Все детали ковша соединены между собой сваркой. Задняя стенка скруглена, чтобы избежать трения о грунт при повороте.
Данный вид оборудования различается по назначению (по типам): усиленные, скальные, планировочные, траншейные, профильные, зачистные, погрузочные и т. д. На одну и ту же модель экскаватора могут устанавливаться модели разной вместимости, конфигурации и конструкции.
При проектировании ковшей используют программы AvtoCAD, SolidVorks, AvtoPOL, что позволяет рассчитывать прочностные характеристики детали. Маркированная сертифицированная сталь раскраивается на современном аппарате газокислородной резки с ЧПУ. На листогибочном станке придают соответствующую форму задней стенке. Для улучшения качества сварных швов все детали очищают от окалины в дробеструйной камере.
Ковш собирают на специализированном стапеле. Сварку производят опытные сварщики на сварочных полуавтоматах. Втулки крепления растачивают на расточном станке, обеспечивающем соосность отверстий. На последнем этапе производственного процесса собранный и сваренный экземпляр обрабатывают в дробеструйной камере, при этом снимается окалина и внутренние напряжения со сварных швов. Окраска производится в соответствии с требованием заказчика.
Немаловажной является организация строгого технического контроля на каждом этапе производственного процесса, что позволяет повысить качество продукции.
Земляные работы, как правило, выполняют ковшами с зубьями или коронками. Число и тип зубьев зависят от ширины навески и вида работ, для которых он предназначен. Зубья помогают уменьшить первоначальное усилие внедрения в обрабатываемый материал и снизить износ плоской режущей кромки.
За последние 30 лет главный рабочий инструмент экскаватора существенно конструктивно не изменился. Значительную эволюцию претерпели конструкции зубьев и способы их крепления. Раньше в основном использовали вставные зубья. Их крепили в гнезда режущей кромки, чаще всего выполненные как единая литая деталь, что существенно удорожало и утяжеляло продукцию. Сегодня наибольшее распространение получили вильчатые зубья с болтовым креплением к режущей кромке для оборудования вместимостью до 0,3 куб.м и для экскаваторов второй размерной группы, а также коронки, надеваемые на адаптер, приваренный к ковшу, и фиксирующиеся специальным штифтом. Такая конструкция позволяет снизить металлоемкость, а значит, и стоимость зубьев - основного расходного элемента.
Практика показывает, что работоспособность рабочих органов и главным образом режущего инструмента зависит от технологии производства. На интенсивность износа режущего инструмента (зубьев, коронок, режущей кромки) влияют:
- свойства и структура поверхностного слоя металла, взаимодействующего с обрабатываемым материалом;
- свойства обрабатываемого материала (твердость, прочность, размер частиц, степень однородности).
Зубья изготавливают из износостойких сталей с повышенными прочностными характеристиками. Литые зубья изготавливают из стали 110Г13Л или из конструкционных марганцевохромомолибденовых и никелевых сталей. Существенное влияние на работоспособность зубьев оказывают:
- химический состав стали;
- термоупрочнение (способы термообработки);
- способы формообразования;
- применяемый метод изготовления – поковка или литье.