Спрос превышает предложение - обзор российского рынка гусеничных и колесных экскаваторов

В последние годы на российском рынке наблюдается значительное увеличение продаж строительной и дорожной техники. Это связано в первую очередь с бурным ростом в области жилищного и гражданского строительства, а также с динамичным развитием нефтегазовой отрасли
Колесный экскаватор Hyundai

До начала 2000-х годов нужды российских потребителей в основном покрывались за счет отечественных производителей. В настоящее время потребители все чаще отдают предпочтение зарубежным машинам, отличающимся высоким техническим уровнем, надежностью и качеством. Это показывает динамика продаж экскаваторов и основных видов строительной и дорожной техники на российском рынке. При этом необходимо отметить, что рост продаж имеется и у многих российских производителей.

Рынок одноковшовых одноповоротных экскаваторов (за исключением мини-техники и планировщиков), как один из наиболее емких и динамично развивающихся, в полной мере отражает современные тенденции продаж строительной и дорожной техники в России. За период с 2003 по 2006 гг. производство машин этого типа на отечественных заводах возросло в 1,57 раза - с 1807 до 2841 единицы, импорт новых моделей (за исключением мини-машин) увеличился в 4 раза - с 817 до 3241 единицы. Нетрудно заметить, что доля зарубежных машин увеличилась с 31% до 53%.

Отечественное производство

Неоднозначна ситуация, сложившаяся в отечественном производстве землеройных машин. На одних заводах наблюдается планомерное увеличение выпуска продукции, на других - ТВЭКС - лидирующий отечественный производитель, пережив пик падения производства в 2002 году, когда выпуск составил 1149 машин, к концу 2006 года вышел на объем 1885 единиц. Напомним, что с 2001 года ТВЭКС входит в состав холдинга «РусПромАвто» (с недавних пор именуемого Группа ГАЗ). Чтобы выйти на больший уровень производства, ТВЭКС в настоящее время проводит реструктуризацию производственных мощностей, в результате которой он сосредоточится на выпуске такого типа техники как колесный экскаватор. В 2007 году изготовление гусеничных машин, не являющихся профильными для предприятия, переводится на «Ковровец», также входящий в Группу ГАЗ.

В этом году рассматривается вопрос по выведении мощностей по выпуску вилочных погрузчиков с основных производственных площадей ТВЭКСа. Таким образом тверскому заводу удастся значительно повысить выпуск (для справки отметим, что в лучшие годы объемы производства находились на уровне 4000 единиц в год). В 2007 году ТВЭКС планирует изготовить более 2700 единиц техники. Основой для амбициозных планов предприятия станет ввод в действие конвейера по сборке данного вида техники, первая очередь которого запущена в феврале, а полномасштабная работа начнется в мае этого года.

Выпуск экскаваторов в РФ в 2005-2006гг Выпуск колесных экскаваторов в РФ в 2005-2006гг

Сейчас предприятие выпускает четыре базовых модели - ЕК-8, ЕК-12, ЕК-14 и ЕК-18 массой соответственно 8, 12, 14 и 18 т, 17,5-тонный  на автомобильном шасси, а также перевалочную модификацию 18-тонника. ЕК-12, ЕК-14 и ЕК-18 составляют основу производственной программы предприятия. ТВЭКС в выпуске этого типа техники конкурирует на отечественном рынке лишь с Уралвагонзаводом, объемы производства которого заметно ниже.

«Ковровец», некогда ведущее предприятие Минстройдормаша, в постсоветский период долгое время пребывал в стагнации. В былые времена в Коврове выпускали по 2000 единиц техники ежегодно, в 2003 году выпуск составил 66 машин. В прошлом году предприятие вошло в состав Группы ГАЗ. Производство техники по итогам 2006 года составило 200 единиц, что на 65% превысило показатель 2005 года. При этом основное количество -158 машин - было изготовлено во втором полугодии, после завершения процесса интеграции предприятия в Группу ГАЗ и решения первоочередных задач реструктуризации.

