«Росспецмаш»: добросовестная конкуренция на рынке спецтехники будет, нужно время
Журнал Строительная техника и оборудование
Скачать PDF

«Росспецмаш»: добросовестная конкуренция на рынке спецтехники будет, нужно время

СКАЧАТЬ PDF
08 января 2024
Защита отечественного производителя от экспансии с Востока стоит на трёх китах: утилизационный сбор, техническое регулирование и субсидии

Российские производители спецтехники обеспокоены экспансией китайских компаний, которые с 2022 года сильно изменили рынок. Высказываются опасения, что агрессивный импорт из-за рубежа не лучшим образом влияет на развитие отечественного машиностроения.

[bnr_240x400]

В Российской ассоциации производителей специализированной техники и оборудования («Росспецмаш») констатируют, что иностранные и российские производители находятся в неравных условиях конкуренции. Зарубежные компании, как правило, пользуются широкомасштабной поддержкой в своих государствах, причём она не всегда афишируется. Поэтому те могут позволить себе выставлять цены на продукцию на грани рентабельности, демпингуют на российском рынке.

Отсюда вывод: модернизация производства невозможна без поддержки государства. О том, что делается в этом направлении, рассказал заместитель директора ассоциации «Росспецмаш» Вячеслав Пронин.

Вячеслав Пронин, заместитель директора ассоциации «Росспецмаш»Источник фото: rosspetsmash.ruВячеслав Пронин, заместитель директора ассоциации «Росспецмаш»

Какие меры защиты предлагает «Росспецмаш» для создания добросовестной конкуренции на рынке спецтехники в России?

— У каждого сегмента этой отрасли свои проблемы. Но в целом любая нормальная страна защищает свой рынок с помощью тарифных инструментов — прежде всего, это импортная пошлина. Но, вступив в ВТО, мы себе этот путь отрезали. Пришлось создать квази-пошлины, так называемый утилизационный сбор. По сути, это те же пошлины. Это основной механизм, в мире ничего иного не придумано, кроме как защищаться таким образом. Не в плане запрета импорта как такового, а для выравнивания ценовых условий на внутреннем рынке. Например, в Китае производителям выделяют огромные субсидии, они могут быть скрытыми — в виде отмены налогов, в виде прямых траншей, госзакупок по завышенным ценам.

На самом деле мы стремимся к равенству не ценовому, а техническому. Соответственно, есть более глобальный инструмент для защиты рынка и потребителя — техническое регулирование. То есть следить за тем, чтобы добросовестно выполнялась сертификация. Чтобы технический уровень поступающей на рынок продукции был не ниже определенного минимума, который установлен государством. Чтобы те, кто использует перспективные продвинутые технологии, оказывались бы в более выигрышном положении. Это необходимо для стимулирования прогресса.

Подытожим: утилизационный сбор — это простой механизм, а сложный — техническое регулирование. Если невозможно ни то, ни другое, для выравнивания условий конкуренции, а также поддержки потребителей предлагаются субсидии. Вот такие три базовых механизма, к которым мы апеллируем.

Есть ли у вас планы по популяризации российской спецтехники?

— Это не планы, а постоянная работа. Мы регулярно проводим специализированные выставки и форумы. Если речь о строительно-дорожной технике — совместно с Минпромторгом России раз в два года организуем выставку «Стройдорэкспо». Принимаем участие в международных выставках в рамках коллективных стендов, организуем бизнес-миссии. Ежегодно проводим конференции для каждой отрасли специализированного машиностроения, где наши предприятия могут рассказать потребителям и представителям органов государственной власти о достижениях или даже неудачах (такое тоже случается).

Редакция рекомендует:
В Беларуси собирают китайские бульдозеры для России

— Какие машины на российском рынке сейчас наиболее востребованы? Какое производство следует существенно нарастить?

— Самые большие пробелы — это гусеничные и колёсные экскаваторы, фронтальные погрузчики. Там ситуация сложная. Наверное, катки также стоит отнести к сложному сегменту. И даже при увеличении объёмов производства, при росте мощностей рынок удовлетворить на все 100% пока не удастся. При этом мы видим, что в каждом из этих сегментов за последние пару лет появилось по одному–два крупных инвестиционных проекта. Так что развитие есть.

Cуществуют сегменты, где мы никогда не присутствовали, например, дорожные фрезы, бетонные укладчики. Там исторически не было производства, а сейчас оно зарождается и развивается. Безусловно, этот процесс нужно поддерживать. И уже есть инвестпроекты, просто им нужно время, чтобы развернуться.

— Будут ли и дальше развиваться программы субсидирования производства и локализации ключевых компонентов, чтобы не зависеть от иностранных поставщиков.

— Я не могу отвечать за правительство, но пока мы не видим, чтобы их сворачивали.

Мнение: «Для развития производства и локализации комплектующих не хватает денег и системной организационной поддержки»Источник фото: exkavator.ruМнение: «Для развития производства и локализации комплектующих не хватает денег и системной организационной поддержки»

— Каковы перспективы развития производства и локализации комплектующих в условиях санкций?

— Многое зависит от действий государства. Необходимо продолжать проводить адекватную политику в области развития собственного производства. Есть Постановление Правительства РФ N 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации», где прописываются минимальные требования локализации. Есть Фонд развития промышленности, который поддерживает проекты по углублению локализации. У нас сохранились школы по производству гидравлики, подшипников, моторостроению. Есть с кем работать, есть кому работать, есть куда продавать — рынок большой. Как обычно, не хватает мелочи — денег и системной организационной поддержки. Но мы видим, что государство занимает продуктивную позицию. Если так будет продолжаться и дальше, перспективы развития производства и локализации комплектующих будут очень даже хорошие.

— Можете по пунктам перечислить, что уже сделано для выравнивания условий конкуренции с иностранными компаниями?

— Созданы программы субсидирования, действует программа ФРП, которая предоставляет льготное финансирование, введены утилизационные сборы для развития рынка. Продолжает развиваться техническое регулирование в виде 10-го регламента «О безопасности машин и оборудования» и ужесточается контроль за соблюдением его требований. Техническое регулирование развивается годами, система должна отстраиваться и развиваться. Нельзя ожидать, что она быстро станет идеальной, но работа в этом направлении идёт, это долгоиграющие и сложные проекты.

Автор: Сергей Малиновсикй

Оцените, пожалуйста, статью,
нам очень важно ваше мнение:
4,17
5
3
6
Лучшие материалы Экскаватор Ру у вас на почте! Никакого спама
Подписаться
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете свое согласие на обработку персональных данных.