Время механических экскаваторов. Обзор техники Костромского ЭЗ

Основной парк гусеничных механических экскаваторов, которые трудились на советских стройках в 80-90-х годах и которые еще можно встретить - это Э-10011Д и Э-652Б из Костромы и их более поздние модификации ЭО-5111Б, ЭО-5116, а также донецкие экскаваторы ЭО-4111В и ЭО-4112. Экскаваторы Э-10011Д в основном работали со сваебойным оборудованием, прямой лопатой или драглайном, а экскаваторы Э-652Б - драглайном

Несомненно, эволюция не стоит на месте, и гидравлические экскаваторы стремительно вытеснили механические с объектов строительства. Но есть такие работы или регионы использования, где применение гидравлической техники невозможно или нерационально - это сваебойные машины или на работах в промышленных карьерах, а также при экстремальных температурных условиях, где гидравлическая техника слаба и бессильна. Благодаря этому, тросовые (канатные) экскаваторы продолжают выпускаться, такие как ЭО-5119 или ЭО-4112А.

Время механических экскаваторов. Обзор техники Костромского ЭЗИсточник фото: techstory.ru

История завода началась с 1915 года, когда из Риги в Кострому эвакуировали завод наследниц Л.Ф. Пло, изготовлявший инструмент, напильники, вентиляторы и многое другое оборудование. Экскаваторостроение на заводе началось с 1933 года, когда был выпущен первый паровой экскаватор. В 1937 году осваивается производство электрических и дизельных экскаваторов, а в апреле 1939 года из ворот сборочного цеха двухметровыми шагами вышел опытный образец первого в Европе шагающего экскаватора. Он был направлен на одну из строек Севера. В эти годы были вскрыты и приведены в действие огромные резервы производства. В годы второй мировой войны производство экскаваторов было приостановлено. В короткие сроки был выполнен большой комплекс организационно-технических мероприятий и успешно освоен выпуск важнейших оборонных изделий. Производство экскаваторов возобновилось лишь в 1944 году. К 1948 году завод окончательно специализировался на выпуске механических канатных экскаваторов. Экскаваторы поставлялись из Костромы во все бывшие союзные республики, а также в 43 страны мира. В свое время на заводе выпускались следующие модели экскаваторов.

Время механических экскаваторов. Обзор техники Костромского ЭЗИсточник фото: techstory.ru

Экскаватор Э-801 с ковшом емкостью 0,8 м3 предназначен для работы в карьерах и на строительных площадках в грунтах до IV категории и мелкодробленых строительных грунтах V и VI категорий. Экскаватор Э-801 заменил собой устаревшие и прекращенные производством с 1956 г. экскаваторы Э-753 и Э-754. Экскаватор Э-10011А с ковшом емкостью 1,0 м3 может работать с прямой и обратной лопатой, драглайном и грейфером. Длина основной решетчатой стрелы 12,5 м. При работе с крановым оборудованием решетчатая стрела может быть удлинена до 25 м. Экскаватор Э-10011АС является модификацией экскаватора Э-10011А и предназначен для работы в северных районах. Ответственные детали экскаватора выполнены из высококачественных сталей, дополнительно термически обработанных. Для запуска двигателя установлен предпусковой подогреватель. Поворотная платформа установлена на роликовое опорно-поворотное устройство. Кабина машиниста утеплена и обогревается от отопительно-вентиляционной установки. В систему пневмоуправления введены спиртовой осушитель и дополнительный масловлагоотделитель. Электрооборудование экскаватора имеет более мощный генератор переменного тока; установлены электрические приборы для контроля работы двигателя и гидротрансформатора.

Время механических экскаваторов. Обзор техники Костромского ЭЗИсточник фото: techstory.ru

Экскаватор Э-10011Д - одноковшовый универсальный экскаватор с механическим приводом на гусеничном ходу является пятой модернизацией экскаватора Э-10011А. Сменное оборудование, с которым работал экскаватор - лопата прямая и обратная, драглайн, грейфер, кран, сваебойное оборудование. Управление исполнительными механизмами - пневматическое. На всех моделях экскаватора Э-10011 в приводе механизмов применяется турботрансформатор (в некоторых источниках именно так называется этот механизм, точное название - гидротрансформатор), защищавший двигатель и трансмиссию от резких нагрузок и перегрузок, возникавших во время работы, создавая наилучшие силовые и скоростные режимы работы. Модернизированный экскаватор Э-10011Е стал последним в модельном ряду этих машин.В 1982 году опытный образец модернизированного экскаватора ЭО-5111Б прошел приемочные испытания и рекомендован к серийному производству.

Экскаватор ЭО-5111Б предназначен для выполнения земляных работ в грунтах I - IV категорий и мелкодробленых скальных породах, погрузочно-разгрузочных и монтажных работ в промышленном и гражданском строительстве при температуре воздуха от -40 до +40°С. Экскаватор состоит из ходового многоопорного гусеничного устройства, поворотной платформы с механизмами, кузовом и кабиной машиниста и сменного рабочего оборудования: прямой и обратной лопаты, драглайна, грейфера и крана.

Время механических экскаваторов. Обзор техники Костромского ЭЗИсточник фото: techstory.ru

Полноповоротный экскаватор ЭО-5112А (ЭП-1А) предназначен для уборки и погрузки взорванной скальной породы с размером кусков до 800 мм в шахтах, в которых разработка ведется камерными способами, а также для разработки взорванных скальных грунтов на поверхности. Погрузка породы может производиться в самосвалы и самоходные вагонетки с наибольшей высотой разгрузки ковша до 5 м. Экскаватор может работать в камерах шахт высотой не менее 6 м и шириной не менее 10 м.

