10 советов по обслуживанию КМУ. Продлеваем срок службы установки

10 советов по обслуживанию КМУ. Продлеваем срок службы установки

28 февраля 2022
Грузоподъёмные механизмы как опасные производственные объекты нуждаются в особом внимании и уходе. Сегодня Сергей Прогонский, ведущий конструктор КБПР АО «Галичский автокрановый завод», на примере КМУ-150 «Галичанин» рассказывает об обслуживании крано-манипуляторных установок

Виды и периодичность обслуживания

Сергей Прогонский, ведущий конструктор КБПР АО «Галичский автокрановый завод»Источник фото: gakz.ruСергей Прогонский, ведущий конструктор КБПР АО «Галичский автокрановый завод»

  • Регулярно перед началом и по окончании работ следует проводить ежесменное обслуживание (ЕО).
  • Каждые 100 мото-часов — обслуживание N1 (ТО-1).
  • Каждые 500 мото-часов — обслуживание N2 (ТО-2).
  • Весной и осенью — сезонное обслуживание (СО).

В зависимости от модификации КМУ-150 наработку можно посмотреть либо на счетчике моточасов, когда он установлен отдельным прибором на щитке, либо на дисплее прибора безопасности, когда он встроен в данный прибор.

При эксплуатации в тяжёлых условиях, например, при температуре ниже -40 °С (что, в принципе, запрещено производителем), а также в условиях высокой запыленности, высокой интенсивности работы интервалы между обслуживаниями сокращают.

Важно точно следовать грузовысотным характеристикам, указанным в паспорте и руководстве по эксплуатации КМУ-150, и не превышать допустимые нагрузки.

[bnr_240x400]

От состояния грузового каната зависит безопасность грузоподъёмных работ

Модель КМУ-150 «Галичанин» с различным дополнительным оборудованиемИсточник фото: gakz.ruМодель КМУ-150 «Галичанин» с различным дополнительным оборудованием

Осмотр перед началом работ и контроль во время работы — это хорошая привычка, которая позволит избежать серьёзных поломок. Кроме этого, через каждые 100 мото-часов при ТО-1 необходимо полностью размотать грузовой канат и оценить его состояние по следующим критериям:

  • характер и число обрывов проволок, в том числе наличие обрывов проволок у концевых заделок, наличие мест сосредоточения обрывов проволок;
  • интенсивность возрастания числа обрывов проволок;
  • поверхностный и внутренний износ или коррозия;
  • разрыв пряди;
  • местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника;
  • уменьшение площади поперечного сечения проволок каната (потери внутреннего сечения);
  • деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливание проволок и прядей, раздавливание прядей, заломов, перегибов;
  • повреждения в результате температурного воздействия или дугового разряда.

При превышении норм износа или повреждении каната его необходимо заменить. Канаты проверяются по всей длине (канаты телескопирования проверяют осмотром доступных участков), обращая особое внимание на места заделки концов.

Проверка натяжения каната

Модель производства АО «ГАКЗ». КМУ-150 «Галичанин» с буровой установкой на шасси КАМАЗ-43118Источник фото: gakz.ruМодель производства АО «ГАКЗ». КМУ-150 «Галичанин» с буровой установкой на шасси КАМАЗ-43118

Кроме состояния канатов полиспаста телескопирования стрелы ежесменно необходимо проверять их натяжение и при необходимости восстанавливать его. Методика проверки и натяжки канатов изложена в руководстве по эксплуатации.

Одним из элементов полиспаста являются блоки, которые могут изнашиваться и в конечном итоге потребуют замены. Критерии износа блоков, при котором потребуется их замена, также указаны в руководстве. АО «ГАКЗ» на КМУ-150 «Галичанин» применяет стальные блоки, которые не потребуют замены длительное время.

Опоры скольжения

Признаком того, что необходимо проверить состояние опор скольжения, является увеличение люфтов при выдвижении элементов КМУ: секций стрелы, опор на нижней раме. Так, опоры скольжения в стреле необходимо менять, когда зазор между опорой скольжения и металлом секции достигнет 5 мм. На износ опор скольжения сильно влияет наличие и состояние смазки. На ГАКЗ периодически проходят ресурсные испытания автокранов и КМУ, и пока ещё ни разу в ходе этих испытаний износ опор скольжения не достиг критического уровня.

Руководство по эксплуатации КМУ-150 «Галичанин» содержит альбом быстроизнашивающихся деталей, включающий чертежи всех опор скольжения и критерии износа, по которым их необходимо менять. Для опор скольжения завод сейчас применяет отечественные полимерные материалы семейства «АРКАИМ». Данные материалы обладают:

  • низким коэффициентом трения (0,1–0,2 без смазки и 0,05 со смазкой);
  • высокой устойчивостью ко всем щелочам и многим кислотам.

