Источник фото: techstory.ruФото ЧТЗ Т-100
Полное название Т-100 - Т-100М. Первоначально машина, разработанная на базе более ранней модели С-100, должна была называться С-100М ("С" расшифровывается как "Сталинец", "М" - "модернизированный"). Однако к моменту выпуска трактора от использования бренда "Сталинец" было решено отказаться.
Основная отрасль, в которой использовался трактор, - строительство. Он находил применение и в сельском хозяйстве, но уступал специализированной с/х технике по такому показателю, как скорость хода.
Параллельно с производством Т-100 конструкторы завода вели разработку модели Т-130, которая постепенно вытеснила "сотку" из производственной программы предприятия.
Двигатель
Мощность силового агрегата трактора Т-100М, первый образец которого был собран 9 октября 1963 г., составлял 108 л.с. Модель двигателя - Д 108, тип - 4-цилиндровый 4-тактный. Данный мотор являлся более экономичным в сравнении с устанавливаемым на "сотку" предыдущей модели: удельный расход топлива снизился до 173 - 175 г/э.л.с.ч. В частности, этого удалось добиться благодаря введению смесеобразования с непосредственным впрыском топлива. В конструкции мотора больше не использовались предкамеры, а форсунки стали устанавливать непосредственно в головки цилиндров (для этого были предусмотрены специальные втулки). Еще больше сократить потребление горючего помогала функция отключения подачи дизеля во втором и третьем цилиндрах при переходе на холостой ход.
Источник фото: techstory.ruМощность двигателя превышала 100 л.с.
Расскажем и о других особенностях. Так как камера сгорания теперь располагалась в днище поршня, давления впрыска топлива пришлось повысить до 200 кгс/кв.см. Ранее устанавливалась сферическая камера сгорания, одна из полусфер которой размещалась в верхней части цилиндра, вторая - в поршне.
Степень сжатия двигателя была сокращена до 14. Также были доработаны детали клапанного механизма. Пусковой двигатель, получивший название П 23, оборудовали стартером СТ 204.
В будущем двигатель Д-108 широко использовался в конструкции другого оборудования, например, при производстве компрессорных станций и дизель-генераторов. Также им комплектовались экскаваторы Э-10011.
Технические характеристики Т-100 ЧТЗ
От своего предшественника (модели С-100) трактор Т-100 довольно значительно отличается. Помимо изменений, которым был подвергнут двигатель, была также увеличена расчетная сила тяги трактора.
Объем топливного бака | 235 л |
Тяговая сила 9 500 кгс | 9 500 кгс |
Давление впрыска топлива | 200 кгс/кв.см |
Мощность двигателя | 108 л.с. |
Количество цилиндров | 4 |
Кабина
Т-100М можно было легко отличить от прочих используемых в то время тракторов по внешнему виду: лобовые стекла располагались под наклоном, а крыша кабины изготавливалась из металла.
Для того времени условия труда машиниста была весьма комфортны. Было установлено мягкое сиденье и освещение, а работа принудительной вентиляции была обеспечена за счет всасывания части воздуха из кабины в двигатель. Из минусов такого решения можно назвать повышенный уровень шума.
Источник фото: techstory.ruФото ЧТЗ Т-100
Позаботились конструкторы и об упрощении процесса заправки. Они предусмотрели вакуумное устройство, работающее от энергии выхлопных газов, благодаря которому можно было выполнять заправку топлива из тары, расположенной ниже уровня топливного бака.
Модификации Т-100 ЧТЗ
Для работы на грунтах всех типов в различных климатических условиях было разработано 22 модификации Т-100 (по состоянию на 1964 год). В частности, предлагались гидрофицированная версия для навески бульдозерного оборудования (получила название 100МГП), болотоходная с гусеницами увеличенной ширины (Т 100МБ), сельскохозяйственная (Т-100МГС) и др. Трактор можно было переоборудовать в скрепер, каток, кран, свайный копр и т.д. Отметим также, что на первом этапе трактор выступал базой для бульдозера ДЗ-53 с канатным управлением отвалом, а впоследствии в его конструкцию была добавлена гидравлическая система. Новая модель бульдозерного оборудования получила название ДЗ-54.
Были разработаны комплектации для арктического и тропического климата.
Аналоги
Исходя из основных технических характеристик к числу аналогов можно отнести следующие модели: Алттрак Т-404, Алттрак Т-501, Кировец К-700, МТЗ 3525.6, Троицкий ТЗ К-704, МТЗ 2022, Кировец К-424, МТЗ 2022.5, МТЗ 2022.4, МТЗ 2022.3.
Видео
Видео с канала "Транспортный цех"