Характеристика свойств и классификация моторных масел. Часть II

Классификации моторных масел дают подробную информацию об уровне их эксплуатационных свойств. Однако в классификациях API и АСЕА сформулированы минимальные базовые требования, согласованные между всеми заинтересованными сторонами

При условии, что за каждым изготовителем техники сохраняется право выдвигать собственные дополнительные требования к тем моторным маслам, которые он разрешает применять в  двигателях автомобилей собственного производства.

Классификации моторных масел дают подробную информацию об уровне их эксплуатационных свойств. Однако в классификациях API и АСЕА сформулированы минимальные базовые требования, согласованные между
всеми заинтересованными сторонами, при условии, что за каждым изготовителем техники сохраняется право выдвигать собственные дополнительные требования к тем моторным маслам, которые он разрешает применять в двигателях автомобилей собственного производства.

Сегодня, рассматривая требования к моторным маслам для дизелей грузовых автомобилей, выдвигаемые автоизготовителями, можно видеть несколько принципиально отличающихся подходов:

  • формулирование требований путем указания классов масел, допускаемых к применению, по классификациям API и (или) АСЕА с некоторыми дополнениями или ограничениями;
  • формулирование требований в собственных спецификациях, где в дополнение к требованиям классификаций вводятся нормы по результатам стендовых испытаний масел в двигателе собственного производства или ужесточаются проходные оценки по результатам моторных испытаний, предусмотренных классификациями;
  • формулирование требований в собственных спецификациях, где в дополнение к требованиям классификаций вводятся нормы по результатам длительных эксплуатационных испытаний масел в двигателях автомобилей собственного производства.

Кроме того, фирменные спецификации автоизготовителей часто содержат некоторые индивидуальные требования к физико-химическим характеристикам масел (предельные значения сульфатной зольности, минимальное значение щелочного числа, содержание активных элементов присадок, совместимость с эластомерами и т.п.). В таких спецификациях компании-изготовители техники указывают предпочтительные или исключительно допускаемые к применению вязкостные классы масел по классификации SAE J-300.

Каждый владелец автомобиля стремится полностью реализовать ресурс двигателя при минимальных расходах времени и средств на техническое обслуживание и ремонт. Достижение этой цели в значительной мере связано с правильным выбором моторного масла. Следовательно, необходимо знание фирменных спецификаций на моторные масла и использование только тех из них, которые соответствуют спецификации, то есть получили официальное одобрение изготовителя вашего автомобиля для данных условий эксплуатации.

Производители моторных масел стремятся получить одобрение(допуск к применению) своих продуктов от автомобилестроительных компаний, конечно, в первую очередь тех из них, которые лидируют на мировом автомобильном рынке. В своих рекламно-технических описаниях, проспектах, этикетках на таре нефтяные фирмы обязательно отмечают, как одно из преимуществ их продукта, наличие допусков (соответствие спецификациям) ведущих автомобилестроителей. В свою очередь автомобильные фирмы публикуют перечни марок моторных масел, получивших их одобрение.

 Компания Наименования спецификаций и их базовые уровни
 Камминс  CES N 20071  CES N 20072  CES N 20076  CES N 20077
 API CH-4  АСЕА E3  выше API CH-4  АСЕА E5
 ДАФ Тракс Н.В.  DAF HPS АСЕА E4
 Рено В.И.  RO АСЕА E3  RLD выше  АСЕА E3  RXD выше  АСЕА E4
 Скания  Scania LDF АСЕА E5
 Вольво Трак Корп.  VDS  VDS-2   VDS-3
 API CG-4 / АСЕА E2  API CG-4 / АСЕА E3  API CH-4 / АСЕА E5
 МАК  EO-LAPI CG-4  EO-MAPI CH-4  EO-M Plus выше API CH-4
 ДаймлерКрайслер АГ  MB 227.0/1  MB 228.0/1  MB 228.2/3  MB 228.5
 АСЕА E1  АСЕА E2  АСЕА E3  АСЕА E4+
 МАН  MAН 270  MAН 271  MAН M3275  MAН M3277
 АСЕА E2  АСЕА E2  АСЕА E3  АСЕА E4
 МТУ  MTL 5044 Type 1   MTL 5044 Type 2   MTL 5044 Type 3
 API CF, CF-4 / АСЕА E2  АСЕА E3  АСЕА E4

В таблице приведены наименования ныне действующих спецификаций на моторные масла ряда крупных производителей грузовых автомобилей и указан базовый уровень свойств масел, обозначенный классами API и (или) АСЕА. Это, однако, вовсе не означает, что все масла данного класса соответствуют требованиям спецификации. Нужно еще пройти очень строгий отбор, чтобы получить одобрение.

Допуск моторных масел к применению с обязательным проведением эксплуатационных испытаний большой длительности на нескольких автомобилях осуществляется фирмами "Вольво", "Скания" и с 2000 года "ДАФ".

Дополнительные стендовые испытания или классификационные испытания в двигателях с ужесточением проходных оценок предусмотрены в спецификациях всех остальных фирм, перечисленных в таблице.

Фирмы "ИВЕКО" и "Дойц" в основном базируют свои требования к моторным маслам на классификациях API и АСЕА, но для дизелей с турбонаддувом предусматривается дополнительная оценка способности масла не образовывать отложения во впускном тракте и турбокомпрессоре.

В заключение следует сказать о том, что свои спецификации моторных масел выпускают и некоторые крупные потребители. Информация о моторных маслах часто содержит ссылку на соответствие спецификации армии США MIL-PRF2104G. Это масла, базовый уровень которых соответствует классам API CF-2 и CG-4, то есть они пригодны для смазывания двух- и четырехтактных дизелей. Кроме того, их проверяют на работоспособность в агрегатах трансмиссий (спецификация ALLISON C-4). Спецификация MIL-PRF2104G распространяется на масла вязкостных классов SAE 10W (зимнее), SAE 30 и 40 (летние) и SAE 15W-40 (всесезонное).

Журнал "Автоперевозчик" №2'2001
Виктор Резников

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.
Заметили ошибку? Выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter, чтобы оповестить редакцию сайта.
Оцените, пожалуйста, статью:
Оценивших: 8, оценка: 5 из 5
Нам очень важно ваше мнение
5
5
5
8
Подписаться на новости
рынка спецтехники
Подписаться