Черемховский шагающий экскаватор на полупроводниках так и останется единственным в мире

СКАЧАТЬ PDF
Уникальный шагающий экскаватор работает на одном из Черемховских разрезов. Пятнадцать лет назад это был первый в мире экскаватор, работающий на полупроводниковых устройствах. Однако несмотря на то что эксперимент удался, дальше дело не пошло. О несбывшихся мечтах российских инженеров-конструкторов следующий репортаж

Уникальный шагающий экскаватор работает на одном из Черемховских разрезов. Пятнадцать лет назад это был первый в мире экскаватор, работающий на полупроводниковых устройствах. Однако несмотря на то что эксперимент удался, дальше дело не пошло. О несбывшихся мечтах российских инженеров-конструкторов следующий репортаж.

Вот уже пятнадцать лет по глинистому грунту Сафроновского разреза шагает эта махина весом несколько тысяч тонн. Экспериментальную машину узнают по яркой раскраске. Когда любопытные спрашивают, где же ваш чудесный экскаватор, шахтеры гордо показывают: вон тот, с оранжевой стрелой. Длина стрелы - 90 метров.

Это сердце экскаватора - в специальных шкафах полупроводниковое устройство, которое дает машине силу и мощь. Обычные экскаваторы работают на магнитных усилителях. Этот разрабатывал московский инженер-конструктор Николай Серов. В 1989 году Сафроновский разрез считался лучшим в Советском Союзе. Здесь в качестве эксперимента и был введен в эксплуатацию первый в СССР высокочастотный привод на экскаваторе. Более того, привод такого типа был тогда единственным в мире. Для советских инженеров это был "высший пилотаж" - предел мечтаний.

- Это был преодолен Рубикон, барьер определенный. Психологический. Когда этим устройством было доказано, что данный привод частотный можно применять во всех областях техники, - рассказывает инженер по наладке горного оборудования Александр Белобородов.

Экономия электроэнергии, меньший износ и соответственно меньшие затраты на эксплуатацию. Годовые показатели в два раза выше нормы. Вот чего добились инженеры в результате эксперимента. И машинистам работать на тридцать девятом экскаваторе легко. Шутят: не машина, а космический корабль.

- На переменном токе она. Нету генераторов, ухода меньше. Вообще машина хорошая. Управляется легко, - говорит машинист-экскаваторщик Владимир Мирошников.

Уже тогда, в 1989, у российских ученых были готовы новые разработки. Но из-за финансовых проблем все так и осталось на бумаге и в мечтах. За границей сегодня подобные частотные приводы используются во многих отраслях - в коммунальном хозяйстве и на транспорте. В России же, похоже, этот экскаватор так и останется единственным. Не забыли о нем лишь те, кто принимал непосредственное участие в создании чудо-машины.

- Пять лет жизни отдано этой машине. Лучшие годы. Тем более, мы были первыми в мире, - говорит Александр Белобородов.

Елена Малышкина, "Вести-Иркутск"

Наша группа в Telegram

Быстрая связь с редакцией в WhatsApp!

Заметили ошибку? Выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter, чтобы оповестить редакцию сайта.
Оцените, пожалуйста, статью:
Оценивших: 7, оценка: 4,86 из 5
Нам очень важно ваше мнение
4,86
5
4
7