Эксплуатация трактора: советы «кардиолога»

Существует целый ряд так называемых показательных поломок, происходящих с дизелем трактора по вине оператора: проблемы с клапанами, критический износ поршневых колец, протекание масла и охлаждающей жидкости из-под головки блока цилиндра

Проблемы с клапанами

Обрыв клапана. Основной причиной этого является неправильное регулирование механизма газораспределения: обрыв происходит в случае, если не выдержаны тепловые зазоры между клапаном механизма газораспределения и толкателем клапана. Согласно инструкции, изложенной в сервисной книжке, прилагаемой к каждому трактору, контроль тепловых зазоров необходимо провести после 30 часов обкатки трактора во время перетяжки головки блока цилиндров. Эту процедуру следует осуществить при помощи специальных ключей и измерителей (щупов) самостоятельно или в сервисном центре.

В противном случае последствия обрыва клапана могут быть плачевными. Если тракторист услышит, когда клапан оборвется (от этого изменится звук работы дизеля), и тотчас остановит трактор, это еще полбеды. Если же машина своевременно остановлена не будет, разобьются поршень, гильза, головка блока цилиндров, выйдут из строя другие механизмы. Как результат — необходимо снимать дизель с трактора, разбирать его и производить замену гильзо-поршневой группы, клапанного механизма, механизма газораспределения — фактически делать капитальный ремонт двигателя. Естественно, проведение подобной процедуры требует времени и значительных материальных вложений.

«Рассухаривание» клапана (выпадение вкладышей тарелки клапана) также напрямую зависит от соблюдения правил эксплуатации трактора. Причина «рассухаривания» — ослабление пружины, удерживающей вкладыши тарелки клапана в заданном положении. Изготовленные на заводе пружины обладают определенными физико-механическими свойствами, позволяющими им надлежащим образом выполнять свои функции. Однако в процессе эксплуатации эти свойства (в частности сила сжатия-разжатия) могут изменяться. Одна из причин подобного явления — физическое «старение» пружины вследствие продолжительной эксплуатации. Но зачастую пружина выходит из строя значительно раньше своего физического «старения» — из-за постоянного перегрева дизеля. Учитывая то, что пружины каленые, постоянное нарушение температурного режима эксплуатации дизеля очень быстро приводит к потере ими упругости и «рассухариванию» клапана. Вкладыши тарелки клапана просто выпадают. А следствия «рассухаривания» те же, что и при обрыве клапана.

У операторов, своевременно производящих техническое обслуживание трактора, в частности регулировку тепловых зазоров, значительно больше шансов заметить угрозу и предупредить фатальные последствия данной поломки. Типичный симптом критического ослабления пружины — невозможность точной регулировки величины тепловых зазоров. Кроме того, невозможность отрегулировать величину тепловых зазоров может свидетельствовать об износе головки клапана или штанги.

Разрушение направляющей втулки клапана. Тут основной причиной является опять же перегрев дизеля. В таком случае клапан просто «прикипает» ко втулке, и как следствие втулка трескается или выходит из гнезда в головке. После этого через втулку идет прорыв газов, в камеру сгорания попадает охлаждающая жидкость, масло. Постепенно из строя выходит весь механизм дизеля.

Чтобы избежать данной проблемы, необходимо постоянно следить за температурным режимом работы двигателя.

Проблемы с головкой блока цилиндров

Основные проблемы, возникающие с данным элементом двигателя, — это протекание масла из головки блока цилиндров и протекание охлаждающей жидкости из-под головки блока цилиндров. Обе неполадки являются типичным следствием непроведения обязательного технического обслуживания трактора после его начальной обкатки. Одним из основных этапов этого обслуживания является перетяжка головки блока цилиндров. Если головку не перетягивать своевременно, происходит или прорыв газов, или она просто прогорает, и из блока вытекает охлаждающая жидкость, а из системы смазки — масло.

