Существует много видов складских тележек, различающихся по назначению, грузоподъемности и особенностям конструкции. Электрические самоходные тележки - один из видов, который имеет как преимущества, так и недостатки в сравнении с более "низким" классом (ручными гидравлическими тележками) и более "высоким" (вилочными погрузчиками).
Самоходные тележки: плюсы и минусы
Такие преимущества самоходных тележек, как высокая грузоподъемность и возможность эксплуатации при большей интенсивности погрузочно-разгрузочных работ по сравнению с ручными, очевидны, поэтому не будем на этом останавливаться. Перечислим только основные характеристики оборудования подобного типа (в зависимости от выбранного типа и комплектации): грузоподъемность варьируется от 1,3 до 3 т, высота подъема вил составляет 200 мм, скорость перевозки грузов - 5-12 км/ч.
К прочим достоинствам самоходных транспортных тележек относятся:
- снижение физических нагрузок на оператора (электрогидравлический подъем грузов);
- возможность работы на наклонных рампах из-за хорошего тягового усилия;
- срок эксплуатации от 5 лет и выше.
Если делать акцент на недостатках данного вида тележек для перевозки грузов, то к ним можно отнести следующее:
- для них необходим широкий рабочий проход (для расположения оператора и батареи нужно дополнительное место);
- высокие запросы техники к качеству пола;
- невозможность работать в помещениях с низкой допустимой нагрузкой на пол (самоходная электротележка, в зависимости от модели, с учетом массы аккумуляторной батареи может весить от 0,5 до 1,5 т, тогда как ручная - 65 - 75 кг).
Если сопоставлять "героя статьи" с вилочным погрузчиком, то к минусам транспортной тележки относят невозможность осуществлять погрузку и разгрузку с уровня земли. Чтобы попасть внутрь машины, в которую производят погрузку, транспортную тележку сперва нужно поднять с уровня земли на 120 см, т.е. на высоту пола кузова машины. В таком случае самоходная электротележка проводит работы при помощи гидравлических выравнивающих платформ-доклевеллеров или со специальной рампы. При этом самоходная тележка для перевозки грузов весом 500-800 кг может легко заехать в кузов грузовика средних размеров, а вот погрузчику весом 3 т сделать то же самое будет нелегко, потому что его вес может оказаться сопоставимым с грузоподъемностью машины.
Достоинство самоходной транспортной тележки заключается и в том, что для ее управления не требуются какие-то специфические навыки. Работники склада, не обладающие водительским удостоверением, могут запросто ею управлять, пройдя перед этим инструктаж.
Самоходные тележки и их виды
Существует несколько вариантов самоходных тележек с электроприводом: оператор идет следом, управляя оборудованием с помощью поворотной рукоятки; транспортировщики паллет с платформой для оператора (управление транспортной тележкой производится стоя на платформе или следуя за ней; такие тележки для перевозки грузов эффективны при маневрах в небольших помещениях); с кабиной для стоящего/сидящего оператора. Стоит отметить, что последние намного производительнее и имеют повышенную скорость подъема и перевозки грузов, а также мощную АКБ. Чаще всего самоходные тележки с кабиной для стоящего/сидящего оператора оборудуются электросервоприводом руля и позволяют регулировать рабочее место оператора. Кроме этого, такие транспортные тележки показывают хорошую производительность в многосменном режиме, эксплуатируются при перевозках на расстоянии свыше 50 м и зачастую оборудованы длинными вилами, чтобы перевозить 2 паллеты за раз.
Помимо традиционных моделей встречаются транспортные тележки с эрголифтом и высотой подъема вил около 700 мм (грузоподъемность на этой высоте - до 800 кг). В таком случае многие работы можно выполнять на уровне пояса человека. Однако используются эти модели редко.
Существуют довольно своеобразные модели складских самоходных тележек - двух- и трехъярусные, на которых главным образом перевозят готовые партии товара.
Самоходные тележки: что общего?
При всем разнообразии тележек для перевозки грузов их конструкция примерно одинаковая и включает 3 базовые детали: рабочие органы - в традиционном исполнении это вилы, моторно-батарейный отсек и органы управления.
Еще один своеобразный компонент транспортной тележки с платформой - ограждение, которое призвано обезопасить оператора на поворотах при большой скорости (10 км/ч). По конструкции ограждение у различных моделей тележек с платформой для оператора бывает фиксированным или складывающимся: оно может крепиться в нижней или верхней части шасси, а также складываться внутрь или опускаться вниз.
Опции самоходных тележек для перевозки грузов могут различаться. Очень часто то, что называют дополнительной опцией, многие предлагают как базовую. К такой комплектации относится, например, устройство, которое отображает уровень заряда АКБ и в то же время является счетчиком моточасов работы электротележки. К дополнительным компонентам относят встроенную бортовую зарядку, которая, однако, предполагает небольшую максимальную емкость батареи и не позволяет работать в многосменном режиме.
Как и все типы техники, самоходные тележки постепенно эволюционируют. К существенным модификациям можно отнести переход на привод переменного тока, который считается экономичнее, менее требовательным в ТО и имеет лучшие характеристики крутящего момента. Улучшения в электросистеме влияют и на изменения конструкции других компонентов транспортной тележки, в частности, подвески и рукоятки управления.
Каждый производитель старается привнести в конструкцию транспортной тележки какую-то изюминку, но, несмотря на это, большинство модификаций выполняется с целью увеличения эффективности, энергосбережения, эргономичности и безопасности перевозки грузов.