2011 год стал более чем успешным: доходы 50 крупнейших мировых производителей строительной техники и оборудования выросли на 25% и составили 182 миллиарда долларов. Предшествующий рекордный показатель был зафиксирован в предкризисном 2008 году – 168 миллиардов.
Как и в предыдущие годы, ряд китайских производителей показали стабильный рост. Так, компании Sany и Zoomlion смогли укрепить свои позиции в ТОП-10, а за последнее десятилетие доля китайцев в доходах ТОП-50 возросла в 10 раз. Тем не менее, отмечается, что несмотря на достижения китайского рынка, изменения в Желтой таблице этого года во многом связаны с увеличением продаж в других регионах, главным образом, в Европе и США. Так, такие компании как John Deere, Terex, JCB и CNH, к примеру, имеют хорошие позиции на европейском и американском рынках, но не составляют серьезную конкуренцию на рынке Китая. С другой стороны, остальные крупные китайские производители, за исключением Sany и Zoomlion, не смогли значительно продвинуться в рейтинге. XCMG, для примера, снизилась на две позиции и заняла 11 место, позиции компаний XGMA, Sanward и Chenggong не изменились. Несколько китайских производителей улучшили свои позиции, то только на один или два пункта.
В течение всей десятилетней истории Желтой таблицы два бренда – Caterpillar и Komatsu - твердо занимают верхние строчки рейтинга и намерены удерживать их и в обозримом будущем. Две компании, следующие за ними, поменялись местами по сравнению с прошлым годом: Volvo поднялась на одну позицию и заняла третье место, а Hitachi опустилась на четвертое. Но, стоит отметить, что различие в уровне доходов данных компаний не высок.
Sany заявила свои права на 6-ю позицию, Zoomlion и Terex также улучшили свои показатели. Впервые за последние три года в ТОП-10 вернулась американская компания John Deere. Но если кто-то поднимается, кто-то должен потерять свои позиции: компания Doosan снизилась на три пункта, а XCMG после двух лет нахождения на 10-м месте выпала из ТОП-10.
При просмотре результатов третьего десятка рейтинга необходимо учитывать, что позиции компаний Sandvik и Atlas Copco были пересчитаны, чтобы исключить доходы подразделений горного оборудования. Это связано с тем, что в прошедшем году эти производители провели реструктуризацию, в ходе которой строительные и горнодобывающие сегменты были выделены в отдельные структуры. Поэтому Sandvik, в прошлом году занимавшая 8 строчку рейтинга, опустилась до 27-й, а компания Atlas Copco закрепилась на 22-й позиции (в 2010 г. данная компания занимала 12-ю строчку, хотя, если бы учитывались продажи только строительного оборудования, ее место было бы аналогично этому году).
ТОП-40 закрывают такие компании как Telcon и Boart Longyear. Bell Equipment поднялась на 4 позиции и впервые вошла в ТОП-40.
Компании, активно работающие на рынке кранов, потеряли свои позиции – речь идет о Kato, Kobelco и Tadano.
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ
В течение прошлого года доля Caterpillar в доходах компаний из ТОП-50 увеличилась на 1,7%. Это, в сочетании с улучшениями позиций Terex и John Deere, позволило американским компаниям превысить показатель в 30%.
За ними следуют представители Японии с 23,2% долей (в прошлом году - 23,5%). Доля китайских производителей выросла с 15-ти процентного показателя прошлого года до 16,8%. Доходы производителей из Поднебесной выросли до 30,6 миллиардов долларов.
Доля шведских производителей уменьшилась до 7,4%, что связано с тем, что доходы горнодобывающих подразделений Sandvik и Atlas Copco не учитывались при составлении Желтой таблицы.
Доля европейских производителей в ТОП-50 составляет 22,5%. Для сравнения: в прошлом году этот показатель равнялся 25,8%. Данная динамика объясняется тем, что производители из Азии заняли 45,7%, а североамериканские компании – 31,4%.
* Окончание финансового года 31 марта 2011 г ** Оценочно
*** позиция 2011 года пересчитана с учетом вычета доходов от продаж горнодобывающего оборудования
ПРОГНОЗ НА ТЕКУЩИЙ ГОД
Прошедший год дает основание надеяться на продолжение умеренного развития рынка строительной техники и оборудования, с некоторым снижением продаж в Китае, Европе и Японии, компенсированным небольшим ростом объема продаж в Северной Америке и стабильным ростом в Индии.
На рынке США главную роль по-прежнему будут играть такие производители как Caterpillar и John Deere. Будет интересно увидеть, как ожидаемое снижение на рынке Китая повлияет на местных производителей. Но, стоит сказать, что 2011 год предоставил несколько интересных фактов в развитии китайских компаний: Liugong приобрела польского производителя HSW и его торговую сеть Dressta, Sany выкупила немецкую компанию Putzmeister и подписала дистрибьюторское соглашение с Palfinger. Это поможет им смягчить падение на рынке Китая.
Несмотря на ослабление внутреннего рынка, китайские производители будут продолжать становиться все более популярными и, вполне вероятно, что в течение следующих 2-3 лет они смогут обогнать производителей из Японии и будут уступать только американцам.
Чтобы посмотреть полную версию Желтой таблицы, нажмите на изображение ниже
Позиции в Желтой таблице базируются на доходах компаний в календарном году в долларовом эквиваленте. Данные взяты из различных источников: аудиторские проверки, официальные отчеты компаний, данные авторитетных сторонних организаций, таких как Reuters. Рейтинг публикуется ежегодно журналом International Construction