Своевременно и по инструкции сделанная перетяжка предупредит возникновение данных проблем.

Проблемы с гильзо-поршневой группой

К критическому износу поршневых колец приводит ряд причин. Во-первых, это неправильная обкатка трактора. Механизмы новой машины в начале работы должны пройти «притирку», от которой зависит вся дальнейшая работа трактора.

Обкатка проходит в несколько этапов. Первый этап — обкатка дизеля на холостом ходу на протяжении 15 мин. (5 мин. на минимальных оборотах холостого хода и 10 мин. с постепенным повышением оборотов вплоть до максимальных). Практика, к сожалению, показывает, что этот этап обкатки игнорируют практически все пользователи.

Второй этап — основная обкатка на протяжении 30 часов. Специфика дизельных двигателей такова, что основную обкатку нельзя проводить на холостом ходу, условно говоря, поставив трактор посреди двора и запустив двигатель. Выполнение этого требования очень важно для дальнейшей работы техники. Трактор во время обкатки обязательно должен работать при средней нагрузке: транспортировка, посев, культивация, кошение сена — работы, при которых нагрузка на двигатель составляет до 50% номинальной мощности.

Наиболее восприимчива к обкатке гильзо-поршневая группа: поршневыми кольцами в гильзе «нагоняется зеркало» — притирается стенка гильзы. Если обкатка проводится неправильно, «зеркало» не «нагоняется», и при перегреве двигателя лопаются кольца, неправильно идет их притирка. Таким образом, неправильная обкатка — «гарантия» того, что поршневые кольца выйдут из строя раньше установленного срока.

Вторая причина, приводящая к критическому износу поршневых колец — попадание в двигатель пыли. Чтобы такого не произошло, нужно следить за тем, чтобы пыль не попадала в воздушный коллектор. Элементы воздушного фильтра постоянно должны быть чистыми, в поддоне корпуса фильтра должно находиться масло, а система подачи воздуха к камере сгорания должна быть герметичной (иначе в случае подсоса воздуха будет всасываться и пыль). Подсос воздуха очень легко диагностируется: если при работающем дизеле снять моноциклон и перекрыть (можно даже ладонью) доступ воздуха к фильтру, двигатель должен заглохнуть через 5–10 сек. — это признак герметичной системы. Если двигатель не глохнет, а со скрипом продолжает работать, это свидетельствует о подсосе воздуха. Герметичность системы необходимо проверять максимум через каждые 10 смен работы, иначе дизель утратит мощность, начнется чрезмерный расход масла из системы смазки, мотор будет дымить. В результате ему потребуется капремонт.

И, наконец, третья причина критического износа поршневых колец — несоблюдение температурного режима работы двигателя. Работа, как при слишком низких, так и при слишком высоких температурах отрицательно влияет на срок службы поршневых колец.

Кстати, несоблюдение температурного режима работы двигателя может привести и к обрыву шатуна.

Проблемы с датчиком давления масла

Течь датчика аварийного давления масла может возникнуть из-за нарушения параметров установки датчика. На заводе монтаж датчиков производится с точным соблюдением всех технических тонкостей. В то же время некоторые владельцы новых тракторов проявляют излишнее рвение и, не глядя в инструкцию, начинают на свое усмотрение перетягивать различные детали. Чрезмерное усилие при перетягивании приводит к растрескиванию второпластовых элементов датчика и, соответственно, к течи масла. При этом датчик перестает выполнять свою основную функцию, более того, масло через него попадает за пределы масляной системы, оседает на двигателе, смешивается с пылью и приводит к перегреву двигателя за счет парникового эффекта. Вывод? Не стоит регулировать какие-либо элементы трактора наобум!

Заметили ошибку? Выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter, чтобы оповестить редакцию сайта.
Оцените, пожалуйста, статью:
Оценивших: 5, оценка: 5 из 5
Нам очень важно ваше мнение
5
5
5
5
Подписаться на новости
рынка спецтехники
Подписаться