Рынок в цифрах
Отгрузки российской строительно-дорожной техники за январь – апрель 2025 года сократились на 40% из-за падения спроса и роста себестоимости, сообщает «Росспецмаш». Производители обсуждают остановку инвестиций и снижение объёмов заказов.
После ухода западных поставщиков угольщики Сибири стали массово закупать китайскую технику — в 2024 году, например, ввезли карьерных самосвалов на $521 млн (в 11 раз больше, чем в 2021-м). Российские заводы также постепенно наращивают производство оборудования и запчастей, однако этого недостаточно: угольщики сочетают китайские машины с российскими.
Что показали на СТТ Expo 2025?
Несмотря на общий спад на рынке, выставки в этом году проходят с размахом. Мы подготовили обзор новинок СТТ Expo 2025 в двух частях:
— Выбрали самые интересные разработки российских и белорусских предприятий.
— Изучили импортные новинки: продукцию из Китая, технику совместного российско-китайского производства, а ещё машины из Турции и Чехии.
Импортозамещение
В Подмосковье появятся два новых завода по производству гидравлического оборудования и спецтехники. Совместный проект «ДСТ-УРАЛ» и «Пневстроймашины» получил 6 млрд рублей инвестиций, запуск предприятий запланирован на 2026 год.
ЧТЗ запустит производство фронтальных погрузчиков грузоподъёмностью от 2,8 до 5,5 тонны в Челябинской области. Инвестпроект стоимостью 750 млн рублей реализуют по механизму СПИК 1.0.
АО «РУСБУРМАШ» в течение пяти лет планирует полностью перейти на отечественное буровое оборудование. Компания внедрит установки ZBO S15E и S50 на свои месторождения и примет участие в разработке проектов новых буровых установок АО «ЗБО». Проект поддержан Минпромторгом.
«Уральская Сталь» разработала новую марку стали для производителей горной техники — HardUS 400. Характеристики: твёрдость — 360–430 НВ, плоскостность — не более 6 мм/м.
Современные технологии
Московская область совместно с Яндексом запустили систему «Яндекс Вектор» для оптимизации маршрутов коммунальной техники — к ней уже подключены 7 муниципалитетов и задействована 31 машина. Проект планируют масштабировать по всей стране.
Для строительства трассы М-12 начнут использовать беспилотную спецтехнику. В рамках пилотного проекта ГК «Нацпроектстрой» и АО «ГЛОНАСС» оснастили дорожный каток системой высокоточного автовождения. Это первый в России опыт внедрения автономных технологий в дорожное строительство.
Ростех и Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга договорились о внедрении электропогрузчиков в коммунальное хозяйство города. Для этих целей специалистами холдинга «Высокоточные комплексы» разрабатывается мини-погрузчик АНТ-1000Е с электроприводом.
Интервью
ЧЕТРА расширяет модельный ряд и локализует производство, чтобы закрыть потребности рынка в рамках импортозамещения. На CTT Expo 2025 компания представила новинки спецтехники и заявила о планах по освоению новых сегментов.
Структура поставок запчастей в добывающей отрасли меняется: западные компоненты сложно заменить, а новые каналы несут риски и удорожание. Компании, такие как «Майнинг Элемент», адаптируются, развивая кастомизацию и реверс-инжиниринг.
По прогнозу Антона Николаева (SANY), рынок спецтехники в этом году сожмётся на 30–40%, и его поделят между собой более сильные игроки. Как отметил специалист, в сложных экономических ситуациях меньше всего страдает сегмент премиум-класса, с хорошей послепродажной поддержкой.
Несмотря на то, что во втором полугодии строительная отрасль начала постепенно замедляться, на объёмах продаж навесного оборудования это практически не сказалось, рассказали в компании «Традиция».
Новинка российского рынка — мачтовые вилочные погрузчики. Поговорили о продажах подъёмной техники и интересных разработках, которые появились в этом году, с региональным менеджером LGMG Андреем Орловым.
Экспертное мнение
Топ-менеджер LiuGong считает, что электрификация строительной техники в России возможна. Электромашины выгоднее ДВС, который теряет до 70% энергии впустую, «отапливая улицу», но их массовое внедрение сдерживают сложности с инфраструктурой: нужно развивать сеть зарядных станций.
Китайские автокраны заняли более 60% российского рынка, потеснив отечественных и европейских производителей, рассказал представитель Zoomlion. Немалую роль в этом сыграло повышение надёжности китайской спецтехники и усиление сервисной поддержки.
О маркетинге на рынке спецтехники
Серия материалов, призванных повысить продажи спецтехники на рынке России:
- Елизавета Тихонова, представитель компании «АЗОТТЕХ», рассказала о новых трендах в маркетинге с ориентиром на миллениалов и зумеров.
- Александр Шершнёв из «Белагро» поделился опытом, как продавать спецтехнику в условиях ботов и падающего спроса.
- Екатерина Оганисян, ТД «Профессионал», перечислила способы, как B2B-бренду выделяться — без спама, но с эффектом «вау».
- Артём Елисов, «КОМПЛЕТО», рассказал, как выстроить digital-продажи и не слить бюджет.
- Георгий Картелишвили, партнёр агентства Paper Planes, составил пошаговую инструкцию по экспертным продажам в B2B.
- Анастасия Дёмина, «Юнгхайнрих», на примере онлайн-магазина JH-SHOP.RU объяснила, как открыть успешный интернет-магазин в B2B.
Редакция Экскаватор Ру