дорожной техники, кроме дробилок. Несмотря на рост отечественного производства, в парке строительных машин велика доля техники зарубежного производства.
С начала XXI в. Наблюдается вытеснение техники отечественного производства по всем рассматриваемым позициям, кроме автогрейдеров. Российские производители не могут изжить старую тенденцию - производить что возможно, а не то, что требует рынок. Причины тому - длительная изоляция российского машиностроения от мирового рынка, отсутствие необходимых инвестиций, существующая налоговая система и др. Совокупность значений технико-экономических показателей большинства моделей производимой техники (цена, производительность, эксплуатационные расходы, затраты на ремонт и убытки от их простоя и т. д.) делает их мало конкурентоспособными не только на мировом рынке, но и на внутреннем.
По-прежнему велика доля машин с истекшим сроком службы. Количество старой техники в РФ для разных видов машин составляет не менее 40%, но может превышать и 70%. В разных регионах России положение может несколько различаться, но в целом возраст используемой строительной техники сильно отличается в худшую сторону от нормативного. Даже в таком финансово благополучном регионе РФ, как Москва, отработали свой срок почти треть экскаваторов, все скреперы, почти 40% бульдозеров, около половины передвижных кранов и четверть фронтальных погрузчиков.
Доля строительных машин, давно выработавших ресурс, постоянно возрастает. Обновление марок происходит недопустимо низкими темпами, что хорошо иллюстрируют приведенные в таблице данные.
Динамика доли строительных машин с истекшим сроком службы, %
Вид техники | На 01.01.2006 г. | На 01.01.2000 г. |
Экскаваторы одноковшовые | 46.8 | 37.6 |
Скреперы | 71.0 | 47.6 |
Бульдозеры на базе трактора | 57.6 | 47.3 |
Краны мобильные | 61.0 | 47.5 |
Проблема обновления техники связана с наличием определенной психологической привычки, когда предприятия, даже имея финансовые ресурсы, не спешат менять старые машины, считая эту проблему второстепенной и не чувствуя объективной необходимости обновлять машинный парк, хотя в настоящее время существуют различные варианты оплаты: лизинговые схемы, частичная предоплата, отсрочки платежа и др.
ЗАО "Челябинские строительно-дорожные машины"
ЗАО "Челябинские строительно-дорожные машины" (дивизион "Спецтехника" Группы ГАЗ) реализовало потребителям спецтехники на 44% больше, чем в 2005 г. Столь высокие темпы роста предприятие показало впервые за последние 5 лет. Опережающими темпами росли продажи фронтальных погрузчиков: реализация модели В-160 увеличилась на 75%, а модели В-138 выросла более чем вдвое - на 111%. В 2005 г. ЗАО "ЧСДМ" начало серийный выпуск легкого фронтального погрузчика В-125 массой 11 т с ковшом вместимостью 1,5 м3. Модель предназначена для погрузки сыпучих и кусковых материалов, земляных работ с выгрузкой грунта в отвал или транспортные средства, планировки площадок и перемещения материалов на небольшие расстояния.
Высокая динамика развития завода стала результатом реструктуризации предприятия и внедрения передовых технологий и производственной системы Кайдзен, что позволило в 2006 г. снизить издержки производства и увеличить выпуск продукции. В 2005 г. ЗАО "ЧСДМ" закупило современное оборудование: швейцарские лазерный комплекс и пресс по раскрою металла Bistronic, американские токарно-револьверные прутковые полуавтоматы HAAS, а также ленточно-пильные станки для раскроя листов различного проката. Новое оборудование позволит в 2007 г. значительно разгрузить заготовительное производство и поднять производительность, повысив эффективность производства и качество продукции.
Группа ГАЗ
Реализация продукции ОАО "ГАЗ" и его дочерних обществ за период 2005-2006 г.. ед в сегменте дорожно-строительной техники
Вид техники | 2006 год | 2005 год | 2006 г. в % к 2005 всего | ||
Рынки РФ | Импорт | Рынки РФ | Импорт | ||
Экскаваторы | 1703 | 409 | 1397 | 146 | 137 |
Автогрейдеры | 586 | 196 | 460 | 176 | 123 |
Фронтальные и | 639 | 75 | 284 | 73 | 200 |
В 2006 г. существенно увеличила объемы реализации продукции во всех основных сегментах рынка коммерческой автотехники. Значительный рост отмечен в сегментах полноприводных большегрузных автомобилей (на 30%), автобусов среднего класса (на 25%),среднетоннажных грузовиков (на 19%), автобусов большого класса (на 11%), экскаваторов (на 37%). Рост производства строительно-дорожной техники стал следствием набирающего обороты строительства на федеральном уровне и развития рынка в целом. Создание СП ООО "Экскаваторный завод "Ковровец" по выпуску гусеничных экскаваторов позволило существенно расширить модельный ряд в этом сегменте и должно стать важным фактором роста. Рост в сегменте автогрейдеров обусловлен реализацией комплекса мероприятий . направленных на повышение качества техники . и использованием импортных комплектующих. Рост в сегменте погрузчиков связан с расширением модельного ряда техники. Изменением ценовой политики и общим развитием данного сегмента рынка.
