Универсальная техника для бездорожья - экскаваторы-планировщики Святовит

Совместное предприятие «Святовит» разработало принципиально новую для просторов СНГ конструкцию экскаватора. Сегодня предприятие производит до сотни экскаваторов в год. Компания активно выходит на рынки соседних государств: Украины, Казахстана Молдовы и прежде всего, России, где основными покупателями выступают предприятия дорожно-строительного профиля, нефтегазового комплекса Западной Сибири, Татарстана, Башкортостана

Многим российским специалистам знакомым с белорусской промышленностью советских времен вынесенное в заголовок утверждение может показаться в лучшем случае рекламной уловкой. Откуда в бывшей «братской республике», никогда прежде не производившей экскаваторы, вдруг появилась такая достаточно сложная техника, да еще способная соперничать с конкурентами, которые десятилетиями работают в этой области? Тем не менее, «натяжками» заголовок не грешит.Степень настороженности к любому новичку рынка в отношении экскаваторов из Беларуси нуждается в «поправочном коэффициенте». Культура, традиции машиностроения этой страны не раз позволяли с «чистого листа» реализовывать проекты и посложнее. Здесь сформировался высокопрофессиональный инженерный корпус, создавший авторитетные и узнаваемые даже в «дальнем зарубежье» МАЗы, БелАЗы, трактора и прочую непростую продукцию. Проблески экономической свободы разбудили у некоторых технократов предпринимательскую жилку. Эти факторы и стали той опорой и движущей силой, что помогла совместному предприятию «Святовит» оперативно разработать принципиально новую для просторов СНГ конструкцию экскаватора, создать производственные мощности для его выпуска, наладить сервисную сеть.

Сегодня предприятие производит до сотни экскаваторов в год. Хотя способно давать и больше, но работать «на склад» не считает нужным и поддерживает объем производства на уровне сбыта. Белорусские дорожники, жилищно-коммунальные службы, желающие приобретать технику «Святовита», из-за хронического безденежья редко могут себе такое позволить. Это вынуждает производителей выходить на рынки соседних государств: Украины, Казахстана Молдовы и прежде всего, России, где основными покупателями выступают предприятия дорожно-строительного профиля, нефтегазового комплекса Западной Сибири, Татарстана, Башкортостана.

Маркетологи и конструкторы с расчетами не ошиблись

О том, что некоторые хозяйственные отрасли нуждаются в универсальном, мобильном, приспособленном к славянскому бездорожью экскаваторе было ясно давно. Но какими параметрами, техническими характеристиками следует наделить отечественную машину такого рода, чтобы она как можно полнее отвечала запросам потребителей, специалистам «Святовита» пришлось хорошо подумать. В конечном итоге задача была сформулирована так: на первом этапе надо создать экскаватор, по меньшей мере не уступающий по достоинствам известной словацкой модели UDS, а затем постепенно совершенствуя, приблизить его к мировым аналогам. В качестве основы конструкторских разработок были определены телескопическая стрела, полноповоротный ковш и автомобильное шасси белорусских или российских предприятий. Предполагалось, ковш и стрела такого рода дадут экскаватору довольно широкую свободу движений, многократно расширят его функциональные возможности по сравнению с подобной техникой прежних поколений, Использование МАЗов, КАМАЗов, других знакомых водителям автомобилей в качестве шасси сведут к минимуму проблемы с обслуживанием и ремонтом ходовой части, сделают экскаватор более привлекательным по цене. Последующая практика подтвердила эти расчеты.

Машина, как и задумывалось, получилась универсальной и многофункциональной. Она эффективно проявляет себя при рытье котлованов, планировке строительных площадок, дорог, откосов, погрузке и разгрузке сыпучих материалов. Для этих целей предусмотрены сменные рабочие органы в числе которых семь видов ковшей (траншейный, профильный, для сыпучих материалов и др.), планировочная доска, зуб-рыхлитель, погрузочный захват, каток. Замена одного оборудования другим происходит в считанные минуты, на шасси предусмотрено специальное место для транспортировки к месту работ планировочной доски.

