Источник фото: liugongrussia.ruАлександр Нетид, руководитель отдела развития продуктов LiuGong
Александр Нетид, руководитель отдела развития продуктов LiuGong, выступил с докладом об электрификации строительной техники на конференции «Реальная спецтехника». Он подчеркнул, что экологическая повестка, положительный опыт карьеров ещё со времён СССР и желание снизить вредные выбросы — ключевые причины развития электрических машин. В Китае это направление получило государственную поддержку и масштабное внедрение, особенно в мегаполисах с плотной застройкой и высокой запылённостью.
По словам спикера, техника с электроприводом выгодно отличается показателем КПД: в отличие от ДВС, который теряет до 70% энергии впустую, «отапливая улицу», электромоторы эффективнее и проще в управлении. В линейке LiuGong есть электрифицированные фронтальные и вилочные погрузчики, а также опытные образцы грейдеров, катков и самосвалов.
Помимо эффективности, преимущество электромашин — в стоимости владения (нет потерь на поддержание избыточной мощности при работе техники с ДВС, внедрена возможность повторного использования энергии посредством рекуперации системы торможения обратного хода).
Однако есть и препятствия. Среди них, в первую очередь, — инфраструктура. Чтобы внедрять электроспецтехнику, нужно развивать сеть зарядных станций. В Китае это уже реализовано, а в России, как отметил А. Нетид, путь к одной зарядке может занять месяцы согласований. Сегодня техника с электроприводом эффективна лишь там, где есть дешёвая электроэнергия и промышленная мощность.
Тем не менее примеры уже есть: в Подмосковье эксплуатируется 5-тонный электропогрузчик LiuGong, успешно прошедший испытания даже в морозы. Электрические машины также рассматриваются как перспективные решения для городских коммунальных служб и сельского хозяйства.
Спикер подчеркнул, что эксплуатация такой техники требует перестройки процессов, особенно в учёте времени зарядки. Но плюсы очевидны: меньшие затраты на обслуживание, возможность удалённой диагностики и высокая точность управления.
Александр Нетид уверен: электротехника не заменит полностью дизельную, но займёт прочное место в нишах, где экологичность и эффективность выходят на первый план.