Интересующую машину мы осматривали на ближайшей к нашему офису строительной площадке. Технику как обычно мы выбрали не новую, поскольку некоторое время эксплуатации в реальных рабочих условиях, выявляет все слабые и сильные стороны машины. А самый объективный судья, - в наших тестах, - это человек всё это время её эксплуатировавший.
Оценку экскаватора, впрочем, как и любой техники, мы производим по пятибалльной шкале, выводя средний бал по следующим критериям:
- Состояние шасси экскаватора;
- Надёжность работы гидравлического оборудования;
- Состояние ответственных металлоконструкций;
- Надёжность работы электрооборудования;
- Комфортабельность.
Год выпуска представленного «ЕК -14» - 2003; всё это время трудится на нём Шаповалов Николай Александрович (Управление механизации строительства города Ростова-на-Дону). По словам Николая, экскаватор в целом не плох, приходилось ему работать на «ЭО 3322» и «ЭО 3323»; «ЕК-14» по сравнению сними, далеко шагнул вперёд. Надёжное шасси, машина и быстрей и манёвреннее, поскольку снабжена уже двумя насосами, один для движения, второй непосредственно для функционирования рабочего оборудования. Ковш значительно мощнее и больше, поворотная платформа очень удобно скомпонована, оснащена многочисленными ступеньками и ручками, облегчающими доступ к основным узлам экскаватора. Современная кабина, удобное сидение, эргономичная компоновка органов управления, большая площадь остекления кабины, предоставляет хороший обзор.
Для большего обзора, Николай приспособил дополнительное зеркало на правой стороне поворотной платформы как у японских микроавтобусов, теперь при работе он контролирует, что делается по другую сторону кабины и даже задние опоры экскаватора. Также как в прошлом номере «ЮГспецтехника», крановщик похвалил печку кабины тестируемого «Галичанина», Николай лестно отозвался об отопителе «ТВЭ
В процессе эксплуатации конструктивной доработки потребовала система гидравлики «ТВЕКСа». Металлические рукава высокого давления идущие с главного насоса на центральный распределитель - «520», пришлось заменить на аналогичные, со старого немецкого экскаватора, поскольку родные трубки только за первый год эксплуатации лопались четыре раза. Гидромеханическая коробка передач и центральный распределитель, так же подвергались ремонту, и замене уплотнительных колец, переточке установке самодельных соединительных фланцев, родные бесконечно давали течь гидравлической жидкости; сейчас же (судя по фотографиям ) все течи, в том числе на соединениях насоса устранены. Зато, что касается гидравлических цилиндров «ЕК - 14го», как основных рабочих, так и цилиндров опор экскаватора, то никаких проблем за три года эксплуатации не было, за что экскаваторщик очень хвалил производителей. Кстати гидравлические цилиндры Тверской экскаваторный завод производит самостоятельно!
Что же касается состояния ответственных металлоконструкций, то у машины Николая есть серьёзные проблемы. Рукоять в месте соединения со стрелой, в первый же год эксплуатации просто разорвало и «вывернуло» с втулкой пальца. Справились собственными силами: поставили наместо, отрегулировали, обварили, места разрыва метала, и наварили усиливающие пластины.
Вообще, по словам Николая, - это самое слабое место любого экскаватора. И с этой проблемой, и с трещинами вдоль стрелы по обеим сторонам , завод может ещё поспорить, ведь многое зависит от грунта, условий и режимах эксплуатации экскаватора, но наглядно показывает качество метала, бесконечно и одновременно в десяти местах лопающиеся и рвущиеся рычаги передней опоры. Тут уж извините, на экскаваторщика не свалишь... Толи действительно применялся, метал низкого качества, толи существуют просчёты в нагрузках на ответственные металлоконструкции. (специалисты отмечают: тяжёлый грунт ломает в первую очередь ковш, а стрела и рукоять должны держать нагрузку, кроме того, в ростовской области нет тяжёлых грунтов).
Что касается электрооборудования, то эксплуатирующие организации отмечают слабую проводку «ЕК - 14го». Как мы выяснили, в Ростове-на-Дону, в компаниях «Юг Руси» горел экскаватор, горел в «Строительном Управлении», загорался в порту. Последнему, электрику перебрали, заменили основные приборы и всё ровно в пучках электропроводки продолжаются замыкания. Чрезвычайно опасен применяемый на «ЕК-14» размыкатель массы, когда он выходит из строя, всё ровно щёлкает при выключении как положено, но питание не выключает, вследствие чего возникшее замыкание «горение» не прекращается. Напряжение сети Тверских экскаваторов, - двенадцать вольт, зимой, уже при температуре окружающей среды ниже плюс пяти по Цельсию, даже свежему аккумулятору нахватает мощности, чтобы запустить двигатель. А поскольку экскаватор, как это водится в России, «с толкача» не заведёшь, приходится «прикуривать» от машин. По словам Николая, многие экскаваторщики во избежание проблем с запуском, сами переделывают пусковую сеть на двадцать четыре вольта, или устанавливают по два шестивольтовых аккумулятора, большой емкости.
Обращаем внимание на срезанные подножки по обоим бортам , если последнюю ступень сделать откидной, то больше никому не придётся после работы, ровнять её кувалдой, или просто срезать, чтоб не цепляла за грунт и не резала передние колеса.
Есть в конструкции «ЕК-14» и курьезный момент: передняя опора уж очень походит на отвал бульдозера, чем бесконечно привлекает внимание прорабов и строителей, то и дело просящих Николая разровнять какую-нибудь площадку. Он был бы и рад им помочь, но не тут то было: приборы безопасности устроены таким образом, что отключают ходовую часть экскаватора, когда опора опущена. Напрашивается вопрос: Раз уж строительные организации пытаются использовать опору как отвал, не пора ли заводу производителю обратить на это внимание и добавить функциональности машине?! тем более применяемое шасси экскаватора полно-приводное.
В итоге по нашему опять же (субъективному) мнению:
- Состояние шасси - 5 баллов;
- Надёжность работы гидравлического оборудования - 3 балла;
- Состояние ответственных металлоконструкций - 2 балла;
- Надёжность работы электрооборудования и приборов безопасности - 2 балла;
- Комфортабельность 5 баллов.
Оценка нашего теста - 3.4 балла!
Возможно, завод производитель сочтёт предвзятым наш рассказ, а бывалый экскаваторщик отнюдь, слишком мягким. Мы же снова обратим внимание читателей на то, что машина не новая и в эксплуатации уже три года. Возможно у экскаваторов этого типа сходящих сегодня с конвейера, все перечисленные проблемы давно устранены. Возможно, сегодня у Тверского экскаваторного завода, система обратной связи с организациями, эксплуатирующими их технику, работает чётко и своевременно реагирует на замечания озвученные на дилерских собраниях, тем более что теперь завод входит в крупнейшую машиностроительную группу «ГАЗ». Выяснить это, мы и наши читатели, сможем, только получив и опубликовав аргументированный ответ на нашу статью, непосредственно от отдела маркетинга, конструкторского бюро, с заводского конвейера, в конце концов. Как говорится: из первых рук...