В ходе интеграции  завода «Ковровец» в Группу ГАЗ проведено объединение дилерской сети Ковровца с единой дилерской сетью предприятий, входящих в Дивизион «Спецтехника» Группы ГАЗ. За счет этого сеть продаж ковровской техники увеличилась в 3,5 раза. В настоящее время она охватывает большую часть регионов России и ряд зарубежных стран.

В результате объединения конструкторского потенциала тверского и ковровского заводов разработаны три новые модели на гусеничном ходу. В настоящее время на стадии тестовой эксплуатации и подготовки к серийному производству находится одна из них - КиТ-26 массой 27 т. КиТ-26 станет базовой моделью для производства нового семейства техники марки КиТ (Ковров и Тверь) с перспективой развития этого брэнда в пятой размерной группе, к которой относятся более тяжелые и мощные машины, чем выпускаемые на сегодняшний день в Твери и Коврове. КиТ-26 будет выпускаться в различных модификациях, в том числе перевалочной, и постепенно вытеснит из производства устаревшую модель ЭО-4225А-07.

выпуск гусеничных эсковаторов

В планах 2007 года - дальнейшее инвестирование в производство, приобретение импортного оборудования, а также развитие межзаводской и междивизиональной кооперации. Всего в 2007 году на Ковровце планируется выпустить более 500 единиц различной землеройной и погрузочной техники, включая 14-, 16- и 18-тонные гусеничные землеройные машины, прежде выпускавшиеся в Твери.

Уралвагонзавод уверенно удерживает вторую строчку среди отечественных производителей. Гигант отечественного машиностроения, долгое время специализировавшийся на выпуске железнодорожной и военной техники, в начале 90-х годов приступил к производству гражданской продукции по документации Воронежского завода - ЭО-5126 массой 32 т и ЭО-33211 массой 18 т. За сравнительно короткий срок УВЗ обошел ВЭКС по объемам производства, оставив далеко позади своего бывшего партнера. В 2005 году УВЗ изготовил 454 машины, в 2006-м - 446. Некоторое снижение объемов связано с тем, что в настоящее время предприятие стремительно наращивает выпуск основной продукции - железнодорожной техники. В свою очередь, за указанный период выросло производство  - с 213 до 220 штук. Для справки отметим, что в 2002 году заводом было изготовлено всего 90 единиц. В 2004 году УВЗ расширил модельный ряд землеройной техники, приступив к выпуску 28,5-тонных гусеничных ЭО-4126.

Машиностроительная компания «КРАНЭКС», специализирующаяся на гусеничных экскаваторах, в минувшем году существенно прибавила обороты. Если за предшествующие три года производство находилось на уровне 150 единиц в год, то в 2006 году завод изготовил 237. Соответственно, рыночная доля в общем объеме выпуска отечественных землеройных машин увеличилась с 6 до 8%, а по гусеничным машинам она выросла с 18 до 24%.

Стало уже хорошей традицией, что компания регулярно обновляет и пополняет модельный ряд производимой техники. С февраля 2006 года начат выпуск новых моделей ЕК 230 массой 23 т и ЕК 330 массой 32 т, ставших результатом модернизации предыдущих моделей ЕК 220 и ЕК 300. Новые модели оснащены комплектующими зарубежных фирм «Bosch Rexroth», «Deutz», «Hydrauto». Близкие параметры к ЕК 230 имеет ЕК 240LC массой 24 т, предназначенный для работы на слабонесущих грунтах. С 2004 года выпускаются модернизированные серии 05 -28-тонный ЕК 270LC и 40-гонный ЕК 400. Однако главным событием 2007 года стало начало серийного выпуска 45-тонного ЕК 450FS с рабочим оборудованием прямая лопата.

С 2007 года ДОНЭКС - единственное российское предприятие, на котором сохранился выпуск машин с тросовой подвеской стрелы. Гусеничный ЭО-4112А массой 23-25 т предлагается с разными видами рабочего оборудования - прямая и обратная лопата, грейфер, драглайн. Выпуск данного типа машин невелик: в 2005 году изготовлено 83 штуки, в 2006-м - 41.