Замена опор скольжения всегда связана с разборкой КМУ, для различных опор требуется различная степень разборки. Так, чтобы заменить передние опоры скольжения в стреле достаточно отвернуть несколько болтов, а для замены опор скольжения в хвосте стрелы необходимо уже полностью разбирать стрелу. Для смазки поверхностей, контактируемых с опорами скольжения, можно использовать специальные пасты типа «Томфлон» МЦФ-150 или Molycote-1502FM.

Поворотная колонна

Момент затяжки болтов крепления ОПУ составляет 600–700 НмИсточник фото: gakz.ruМомент затяжки болтов крепления ОПУ составляет 600–700 Нм

На поворотной колонне есть несколько элементов, на которые необходимо обращать внимание:

  • лебедка: периодическая замена масла, проверка затяжки болтов крепления, контроль состояния прижимного ролика (при его наличии);
  • механизм поворота: периодическая замена масла, проверка затяжки болтов крепления;
  • оси крепления стрелы и гидроцилиндра подъёма стрелы: периодическая смазка через пресс-масленки;
  • ОПУ: периодическая смазка зубчатого зацепления с механизмом поворота, смазка дорожек качения через пресс-масленки, проверка затяжки болтов крепления.
Редакция рекомендует:
Новые современные сверхкрупногабаритные шины BELSHINA с посадочным диаметром 49–63 дюйма

На колонне, как и на нижней раме, много РВД. Все РВД защищены оплеткой и изготовлены из резиновой смеси, стойкой к воздействию внешних факторов. Тем не менее любая резина с течением времени от воздействия погодных факторов меняет свои свойства, растрескивается и начинает требовать замены.

В процессе эксплуатации болты крепления подвергаются вытяжке. Ослабление затяжки приводит к неправильному креплению элементов конструкции и в конечном итоге может привести к поломке. Моменты затяжки резьбовых соединений приведены в руководстве. Момент затяжки болтов крепления ОПУ составляет 600–700 Нм.

Колонна снабжена фиксатором в транспортном положении. Нужно не забывать снимать фиксацию перед работой и фиксировать колонну после неё.

Выдвижные опоры

Выдвижные опоры расположены в зоне, где на них летит грязь с колёс. Большое количество грязи может привести к тому, что опоры не задвинутся до конца и их невозможно будет зафиксировать в транспортном положении, что повлияет на безопасность дорожного движения. Поэтому необходимо поддерживать опоры в чистоте.

По мере износа потребуется повторная регулировка опор скольжения с датчикамиИсточник фото: gakz.ruПо мере износа потребуется повторная регулировка опор скольжения с датчиками

В выдвижных опорах, так же как и в стреле, установлены опоры скольжения, за которыми нужно следить и менять их, когда наступает критический износ. По сравнению со стрелой из-за большего количества грязи, смешивающейся со смазкой, условия эксплуатации опор скольжения намного хуже. Для смазки трущихся поверхностей можно использовать Литол-24РК.

Когда КМУ комплектуют рабочей платформой (люлькой), в опорах устанавливаются бесконтактные датчики, которые отслеживают выдвижение балок опор и выдвижение опорных цилиндров. По мере износа опор скольжения может сбиться настройка этих датчиков и потребуется повторная регулировка опор с датчиками. Сроки проведения обслуживания и регулировки опор, как и сама методика проведения работ, описана в руководстве. При несвоевременном обслуживании и регулировке могут повредиться трубопроводы, уплотнения гидроцилиндров и штоки.

Приборы и устройства безопасности

Для гарантии надёжной и безопасной работы на КМУ установлены приборы и устройства безопасности, которые служат для защиты оператора и оборудования от перегруза. При срабатывании систем безопасности включается звуковая и световая сигнализация, запрещаются определенные операции, и работа КМУ останавливается.

КМУ оснащена следующими приборами и устройствами безопасности:

  1. выключателем аварийной остановки (кнопка «СТОП»);
  2. ограничителем грузоподъёмности ОГ-1-23 с «чёрным ящиком»;
  3. ограничителем сматывания каната;
  4. ограничителем высоты подъёма крюка для стрелы;
  5. ограничителем максимального угла наклона стрелы;
  6. предохранительными клапанами;
  7. гидрозамками и клапанами удержания груза;
  8. двумя креномерами пузырькового типа;
  9. звуковой предупреждающей сигнализацией;
  10. табличками грузоподъёмности с указателями угла наклона стрелы.