Размеры стрелы позволяют выполнять работы в радиусе 10,5 м вокруг шасси, копать котлованы и траншеи глубиной до 6,9 м, укладывать извлеченный грунт на высоту 6,1 м. Ювелирную точность операций помогает обеспечивать современная система управления машиной, где многочисленные рычаги заменены небольшим джойстиком. Ее потенциальные возможности наглядно раскрывает эффектный трюк, иногда демонстрируемый экскаваторщиками, когда они закрывают ковшом поставленный на землю спичечный коробок, ничуть его не повредив. Комфортабельная кабина с широким обзором и рабочее место с откидывающимися подлокотниками, регулировкой сиденья по высоте и горизонтали снижают утомляемость оператора при напряженной работе.
Наряду с дорожным строительством экскаватор хорошо проявляет себя в сфере городского хозяйства, прежде всего на предприятиях водо- и теплоснабжения. Эксплуатационники отмечают его способность работать в стесненных условиях городской застройки, выполнять при ремонте подземных трубопроводных коммуникаций весь комплекс земляных работ, дублировать функции автокрана. Он столь же легко убирает грунт под трубой, что и над ней и трудиться с лопатой после него уже не приходится.
-Одной единицей такой техники можно закрывать все нужды в землеройных машинах даже в таком не маленьком городе, как наш, - считает директор Бобруйского водоканала Олег Титов, где экскаватор эксплуатируется не первый месяц.

За пять лет – пять модификаций

Первый экскаватор-планировщик «Святовит» серии EW-25-M-1 (EW-25 – основа маркировки техники предприятия) вышел из заводских ворот в 1998 году. Базовым шасси для него стал автомобиль Минского завода колесных тягачей. Машина предназначалась для эксплуатации в условиях ограниченной проходимости. Однако отсчет повышенного интереса к своей технике связывают на предприятии с внедрением в серийное производство машин на базе шасси МАЗ-63038 и КАМАЗ-53228 (модель EW-25М1.000.) Потенциал предприятия привлек внимание белорусского Комитета по автомобильным дорогам, руководство которого попросило сконструировать экскаватор- планировщик для предприятий дорожного комплекса с учетом специфики их работы. В результате появилась модель EW-25М1.010. отличительной чертой которой является возможность передвижения шасси на небольшие расстояния из кабины оператора со скоростью 1,5 км в час. Эта модель пользуется сейчас особой популярностью у российских строителей и нефтяников.

Для работы в условиях севера предприятие использует также шасси Урал 4320-1912-30больше приспособленное к условиям холодов.
С минувшего года «Святовит» начал выпуск новой модели – EW-25-М1 АНТЕЙ. Обладая всеми достоинствами предшественников, модель разрабатывалась с учетом самых современных технологий и стандартов. Модернизации подверглись почти все основные узлы и агрегаты. Наиболее существенные изменения внесены в гидросистему экскаватора. При монтаже трубопроводов применяются врезные кольца, что позволяет обходиться без сварочных работ, чреватых потерей герметичности в соединениях. Используемые в оборудовании штуцера, ниппеля, трубопроводы высокого давления, фитинги имеют в основном импортное происхождение. За счет гальванического напыления изнутри и снаружи трубы совершенно не подвержены коррозии. Все это позволяет гарантировать надежную работу экскаватора в сложных климатических условиях и при самых высоких нагрузках.

Клиентам – сервис, себе – информация к размышлению

Сегодня специалисты предприятия могут назвать адрес и комплектацию каждого реализованного экскаватора, даже если он трижды перепродан. Такая осведомленность позволяет сервисной службе оперативно помочь с ремонтом техники «Святовит» и в том случае, когда гарантийный срок ее обслуживания составляющий, к статьи, 1300 моточасов, давно истек, Сервисную сеть предприятие начало развивать с выпуска первой машины. С одной стороны этого требовали обязанности перед покупателями, с другой – отслеживание и анализ причин неисправностей являются важней шей предпосылкой для совершенствования техники. Благодаря этому в конструкцию машин внесен ряд изменений, повысивших их качество и надежность.

Все экскаваторы предприятия прежде чем отправиться к покупателям проходят тщательное тестирование гидросистемы на специальном импортном оборудовании, испытываются в карьере, нарабатывая 20-30 моточасов. С эксплуатационниками ежегодно проводятся семинары, на которых, помимо чисто обучающих занятий, участников знакомят с различными изменениями, вносимыми в технику для ее совершенствования. Чтобы предотвратить поломки, связанные с неквалифицированным обслуживанием, компании за свой счет проводят обучение будущих водителей–операторов.

Словом, чтобы решить задачу лидерства на своем сегменте рынка, «Святовит» уже сегодня имеет вполне солидный багаж.

ж-л Строительно-дорожная индустрия №2 2003

Заметили ошибку? Выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter, чтобы оповестить редакцию сайта.
Оцените, пожалуйста, статью:
Оценивших: 7, оценка: 5 из 5
Нам очень важно ваше мнение
5
5
5
7
Подписаться на новости
рынка спецтехники
Подписаться