В последнее время ОАО "ЭКСКО" производил универсальные тросовые экскаваторы модели ЭО-5119 на гусеничном ходу с различными видами сменного рабочего оборудования.

На рисунке представлена кинематическая схема № 1
эскаваторов Костромского ЭЗ

Cхема практически всех экскаваторов Костромского завода

На рисунке представлена кинематическая схема № 2
эскаваторов 

Cхема практически всех экскаваторов Костромского завода

Преимуществом данных моделей экскаваторов является наличие в приводе гидротрансформатора. Крутящий момент от двигателя к механизмам передается через гидротрансформатор, цепной редуктор и промежуточный вал. Гидротрансформатор автоматически изменяет крутящий момент и скорость в зависимости от нагрузки на рабочий орган машины.
Гидротрансформаторы применяют в сочетании с механической частью трансмиссии, которая обеспечивает высокий К.П.Д. передачи на различных рабочих режимах.
Гидротрансформатор У 35801… (производства Московского Машиностроительного завода имени Калинина) - предназначен для автоматического изменения крутящего момента и частоты вращения в приводе строительных и дорожных машин.

Технические характеристики гидротрансформатора:

Наименование показателей

Значение

 

Гидротрансформатор У358011Е

У358011Е

 

Гидротрансформатор У358018Д

У358018Д

Активный диаметр

325 +/- 3

530+/- 3

Мощность, кВт (л/с)

50+/- 2,6 (68+/-3,5)

73,5+/-2,2 (100+/-3)

Частота вращения входного звена номинальная, л, ном, мин. (об. мин)

30(1800)

17,5 (1050)

Максимальный полный КПД, %, не менее

84

87

Коэффициент трансформации крутящего момента на стоповом режиме

2,6+/0,1

2,7+/- 0,1

Габаритные размеры, мм
Длина
Ширина
Высота


715
580
620


825
990
900

Масса (без рабочей жидкости), кг

157

455

Система питания

Насос шестеренный: тип

НШ 50У-2

Объемная подача рабочей жидкости номинальная, л/м

50

75

Давление нагнетания на входе в гидротрансформатор, Мпа (кгс/см)

0,04-0,15 (0,4-1,5)

0,06-0,2 (0,6-2,0)

Давление настройки предохранительного клапана номинальное, МПа (кгс/см)

-

0,8 (8)

Система управления

Золотник

Двухпозиционный с пневматическим управлением

Давление нагнетания воздуха минимальное, МПа (кгс/см)

0,4 (4)

Примечания:

  • Показатели мощности максимального полного к.п.д. и коэффициента трансформации указаны для рабочей жидкости вязкостью от 4 до 6 мм2/с (сСт) и плотностью от 825 до 840 кг/м.
  • Мощность указана при максимальном полном к.п.д. и номинальной частоте вращения входного звена гидротрансформатора.
Компрессор унифицированный У43102А

Компрессор унифицированный У43102А (производства Вильнюсского объединения по выпуску строительно-отделочных машин) – предназначен для обеспечения сжатым воздухом различной строительно-дорожной, землеройной и другой техники (экскаваторы, маркировочные машины, агрегаты технического обслуживания комбайнов, шахтные электровозы и т.п.) Его можно использовать на любой машине, оборудовании с приводом (через клиноременную передачу) от двигателя внутреннего сгорания или электродвигателя, что делает машины независимыми от пневмосети и расширяет их возможности. Компрессор поршневой одноступенчатый двухцилиндровый с принудительным воздушным охлаждением, имеет механизм разгрузки, который переводит компрессор на холостой ход при отсутствии расхода сжатого воздуха. Изготавливается в трёх исполнениях: 1, 2, 3 - унифицированный компрессор У43102А применяется как самостоятельный источник сжатого воздуха, а узел компрессора СО-62А-2 при изготовлении передвижных компрессорных установок СО-62А-2.

Технические характеристики

производительность, м3/ч

31

давление сжатого воздуха, кгс/см2

7

номинальная частота вращения коленчатого вала, об/мин

1300

потребляемая мощность на валу, КВт

4,2

габаритные размеры, мм

440X360X555

масса, кг

67

исполнение

1

2

3

диаметр шкива

200

200

240

профиль канавки шкива

Б

В

Б

направление вращения (со стороны шкива-маховика)

против часовой стрелки

по часовой стрелке

Золотник дифференциальный 07.06.400, 264.23.00

Золотник поставляется в 3-х исполнениях:

 

Золотник дифференциальный (большой текстолит)

 

 

Золотник дифференциальный (большой металлический)

 

 

Золотник дифференциальный (малый металлический)

 

Золотник дифференциальный (большой текстолит) d=38,5

Золотник дифференциальный (большой металлический) d=38,5

Золотник дифференциальный (малый металлический) d=33

Все представленные дифференциальные золотники взаимозаменяемы.

Дифференциальный золотник – предназначен для включения и выключения механизмов экскаватора. Дифференциальные золотники установлены в колонках пульта управления, механизме управления стрелой, ограничителе подъема стрелы.

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.
Заметили ошибку? Выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter, чтобы оповестить редакцию сайта.
Оцените, пожалуйста, статью:
Оценивших: 5, оценка: 5 из 5
Нам очень важно ваше мнение
5
5
5
5
Подписаться на новости
рынка спецтехники
Подписаться