В этом году отечественное машиностроение понесло очередную утрату: костромской завод «ЭКСКО», выпускавший тросовые экскаваторы, прекратил свою работу. Годом раньше остановлен воронежский ВЭКС. Однако, как говорится, свято место пусто не бывает: осиротевшую нишу пятой размерной группы намерены заполнить КРАНЭКС и КОВРОВЕЦ своими новыми моделями более высокой весовой категории. Весьма любопытна ситуация, наблюдающаяся в секторе отечественных колесных экземплряров. При том что первую скрипку здесь играет ТВЭКС, оставивший далеко позади и Уралвагонзавод, и зарубежных поставщиков, в ноябре 2005 года в Твери вновь создается ЗАО «ЭКСМАШ». Новое предприятие располагает производственными площадями более 15000 м2. Как сказано в официальной информации предприятия, «коллектив ЗАО «ЭКСМАШ» - руководство, специалисты и основной состав рабочих - это бывшие руководители и работники предприятий машиностроительного комплекса города Твери, с большим опытом работы, обладающие высоким профессионализмом и достигшие высоких результатов. Это авторы и создатели более 20 моделей строительно-дорожной техники, подъемно-транспортных и коммунальных машин».

Колесный экскаватор Takeuchi

Завод запускает в серийное производство модельный ряд  E130W, E130WLC массой 13 т и E160WLCE массой 16 т. На них применены двигатели Deutz, соответствующие нормам Tier 3, гидравлика Bosch Rexroth, трансмиссия ZF, система выбора рабочих режимов АРС, гидросхема LUDV, обеспечивающая неограниченное количество совмещений в цикле, высокую точность выполнения операций, минимальные потери мощности. Начало серийного производства намечено на конец 2007 года.

Рассматривая структуру производства отечественных землеройных машин по типу шасси, а также по размерным группам (классам), отметим следующие тенденции (см. диаграммы). Основу производства составляют экземпляры на автомобильном шасси, на долю которых в 2006 году пришлось 65% выпуска (из 1847 единиц -1627 марки ТВЭКС). Соответственно в размерных группах лидируют экскаваторы массой 12, 14 и 18 т. В целом, собрав машины всех размерных групп, предлагаемых российскими заводами, отметим, что их выбор достаточно скуден. Модельная гамма, выпускаемая зарубежными фирмами, гораздо шире.

Импорт

Как уже было сказано выше, импорт новых одноковшовых полноповоротных машин растет впечатляющими темпами. Практически все основные игроки мирового рынка обосновались в России и имеют здесь собственные представительства или дилеров. В лидеры вышли те, кто раньше других сумел организовать разветвленную дилерскую сеть, оперативное обеспечение запчастями и сервисное обслуживание. Конечно, немаловажное значение имеют широта модельного ряда, оптимальное соотношение цена-качество, выгодные финансовые инструменты. Важным конкурентным преимуществом будет создание сборочных производств в России. В настоящее время ведущие мировые производители строительной и дорожной техники ведут активную работу по созданию в нашей стране сборочных предприятий. По имеющейся информации, новые заводы планируют построить Liebherr, Komatsu, Volvo, Hitachi.

Благодаря многим из перечисленных факторов российскому представителю компании «Hitachi» удалось завоевать лидирующие позиции на рынке. В 2006 году в Россию поставлено 1167 машин Hitachi, что больше уровня 2005 года в 1,35 раза. При этом доля компании снизилась с 44 до 35%, что связано с более высокой динамикой роста импорта в целом (68%).

Импорт экскаваторов в 2005-2006гг Импорт гусеничных экскавоторов в 2005-2006гг

На сегодняшний день модельный ряд Hitachi является одним из наиболее широких среди конкурентов: около 40 моделей (не считая машин мини-класса). Серия  ZX представлена четырьмя моделями массой от 13 до 21 т, гусеничные серии ZX -11 моделями массой от 5 до 45 т, новая серия ZX-3 - пятью моделями массой от 20 до 45 т, карьерные экскаваторы серии ZX -шестью моделями массой от 60 до 85 т, новая серия ZAXIS-3 - шестью моделями массой от 50 до 87 т, серия ЕХ - шестью моделями массой от 120 до 550 т.

