Уложиться в габариты. Чем приходится жертвовать при создании техники
Журнал Строительная техника и оборудование
Скачать PDF

Уложиться в габариты. Чем приходится жертвовать при создании техники

СКАЧАТЬ PDF
26 марта 2024
При выборе, приобретать или нет габаритные версии техники среднего класса (т.е. версии, для перевозки которых не нужны спецразрешения), важно чётко определить целесообразность, свои потребности и задачи. Рассматриваем вопрос со специалистами российских представительств LiuGong и Sany

 

  • Сегодня китайские бренды готовы предложить различные типы габаритной техники: колёсные и гусеничные экскаваторы, фронтальные погрузчики, автогрейдеры.
  • Главное преимущество габаритных машин — простота транспортировки, главный недостаток — вынужденное снижение производительности из-за сужения базы. При этом стоимость техники двух типов (стандартной и габаритной) примерно равная.
  • Производители могут нивелировать недостатки габаритной техники, увеличивая её массу (за счёт установки более тяжёлого противовеса).
  • Заказчики, приобретая колёсную спецтехнику, для улучшения тяговых характеристик могут переобувать её в более широкую резину. Но в результате машина перестаёт быть габаритной.

 

Габаритная ширина — 2 550 мм

Согласно регламентирующим документам, одним из параметров, определяющим, подпадает ли техника под понятие «габаритная», является её ширина, а именно 2 550 мм. С такой шириной спецтехнику в России можно перевозить по дорогам общего пользования на трале-полуприцепе без специального разрешения. Она также может передвигаться своим ходом.

В линейке продуктов LiuGong можно выделить три модели, принадлежащие к классу габаритной техники: экскаватор 923FN, грейдер 4215 AWD и фронтальный погрузчик ZL50CN. Общим для них параметром является ширина 2 550 мм.

В остальном это разные машины с разным функционалом. Так, 23-тонный экскаватор LiuGong 923FN — машина с ковшом 1 куб. м и стрелой 5,7 м, максимальная глубина копания — 6,7 метра. Полноприводный грейдер LiuGong 4215 укомплектован грейдерным отвалом шириной 4,3 м, фронтальным отвалом и задним рыхлителем. Фронтальный погрузчик LiuGong ZL50CN грузоподьёмностью 5 тонн поставляется с ковшом 3 куб. м.

К габаритной технике относятся машины шириной до 2 550 ммИсточник фото: liugongrussia.ruК габаритной технике относятся машины шириной до 2 550 мм

Габаритные погрузчик и грейдер LiuGong уже более трёх лет поставляются на российский рынок, а экскаватор появился в России в 2023 году.

В модельном ряду Sany стоит обратить внимание на две машины в классе 20 тонн: гусеничный экскаватор SY225CNLC и колёсный экскаватор SY215W. Первая машина появилась в линейке бренда в 2022 году, с IV квартала 2022 года она стала поставляться в Россию. Вторая модель выведена на рынок годом позже: её продажи стартовали в III квартале 2023 года.

Габаритный гусеничный экскаватор SY225CNLC весит 22,6 т, колёсный SY215W — 21,5 т. Их габаритные размеры (длина/ширина/высота): 9 635x2 540x3 090 мм и 9 480x2 550x3 240 мм. Стрелы и рукояти установлены одинаковые: длиной 5 700 мм и 2 900 мм соответственно. Тем не менее возможности техники отличаются: гусеничная модель может копать на глубину 6 450 мм, колёсная — 6 269 мм. Стандартные ковши также разные: объёмом 1,2 куб. м и 1,0 куб. м. Двигатель в обоих случаях — Isuzu мощностью 120 кВт (163 л.с.).

Редакция рекомендует:
ЧЕТРА + Иваново = новый экскаватор!

За счёт чего достигаются компактные размеры?

Для того, чтобы модель соответствовала необходимым габаритным параметрам, в её конструкцию вносятся изменения, причём для каждого вида техники свои. Это обусловлено требованиями устойчивости, стабильности и др.

Александр Нетид, руководитель отдела продукции компании ООО «Люгонг Машинери Рус», рассказывает, что, например, для того, чтобы «втиснуться» в габаритный размер, для экскаватора LiuGong 923FN пришлось использовать новую модульную платформу рамы и ограничить ширину гусеничной ленты 560 мм. «Зато смещение крепления стрелы получилось минимальным, и это позволило оснастить экскаватор полноценным ковшом объёмом 1 куб. м, — говорит Александр Нетид. — За счёт хорошей центровки машина получилась устойчивой во всех рабочих диапазонах».

Грейдер LiuGong 4215 пришлось поставить на узкие колёса шириной 14 дюймов и уменьшить ширину фронтального отвала, что в свою очередь ограничило его функционал до работ по поддержанию дорог, а для полноценного использования на песке необходимо менять резину на более широкую. Фронтальный погрузчик LiuGong ZL50CN переобули в узкие шины и также уменьшили ширину фронтального ковша.