Владимирский моторо-тракторный завод в феврале 2007 г. поставил последний из 27 тракторов, изготовленных по заказу администрации Владимирской области. Это в основном коммунальные машины, укомплектованные отвалом и щеткой - приспособлениями для круглогодичной уборки улиц и придомовых территорий, а также тракторы для сельскохозяйственных нужд. Это самый крупный госзаказ от области, полученный ОАО "ВМТЗ" за последние годы. Контракт на производство и поставку продукции за счет средств областного бюджета предприятие заключило в декабре 2006 г. по итогам открытого конкурса. Распорядителями средств выступили департаменты жилищно-коммунального хозяйства, природопользования и окружающей среды, по физической культуре, спорту и туризму, здравоохранения и образования областной администрации. В планах завода на ближайшие годы - выпуск мощных тракторов Т-50 класса 0,9 и Т-85 класса 1,4.
В ОАО "Промтрактор" (входит в состав концерна "Тракторные заводы") в 2006 г. объем продаж составил 5,2 млрд. руб., что на 30,4% больше показателя 2005 г. Особенно экономики Индии, Индонезии, ОАЭ. По итогам Chetra на очень конкурентных рынках за последний год сильно укрепила свои позиции. Одним из достижений стало увеличение экспорта в 2,1 раза. Сегодня чебоксарские тракторы находят применение в различных отраслях активно росли поставки за рубеж, и модель2005 г. МЭРТ России уже признало ОАО "Промтрактор" лучшим экспортером года. Вступление России в ВТО рассматривается предприятием как фактор, устраняющий таможенные пошлины и способствующий росту экспортных продаж тракторов Chetra. Примером успешной внешнеэкономической деятельности предприятия может послужить подписанный контракт на поставку партии трубоукладчиков для одной Промтрактор" демонстрирует высокий International, в рамках которого чебоксарские машины будут задействованы на строительстве самого крупного в мире нефтеперерабатывающего завода мощностью 33 млн. т нефти в год
"Промтрактор" демонстрирует высокий по нынешним меркам рост финансовых показателей . . В 2006 г. предприятие получило 454 млн. руб. чистой прибыли - на 25% больше, чем в 2005 г. Показатель EBITDA возрос на 57,2%, до 982 млн. руб. (для сравнения: рост объема сальдированной прибыли в производстве машин и оборудования в целом по России составил 18%, экспорта - 22%).
Инвестиции в развитие производства увеличились за 2006 г. в 3,5 раза и составили 437 млн. руб. В рамках программы технического перевооружения в ОАО "Промтрактор реализуется ряд масштабных проектов, которые позволят увеличить объемы выпуска тракторной техники к 2010 г. в 2 раза. Соответственно должны возрасти и продажи, в том числе и экспортные поставки.
Завод "Брянский арсенал" (дивизион "Спецтехника" Группы ГАЗ) в 2006 г. произвел дорожно-строительной техники на 27,4% больше, чем в 2005 г. Из цехов предприятия вышли 335 автогрейдеров ГС-14.02. Это рекордное количество произведенных средних грейдеров за последние 15 лет. В 2006 г. "Брянский арсенал" выполнил значительные контракты на поставку машин в Красноярский край и их экспорт в Белоруссию, Азербайджан, Украину и Казахстан. В 2005 г. на заводе создан опытный образец тяжелого автогрейдера ГС-25.09 - полноприводной машины с гидростатическим передним отключаемым мостом фирмы Poclain (Франция), новой кабиной, трансмиссией, автоматической коробкой передач и тандемной тележкой фирмы ZF. В 2007 г. "Брянский арсенал" приступит к серийному выпуску ГС-25.09, после чего предприятие станет производить полный модельный ряд автогрейдеров.
000 "Гусеница", дочернее предприятие 000 "ЧТЗ-Урал-трак", приступило к серийному производству гидромеханических стальных гусениц разных модификаций со смазывающим шарниром. Новинка позволяет существенно увеличить ресурс ходовой части тракторной техники. Пока только 60% сходящих со сборочного конвейера ЧТЗ инженерных машин комплектуется такими гусеницами, но до конца 2007 г. их количество планируется увеличить. Успешно продолжаются эксплуатационные испытания стальных гусениц с литым траком. Себестоимость литого трака ниже, чем обычного, состоящего из пяти элементов. В 2006 г. от потребителей продукции 000 "Гусеница" не поступило ни одной рекламации на качество.