Успех Komatsu на российском рынке не в последнюю очередь связан с историческим фактором: первые  машины марки  Komatsu в нашей стране появились около 40 лет назад. В 2006 году компания укрепила позиции в России, существенно увеличив поставки техники, по сравнению с 2005 годом они выросли в 2,42 раза и составили 699 единиц. При этом рыночная доля Komatsu выросла с 15 до 22%.

Модельный ряд, представляемый компанией на российском рынке, насчитывает 22 модели. Из них четыре на автомобильном шасси массой от 17 до 22 т, 11 гусеничных обратная лопата (включая карьерные) массой от 20 до 710 т, семь карьерных гусеничных прямая лопата массой от 40 до 700 т.

Как и большинство зарубежных участников российского рынка, Caterpillar адекватно откликнулся на его запросы. Ввоз дааного типа техники за рассматриваемый период возрос с 240 до 364 единиц. В 2006 году компании принадлежало 11% рынка. По широте модельного ряда Caterpillar в лидерах - около 60 моделей массой от 5 до 89 т. Преимущественно это гусеничные машины, на пневмоколесном ходу - пять моделей массой от 14 до 22 т.

У других зарубежных производителей, поставляющих технику на российский рынок, доля менее 10%. Среди них в первых рядах Hyundai с 7%-ной долей по итогам 2006 года. При увеличении импорта со 153 до 233 единиц по сравнению с 2005 годом, рыночная доля компании уменьшилась на 0,7%. Компания предлагает довольно широкую гамму гусеничных и пневмоколесных экскаваторов в диапазоне наиболее востребованных на рынке размерных групп. В частности, 13 моделей на гусеничном ходу массой от 5 до 45 т и пять моделей на колесах массой от 5 до 20 т.

Volvo на протяжении последних двух лет стабильно удерживает около 6% рынка импорта. В 2006 году компания ввезла 182 единицы техники, что превысило показатель предыдущего года в 1,6 раза. Volvo сосредоточила усилия преимущественно в классах, наиболее востребованных рынком. Арсенал компании - 13 базовых моделей массой от 5 до 70 т, из них 10 гусеничных массой от 5 до 70 т и три на колесах массой от 14 до 20 т.

Прошедший год для JCB был успешным, компания увеличила поставки на российский рынок в 2,45 раза - с 69 до 169 штук, увеличив тем самым рыночную долю с 3,6 до 5,2%. Конечно, росту спроса на английскую технику в первую очередь способствовало общее увеличение емкости рынка.К слову сказать, спрос на строительно-дорожную технику в России можно назвать ажиотажным: изготовители сейчас принимают заказы на 2008 и даже на 2009 год. Неспроста основные зарубежные игроки намереваются построить у нас сборочные производства.

Импорт колесных экскаваторов в 2005-2006гг

Вторая составляющая успеха JCB - активное расширение дилерской сети, а также продуманная рекламная кампания, проведенная в минувшем году. Кроме этого, традиционно качественная сервисная поддержка и практически ежегодное обновление модельного ряда. Номенклатура JCB массой выше 5 т насчитывает 20 моделей, из них 15 гусеничных массой от 5 до 46 т и пять пневмоколесных массой от 14 до 20 т.

В прошлом году прорыв на российский рынок совершила New Holland (ранее машины выходили под маркой Kobelco), поставки возросли с 27 единиц в 2005 году до 148 в 2006-м, соответственно доля рынка компании выросла с 1,4 до 4,6%. New Holland предлагает широкий спектр данного вида техники наиболее ходовых размерных групп - 34 модели, из которых 28 - гусеничные массой от 5 до 82 т, шесть - пневмоколесные массой от 16 до 21 т.

Импорт Daewoo за рассматриваемый период увеличился в 2,48 раза - с 52 до 129 штук, соответственно рыночная доля возросла с 2,7 до 4%. Модельный ряд достаточно широк, чтобы обеспечить запросы основных категорий потребителей. Из 24 моделей 19 гусеничных массой 5,549,5 т и пять колесных массой 5,5-19,8 т.

