Статистика поставок 2021–2023 года
Источник фото: rbauto.ruНикита Прокопенко, бренд-менеджер LGMG в компании «Русбизнесавто»
Конференция, посвящённая рынку карьерной техники и собравшая экспертов и многочисленных заинтересованных, обнажила проблемы ниши, наметила вектор развития и спрогнозировала результаты роста.
По словам Никиты Прокопенко, за 8 месяцев 2023 года на рынке карьерных самосвалов в России были представлены в основном лишь китайские производители. Этому способствовал ряд причин: «Если до 2021 года, — рассказывает спикер, — общая доля китайских карьерных самосвалов не превышала и 10% (хотя сохранялась положительная динамика роста), то уже в 2022 году китайские производители получили фору в связи с санкциями и полным уходом с российского рынка прежних лидеров, особенно в сегменте машин грузоподъёмностью до 100 тонн. Таким образом, поставки в Россию китайской техники, производители которой предложили качественный продукт с кратно низкой себестоимостью, всего за год выросли до 70%. Лидером рынка стал LGMG, заняв 30% в общей доле продаж».
Бренд-менеджер отметил, что многие автопроизводители: и отечественные, и из стран СНГ, — столкнувшись с трудностями импортозамещения большого количества узлов и агрегатов, не смогли закрыть возникшие в моменте потребности в машинах данного класса, позволив занять освободившуюся в России нишу карьерных самосвалов китайским производителям.
Новые игроки на рынке
Источник фото: rbauto.ruБренд LGMG — лидер по поставкам карьерных самосвалов в Россию в 2023 году
В Китае карьерные самосвалы колёсной формулой 6х4, грузоподъёмностью до 100 тонн (так называемые бизнес-самосвалы для бездорожья) широко используются в сегменте горных перевозок. Как пояснил Никита Прокопенко, машины востребованы благодаря низкой себестоимости и конкурентной надёжности по сравнению с классическими жёсткорамными самосвалами с колёсной формулой 4х2.
Анализируя ситуацию уходящего года, спикер отметил, что рынок импортной техники сегодня представлен в основном китайскими производителями. Лидером по-прежнему остается LGMG, за ним следуют Sany и TONLY.
Что касается ассортимента, то лидерами по импорту являются карьерные самосвалы колёсной формулой 6х4, грузоподъёмностью от 40 до 100 тонн. Вместе с тем линейка импортных карьерных самосвалов колёсной формулой 4х2 постепенно пополняется: в 2023 году Sany представил самосвал грузоподъёмностью 150 тонн, бренд NHL активно продвигает свои модели от 90 до 240 тонн. Это самосвалы с жёсткой рамой.
Рынок карьерных самосвалов с шарнирно-сочленённой рамой остаётся свободным, в данном сегменте китайские бренды представляют лишь прототипы. Первые машины появились от Sany и XCMG. У LGMG также есть планы по производству таких самосвалов.
По наблюдениям спикера, сегодня клиенты заменяют парк сочленённых самосвалов на машины с жёсткой рамой и колёсной формулой 6х6 с полным приводом. Такие машины ещё с 2022 года в Россию начал поставлять бренд LGMG.
Потенциал китайской техники в России
Отвечая на вопрос, способна ли техника китайского производства закрыть все потребности российского рынка, бренд-менеджер LGMG Никита Прокопенко ответил утвердительно: «Мы считаем, что такая способность у Китая есть. К сожалению, альтернативных отечественных производителей сочленённых самосвалов, которые могли бы полностью удовлетворить существенный объём рынка в данном сегменте, до сих пор нет».
По словам спикера, также сохраняется категория заказчиков, которые могут себе как позволить приобретать дорогостоящие модели западных производителей по параллельному импорту, так и не готовы в принципе переходить на отличающиеся конструктивно самосвалы по разным причинам. «С такими клиентами приходится работать дольше. Мы готовим технико-экономические обоснования и доказываем целесообразность использования техники китайских производителей», — рассказывает Прокопенко.
Целенаправленное продвижение брендов даёт свои результаты: если в конце 2022 года, в начале 2023 машины колёсной формулой 4х2 из Китая не поставлялись вообще, то к концу 2023 года поставки данного класса машин значительно выросли.
«Мы считаем, что в течение пары лет китайские производители смогут поставлять всю линейку карьерных самосвалов под любые вложения и под любые задачи», — подытожил спикер.
Комплектация и поставки
Источник фото: rbauto.ruТехника LGMG комплектуется всеми необходимыми опциями для работы в условиях низких температур
Выступая на онлайн-конференции Никита Прокопенко рассказал, что сегодня многие китайские производители, опасаясь вторичных санкций из-за поставок импортных комплектующих и подходя к этому вопросу со всей осторожностью, оснащают свои карьерные самосвалы агрегатами, произведёнными непосредственно в Китае: «Если говорить про основные узлы, то в данном сегменте двигателями Weichai комплектуется более 80% техники. Механические и автоматические трансмиссии идут от компании Fast Gear. 90-тонные машины бренда LGMG поставляются с автоматическими коробками передач Allison, с мостами HanDe производителя Weichai Group и других производителей в зависимости от класса грузоподъёмности самосвалов».
Техника LGMG, по словам бренд-менеджера, комплектуется всеми необходимыми опциями для работы даже в условиях самых низких температур. «Стараемся ввозить карьерные самосвалы в максимальной комплектации, поскольку понимаем, что комфорт оператора напрямую связан с эффективностью работы, — подчеркнул Никита Прокопенко. — Поэтому, если говорить про опции отопителей, кондиционеров, камеры заднего вида, системы кругового обзора, то все они устанавливаются на заводе».
Он также отметил, что в разрезе лидирующих на рынке брендов «можно сказать, что это практически идентичные комплектующие. Главным различием остаётся лишь качество сборки и сервисной поддержки, а также наличие запасных частей на территории России».
Прогнозы развития от эксперта
Источник фото: rbauto.ruПрогноз на 2024 год: рынок карьерных самосвалов в России возрастёт не более, чем на 10%
— В 2024 году мы ожидаем новые модели карьерных самосвалов как от LGMG, так и от других производителей. С расширением линейки увеличится и конкуренция. Также продолжаем наблюдать за разработками сочленённых самосвалов.
По словам спикера, сегодня наблюдается некоторое замедление: «Многие подрядчики вынуждены требовать от своих заказчиков индексацию по контрактам, поскольку их прибыльная часть уменьшается в связи с более высокими ставками по кредитованию, в том числе под новые проекты и объёмы».
Таким образом, прогноз на 2024 года остается довольно консервативным: рост рынка не более 10%, ставка будет делаться на замену устаревшего парка.
Автор: Светлана Бартошевич