«Высокие процентные ставки оказали негативное влияние как на спрос со стороны клиентов, так и на их платежеспособность. Последнее подтолкнуло лизинговые компании снизить риск-аппетит, что с учётом падения инвестиционной активности бизнеса привело к сокращению количества лизинговых сделок на 38% за рассматриваемый период», — приводят данные составители исследования. Причём в текущем году значительное падение объёмов нового бизнеса показал как сегмент корпоративного лизинга, так и сегмент розничного.
«Девять из десяти крупнейших сегментов показали отрицательную динамику. Наибольшее падение нового бизнеса в абсолютном выражении показал сегмент грузовых автомобилей (минус 67%) из-за значительного снижения платежеспособности и спроса со стороны клиентской базы на фоне структурного кризиса в логистике. Отрицательная динамика в сегменте строительной техники связана с общим замедлением темпов текущего строительства», — перечисляют аналитики «Эксперт РА».
Рынок лизинга специальной техники, к примеру, демонстрирует негативную динамику последние 18 месяцев ввиду снижения активности в строительстве, причём как в жилищном, так и дорожном, на фоне непростой внешней среды, продолжает директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Сурен Асатуров. Так, наиболее существенное снижение произошло в категориях дорожной и строительной техники и погрузчиков — более 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, подтверждает тренд управляющий директор по лизингу автотранспорта и спецтехники «ВТБ Лизинга» Андрей Иванов.
Накопление непроданных остатков спецтехники на складах лизинговых компаний остаётся одним из главных вызовов для отрасли, признаёт генеральный директор финтех-компании «Баланс-Платформа» Евгений Сеньковский. Переизбыток предложения на вторичном рынке спровоцирован массовыми возвратами техники в первом квартале 2025 года, подтверждает Андрей Иванов. «Для отрасли сложилась негативная тенденция в работе со стоками изъятой спецтехники, поскольку должным образом оценить техническое состояние не представляется возможным, а транспортировка спецтехники с удалённых площадок лизингополучателей формирует существенную статью затрат. Некоторые ЛК адаптировались к сложившейся ситуации и сформировали новое направление в своём бизнесе, но в целом лизинговые компании по-прежнему сталкиваются с серьёзными расходами в работе со стоками», — говорит директор департамента по развитию бизнеса «Газпромбанк Лизинга» Вячеслав Михайлов.
Активнее всего парки спецтехники сегодня пополняют предприятия горнодобывающей промышленности, грузоперевозчики и компании, задействованные в строительстве масштабных инфраструктурных проектов.
Источник: kommersant.ru