На фоне значительного роста емкости рынка достаточно странным выглядит снижение импорта  Liebherr с 71 до 50 штук. Это при том что модельный ряд компании позволяет удовлетворить потребности заказчиков из самых разных отраслей. В производственной программе 14 моделей машин на пневмоколесном ходу массой от 10 до 127 т, включающих широкий спектр перевалочных машин, 15 моделей гусеничных  массой от 17 до 665 т, а также пять тросовых гусеничных моделей  массой от 67 до 169 т.

Надо полагать, что строительство собственного завода в Нижегородской области позволит укрепить позиции компании на российском рынке. По сообщению пресс-службы губернатора Нижегородской области, договоренность о строительстве завода была достигнута в ходе встречи главы концерна Вилли Либхерра с министром инвестиционной политики Дмитрием Сватковским 21 августа прошлого года. Liebherr намерен инвестировать в строительство завода более 250 млн. долларов. Реализация инвестиционного проекта состоится в три этапа. Первый - строительство завода по производству компонентов для строительных машин, второй - создание сборочного производства строительной техники для российского рынка, третий - строительство завода для производства комплектующих для авиастроения. Объем инвестиций на начальной стадии строительства составит 80 млн. долларов. К концу первого года работы завода на производстве будет занято 200 человек. Строительство завода запланировано на первое полугодие 2007 года.Кроме перечисленных брэндов в минувшем году в Россию также было ввезено 22 экскаватора Atlas, 21 - Kato, 15 - Liugong, 10 - Terex, 9 - Case. Другие зарубежные марки (включая украинский АТЕК) представлены единично.

Доля гусеничных машин в структуре российского импорта значительно превышает долю пневмоколесных (в 2006 году 2820 и 421 штука соответственно). Поэтому расклад сил в категории гусеничных экскаваторов приблизительно такой же, как и в суммарном количестве ввезенных машин. Лидеры и аутсайдеры те же. В группе колесных моделей расклад несколько иной. С 26% лидирует Hitachi, за ней с 20% следует Hyundai, у Caterpillar третья позиция (14%). Интересно, что в этой группе достаточно высока доля у JCB и Liebherr. Также здесь фигурирует Atlas, поскольку в Россию ввозились только эта марка. У Liebherr преимущество в группе данного вида технки  оказалось благодаря тому, что компания поставляла в основном  перегрузчики.

Импорт экскаваторов по классам

Проклассифицировав импортную землеройную технику по размерным группам, получаем довольно любопытную картину. В тех группах, где лидируют отечественные производители, доля иностранцев невелика. Их лидерство наблюдается в размерных группах, где наши экскаваторы не представлены, в частности, в классах 20, 21,22, 30 и 33 т.

По мнению экспертов, в 2007 году ожидается дальнейший рост емкости российского рынка. Предполагается, что импорт новых машин составит 5000-6000 единиц. Более высокой будет доля китайских компаний. Ожидается также дальнейший рост в отечественном производстве, ориентировочно до 4000 единиц.

Между прочим

Компания «JCB», ведущий мировой производитель строительной и землеройной техники, представит на международной выставке «Bauma 2007» новую серию гусеничных и пневмоколесных JS Auto. Это самые мощные и производительные машины, когда-либо предлагавшиеся компанией. Новая линейка включает 11 гусеничных моделей - JS160/180 Auto, JS190 Auto, JS200/210/220/235 Auto, JZ235/255 Auto и JS240/260 Auto, экскаватор на пневмоколесном шасси представлен четырьмя моделями JS145W Auto, JS160W Auto, JS175W Auto и JS200W. По сравнению с предыдущей серией существенно улучшились технические характеристики: мощность двигателя увеличена на 25%, крутящий момент - на 27%, потребление топлива снижено на 12%, сокращены выбросы вредных веществ в окружающую среду. Общая производительность данного типа техники увеличена на 5%.

Владимир Новоселов

Наши группы в Telegram, Viber. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией в WhatsApp!

При перепечатке текста и использовании фотографий обязательна активная ссылка на exkavator.ru

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен
Заметили ошибку? Выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter, чтобы оповестить редакцию сайта.
Оцените, пожалуйста, статью:
Оценивших: 7, оценка: 5 из 5
Нам очень важно ваше мнение
5
5
5
7
Подписаться на новости
рынка спецтехники
Подписаться