Для достижения необходимых габаритных размеров техника подвергается разным конструкторским изменениямИсточник фото: sanyglobal.comДля достижения необходимых габаритных размеров техника подвергается разным конструкторским изменениям

Конструкторы Sany, чтобы достичь габаритных параметров у экскаватора SY225CNLC, изменили ширину рамы. А чтобы при узкой раме добиться высоких рабочих характеристик, увеличили массу противовеса. За счёт этих конструкторских решений машина стала весить 22,6 т и получилась тяжелее, чем другие 20-тонники этого класса, но зато удалось обеспечить глубину копания до 6 450 мм и установить ковш объёмом 1,2 куб. м.

Более тяжёлый противовес был установлен и на колёсный экскаватор SY215W, его масса стала 21,5 тонны. При этом по другим параметрам конструкторы выиграли: глубина копания достигает 6 269 мм, объём ковша — 1 куб. м.

Почему не все среднеразмерные модели спецтехники габаритные?

Причин этому как минимум две. «Первая — это вынужденное снижение производительности из-за более узкой базы, — поясняет Александр Нетид. — Например, для экскаваторов ширина и длина основания — это базовое условие устойчивости, так как машины являются полноповоротными. Простое сужение основной рамы с правой стороны — тоже не самое лучшее решение, поскольку в данном случае смещается точка крепления стрелы и, соответственно, центр тяжести, и работа экскаватора становится нестабильной не только в поперечном, но и в продольном и промежуточном диапазонах. Также не стоит забывать о том, что физический размер противовеса ограничен, а значит и размер ковша не может быть более 1 куб. м для стандартных грунтов».

По законодательству, к габаритной относится далеко не вся среднеразмерная техникаИсточник фото: liugongrussia.ruПо законодательству, к габаритной относится далеко не вся среднеразмерная техника

Для грейдера узкие колёса — это снижение площади контакта и, соответственно, снижение усилия на режущей кромке.

Фронтальный погрузчик меньше всех страдает от габаритности, но и для него более узкие колёса ограничивают как выбор резины, так и жизненный цикл.

«Вторая причина, — продолжает Александр Нетид, — это стоимость. Изменения в конструкции должны быть оценены потребителем. Но если логистика строительного объекта не требует частого перемещения техники, а нужна лишь высокая производительность, то функция габаритности перестаёт быть актуальной. У обычного 23-тонного экскаватора с широким основанием и ковшом 1,3 куб. м производительность будет выше, чем у габаритного. Стоимость при этом у них практически одинаковая».

И при данной разнице, по мнению специалистов, чтобы быть конкурентным, необходимо предлагать машины с наиболее оптимальным соотношением между ценой и набором характеристик, причём стоит иметь в виду, что набор характеристик, как подчеркнул Александр Нетид, не является универсальным.

Что выбирает покупатель

Габаритная техника — это возможность сэкономить время и деньги при перемещении между стройплощадкамиИсточник фото: sanyglobal.comГабаритная техника — это возможность сэкономить время и деньги при перемещении между стройплощадками

По данным компании Sany, если сравнить два 20-тонных экскаватора (габаритный SY225CNLC и негабаритный SY215C), то примерно 70% продаж приходится на габаритную модель и 30% на негабаритную. По мнению Антона Николаева, директора по развитию представительства Sany в России, для многих покупателей на первый план выходит фактор экономии времени и средств: «В России долго оформлять разрешение на перевозку негабаритной техники по дорогам общего пользования. Габаритный экскаватор не требует такого разрешения, поэтому его можно быстро перебазировать с одного объекта на другой и при этом стоимость перевозки будет существенно ниже, чем негабаритного».

Александр Нетид (LiuGong) подтвердил, что сегодня основными заказчиками габаритной техники являются компании, для которых время оформления разрешения на перевозку и его стоимость являются критическими факторами. Например, арендные компании. Но добавил: «Габаритные машины — это всё-таки определённый компромисс между требуемыми и допустимыми размерами. Поэтому их приобретение не всегда целесообразно».

На сегодняшний день доля продаж габаритной техники среди экскаваторов и погрузчиков Liugong составляет 20–30%, грейдеров — 30–40%. «Но здесь есть нюанс, — уточняет Александр Нетид, — заказчик, приобретая габаритный грейдер, через некоторое время для улучшения тяговых характеристик старается переобуть его в более широкую резину и тот перестаёт быть габаритным».

Автор: Светлана Бартошевич

Оцените, пожалуйста, статью,
нам очень важно ваше мнение:
4,19
5
2
16
Лучшие материалы Экскаватор Ру у вас на почте! Никакого спама
Подписаться
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете свое согласие на обработку персональных данных.