В приведенной ниже статистике используются результаты анализа членов Ассоциации европейского бизнеса.
2012–2020: динамика продаж
Несмотря на ряд сдерживающих факторов, в 2020 году отмечен незначительный рост на рынке. По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи спецтехники в России увеличились по сравнению с 2019 годом на 0,3%. Тем не менее этот показатель до сих пор отстает от уровня рынка в 2012–2013 годах и пока составляет только 88% от результата тех лет.
Отдельно отметим, что в 4 квартале 2020 года произошёл рост продаж техники на 1%.
Среди представленных в отчёте АЕБ типов техники лидирующие позиции занимают гусеничные экскаваторы (их доля в общем объёме — 31%) и экскаваторы-погрузчики (27%).
На протяжении 2020 года можно было наблюдать противоположные тенденции. Если в первом квартале был зафиксирован рост продаж (+13%), то уже во втором произошло снижение (-12%). Во второй половине года снова наметилась незначительная положительная динамика. Результат третьего квартала — плюс 2%, четвертого — плюс 1%.
Дополнительно отметим, что в отчёт АЕБ за 2020 год впервые включены данные по дорожным каткам и асфальтоукладчикам.
Сегменты рынка. Сколько было продано машин за год?
Объёмы продаж гусеничных экскаваторов увеличились на 3%. Всего в 2020 году была реализована 4 231 единица техники. Это на 109 машин больше по сравнению с 2019 годом. Максимальный рост продаж отмечен в марте (+40%), наиболее значительное падение — в феврале (-16%).
Продажи экскаваторов-погрузчиков в 2020 году выросли незначительно. Общий объём поставок составил 3 709 единиц. Это на 0,2% больше по сравнению с 2019 годом. Самый высокий рост был зафиксирован в январе (+53%), но уже в апреле произошло резкое падение (-51%). В целом в течение года отмечалась нестабильная ситуация и лишь к концу отчётного периода объёмы продаж смогли выйти в плюс.
Рынок колёсных экскаваторов в 2020 году значительно просел. Продажи техники данного типа упали на 12% по сравнению 2019 годом, всего была реализована 631 единица. Наиболее значительный спрос со стороны покупателей был зафиксирован в июне (+63%). Положительная динамика также отмечалась в январе, марте и ноябре.
Динамика рынка погрузчиков с бортовым поворотом в течение 2020 года была нестабильной. Всего продано 1 240 машин, что на 4,8% меньше, чем в 2019 году. Высокая активность покупателей наблюдалась в январе и феврале — плюс 41% и 147% соответственно. Но к концу года показатели значительно снизились. Результат декабря — минус 41%.
Отрицательная динамика продаж наблюдалась и на рынке гусеничных тракторов (-2,1%). Снижение началось уже в январе (-22%). Самым неудачным месяцем можно назвать июнь (-32%), а периодом с наиболее значительным ростом — сентябрь (+57%).
Автогрейдеры пользовались спросом, но продажи были нестабильны. Всего в 2020 году было продано 710 единиц (+3,8%). Наиболее значительный спад произошел в феврале (-48%) и августе (-50%).
На рынке сочлененных самосвалов отмечено снижение объёмов продаж. Всего в 2020 году было реализовано 169 единиц, что на 18% меньше, чем в 2019 году.
Повышенным спросом в прошлом году пользовались гусеничные асфальтоукладчики. Всего продано 258 единиц техники (+49,1%). Рост продаж отмечался практически в течение всего года, за исключением мая и января.
Сегмент дорожных катков показал рост на 42% — до 485 единиц. Из них 265 машин — это двухвальцевые вибрационные катки (+43,2%), 190 единиц — одновальцевые вибрационные (+35,7%). Возрос спрос и на пневмоколесные катки: всего было продано 30 единиц (+76,5%).
Что касается карьерных самосвалов, то в этом сегменте рынка было заметное падение. Всего в 2020 году продано 149 единиц, что на 39% меньше данных 2019 года.
Рынок 2020: доли федеральных округов
Среди федеральных округов по-прежнему лидирует Центральный. Однако его доля в общем объёме продаж снизилась до 26%: это на 1 процентный пункт меньше, чем в 2019 году. Позиции Северо-Западного округа остались на уровне прошлого года (14%). Дальневосточный и Приволжский округа увеличили свои доли до 14%.
Всего на территории России было продано 13 820 единиц техники (+0,32%). Больше всего реализовано машин в Москве (2 051). Однако это на 6,5% меньше, чем в 2019 году. А вот в Приволжском округе продажи увеличились до 1 980 единиц (+6,7%). Почти на 10% вырос объём продаж в Дальневосточном округе (до 1 890).
В топ-3 регионов вошли Москва (2 051 единица техники), Санкт-Петербург (627) и Красноярский край (620).
Регионы с объёмом рынка 200 и более машин
Наиболее значительный рост зафиксирован в Орловской области, Республике Калмыкия, Марий Эл и Алтайском крае. В данных регионах продажи выросли более чем в три раза.
Регионы с наибольшим ростом
Аутсайдер рынка — Республика Тыва. В 2020 году в регионе не было реализовано ни одной единицы техники. Почти на половину снизились объёмы продаж в Костромской, Псковской, Ярославской и Кемеровской областях.
Регионы с наибольшим падением
Утильсбор: ставки снова повышаются
Размер утилизационного сбора по-прежнему остается одним из основных сдерживающих факторов развития отечественного рынка. Повышение этого сбора отрицательно сказывается на уровне продаж и конкурентоспособности импортной техники.
Для решения этой проблемы необходим поиск баланса с учётом всех мароэкономических факторов. А он сейчас искусственно нарушен. Такое мнение высказал Андрей Комов, председатель, комитета производителей дорожно-строительной и спецтехники Ассоциации европейского бизнеса.
Прогноз на 2021 год был изменён с положительного на отрицательный. Как отметил Андрей Комов, повышение утилизационного сбора в два–четыре раза приведёт к росту цен на 80%, а значит, и к сокращению рынка. Согласно анализу специалистов АЕБ, в 2021 году более 2/3 машин на рынке подорожает на 15–25%.
Аналитика Экскаватор Ру: лучшие материалы и циклы статей