Устройства безопасности регулируют на заводе перед передачей оборудования потребителю. Прибор безопасности на КМУ-150 имеет функцию «чёрного ящика», который постоянно отслеживает, какие нагрузки испытывает КМУ и в случае перегруза фиксирует данное событие. При поломке КМУ всегда можно посмотреть эти данные и понять, как эксплуатировалась машина.

Собранные на «Галичском автокрановом заводе» манипуляторы соответствуют российским нормамИсточник фото: gakz.ruСобранные на «Галичском автокрановом заводе» манипуляторы соответствуют российским нормам

Последствия перегруза могут быть самые разные: трещины основного металла и сварных швов металлоконструкций КМУ, поломка механизмов, разрыв или течь трубопроводов.

Манипулятор завода соответствует российским нормативным документам. В частности, при обесточивании разгрузочного клапана в гидросистеме происходит запрет выполнения операций, приводящих к увеличению грузового момента.

При использовании бурового оборудования на КМУ-150 следует помнить, что оно предназначено для бурения немёрзлых грунтов до IV категории. Кроме того, разрешено только вертикальное бурение. Бурение мерзлых грунтов или бурение под углом может привести к поломке как самого бурового оборудования, так и стрелы.

Рабочая жидкость

Рабочая жидкость, применяемая в гидросистеме, служит не только для приведения в действие гидроагрегатов, но одновременно смазывает и охлаждает детали насоса, работающего на высоких скоростях. Поэтому загрязнение масла механическими примесями или влагой вызывает повышенный износ трущихся пар и может вывести из строя гидравлические компоненты.

Частичная замена рабочей жидкости в гидросистеме должна быть произведена при ТО-2, т.е. через 500 мото-часов по счётчику КМУ. Не допускается пролив отработанной рабочей жидкости на землю. Следует сливать её в ёмкость для отработанных масел. Работы по замене рабочей жидкости рекомендуется проводить бригаде из двух человек.

Замена рабочей жидкости в гидросистеме со сменой марки рабочей жидкости должна быть произведена при ТО только в специализированных сервисных центрах с соответствующей отметкой в сервисной книжке КМУ-150.

ГАКЗ рекомендует использовать масло «Лукойл Гейзер Универсал», которое позволяет эксплуатацию КМУ-150 в температурном диапазоне от -35 до 40°С, либо другие масла, указанные в паспорте и руководстве по эксплуатации КМУ-150.

Коробка отбора мощности

Включение и выключение коробки отбора мощности следует производить в определённой последовательностиИсточник фото: gakz.ruВключение и выключение коробки отбора мощности следует производить в определённой последовательности

Несоблюдение правил эксплуатации может «убить» любой механизм. Управление коробкой отбора мощности (КОМ) шасси осуществляется только из кабины шасси в соответствии с руководством по эксплуатации шасси. Во избежание выхода из строя КОМ необходимо выполнять требования руководства по эксплуатации шасси, и, в первую очередь, не забывать выключать коробку при переездах. Езда с включенной коробкой вызывает перегрев гидромотора и его заклинивание, что, в свою очередь, ведёт к поломке коробки.

Включение КОМ следует производить в следующей последовательности:

  1. запустить двигатель шасси;
  2. проверить давление в пневмосистеме шасси;
  3. включить стояночный тормоз шасси;
  4. выжать педаль сцепления до упора;
  5. рычаг переключения передач установить в нейтральное положение и включить верхний ряд делителя коробки передач;
  6. на приборной панели включить КОМ;
  7. плавно отпустить педаль сцепления;
  8. выйти из кабины крана-манипулятора и перейдите к пульту управления.

Выключение КОМ производить в следующей последовательности:

  1. выжать педаль сцепления до упора;
  2. на приборной панели выключить КОМ;
  3. плавно отпустить педаль сцепления.

Вместо итогов

И последний совет — изучите руководство по эксплуатации вашего КМУ и не пытайтесь отключить прибор безопасности. При соблюдении описанных достаточно простых правил ваш манипулятор обеспечит долгие годы продуктивной и безопасной для вас и окружающих работы.

Самые важные материалы в Telegram, помогаем принимать правильные управленческие решения
Самые важные материалы в Telegram, помогаем принимать правильные управленческие решения
Подписаться на канал
Оцените, пожалуйста, статью,
нам очень важно ваше мнение:
3,93
5
2
14
Лучшие материалы Экскаватор Ру у вас на почте! Никакого спама
Подписаться
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете свое согласие на обработку персональных данных.