При условии, что за каждым изготовителем техники сохраняется право выдвигать собственные дополнительные требования к тем моторным маслам, которые он разрешает применять в двигателях автомобилей собственного производства.
Классификации моторных масел дают подробную информацию об уровне их эксплуатационных свойств. Однако в классификациях API и АСЕА сформулированы минимальные базовые требования, согласованные между
всеми заинтересованными сторонами, при условии, что за каждым изготовителем техники сохраняется право выдвигать собственные дополнительные требования к тем моторным маслам, которые он разрешает применять в двигателях автомобилей собственного производства.
Сегодня, рассматривая требования к моторным маслам для дизелей грузовых автомобилей, выдвигаемые автоизготовителями, можно видеть несколько принципиально отличающихся подходов:
- формулирование требований путем указания классов масел, допускаемых к применению, по классификациям API и (или) АСЕА с некоторыми дополнениями или ограничениями;
- формулирование требований в собственных спецификациях, где в дополнение к требованиям классификаций вводятся нормы по результатам стендовых испытаний масел в двигателе собственного производства или ужесточаются проходные оценки по результатам моторных испытаний, предусмотренных классификациями;
- формулирование требований в собственных спецификациях, где в дополнение к требованиям классификаций вводятся нормы по результатам длительных эксплуатационных испытаний масел в двигателях автомобилей собственного производства.
Кроме того, фирменные спецификации автоизготовителей часто содержат некоторые индивидуальные требования к физико-химическим характеристикам масел (предельные значения сульфатной зольности, минимальное значение щелочного числа, содержание активных элементов присадок, совместимость с эластомерами и т.п.). В таких спецификациях компании-изготовители техники указывают предпочтительные или исключительно допускаемые к применению вязкостные классы масел по классификации SAE J-300.
Каждый владелец автомобиля стремится полностью реализовать ресурс двигателя при минимальных расходах времени и средств на техническое обслуживание и ремонт. Достижение этой цели в значительной мере связано с правильным выбором моторного масла. Следовательно, необходимо знание фирменных спецификаций на моторные масла и использование только тех из них, которые соответствуют спецификации, то есть получили официальное одобрение изготовителя вашего автомобиля для данных условий эксплуатации.
Производители моторных масел стремятся получить одобрение(допуск к применению) своих продуктов от автомобилестроительных компаний, конечно, в первую очередь тех из них, которые лидируют на мировом автомобильном рынке. В своих рекламно-технических описаниях, проспектах, этикетках на таре нефтяные фирмы обязательно отмечают, как одно из преимуществ их продукта, наличие допусков (соответствие спецификациям) ведущих автомобилестроителей. В свою очередь автомобильные фирмы публикуют перечни марок моторных масел, получивших их одобрение.
Компания | Наименования спецификаций и их базовые уровни | |||
Камминс | CES N 20071 | CES N 20072 | CES N 20076 | CES N 20077 |
API CH-4 | АСЕА E3 | выше API CH-4 | АСЕА E5 | |
ДАФ Тракс Н.В. | DAF HPS АСЕА E4 | |||
Рено В.И. | RO АСЕА E3 | RLD выше АСЕА E3 | RXD выше АСЕА E4 | |
Скания | Scania LDF АСЕА E5 | |||
Вольво Трак Корп. | VDS | VDS-2 | VDS-3 | |
API CG-4 / АСЕА E2 | API CG-4 / АСЕА E3 | API CH-4 / АСЕА E5 | ||
МАК | EO-LAPI CG-4 | EO-MAPI CH-4 | EO-M Plus выше API CH-4 | |
ДаймлерКрайслер АГ | MB 227.0/1 | MB 228.0/1 | MB 228.2/3 | MB 228.5 |
АСЕА E1 | АСЕА E2 | АСЕА E3 | АСЕА E4+ | |
МАН | MAН 270 | MAН 271 | MAН M3275 | MAН M3277 |
АСЕА E2 | АСЕА E2 | АСЕА E3 | АСЕА E4 | |
МТУ | MTL 5044 Type 1 | MTL 5044 Type 2 | MTL 5044 Type 3 | |
API CF, CF-4 / АСЕА E2 | АСЕА E3 | АСЕА E4 |
В таблице приведены наименования ныне действующих спецификаций на моторные масла ряда крупных производителей грузовых автомобилей и указан базовый уровень свойств масел, обозначенный классами API и (или) АСЕА. Это, однако, вовсе не означает, что все масла данного класса соответствуют требованиям спецификации. Нужно еще пройти очень строгий отбор, чтобы получить одобрение.
Допуск моторных масел к применению с обязательным проведением эксплуатационных испытаний большой длительности на нескольких автомобилях осуществляется фирмами "Вольво", "Скания" и с 2000 года "ДАФ".
Дополнительные стендовые испытания или классификационные испытания в двигателях с ужесточением проходных оценок предусмотрены в спецификациях всех остальных фирм, перечисленных в таблице.
Фирмы "ИВЕКО" и "Дойц" в основном базируют свои требования к моторным маслам на классификациях API и АСЕА, но для дизелей с турбонаддувом предусматривается дополнительная оценка способности масла не образовывать отложения во впускном тракте и турбокомпрессоре.
В заключение следует сказать о том, что свои спецификации моторных масел выпускают и некоторые крупные потребители. Информация о моторных маслах часто содержит ссылку на соответствие спецификации армии США MIL-PRF2104G. Это масла, базовый уровень которых соответствует классам API CF-2 и CG-4, то есть они пригодны для смазывания двух- и четырехтактных дизелей. Кроме того, их проверяют на работоспособность в агрегатах трансмиссий (спецификация ALLISON C-4). Спецификация MIL-PRF2104G распространяется на масла вязкостных классов SAE 10W (зимнее), SAE 30 и 40 (летние) и SAE 15W-40 (всесезонное).
Журнал "Автоперевозчик" №2'2001
Виктор Резников