Российский производитель — о рынке малогабаритной дорожно-строительной техники. Интервью
СКАЧАТЬ PDF

Российский производитель — о рынке малогабаритной дорожно-строительной техники. Интервью

СКАЧАТЬ PDF
21 сентября 2023
Несмотря на постоянное развитие технологий и действующее российское законодательство, доля ручного труда в дорожно-строительной отрасли продолжает оставаться высокой. О том, какая малогабаритная техника должна быть в автопарках дорожников и как обстоит ситуация с импортозамещением в данной сфере, мы поговорили с представителем ООО «ГРИНКОМ»

Дорожное строительство и ручной труд

Требования из нормативных документов часто не соблюдаются ни работниками, ни работодателямиИсточник фото: grinkom.ruТребования из нормативных документов часто не соблюдаются ни работниками, ни работодателями

На сегодняшний день российское законодательство содержит нормы, которые регламентируют тяжёлый ручной труд, связанный с выполнением погрузочно-разгрузочных работ и переноской тяжестей на определённое расстояние.

Так, в «Правилах по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов» указаны предельно допустимые нормы разового подъёма тяжестей (Приказ Минтруда России от 28.10.2020 № 753н «Об утверждении Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, зарегистрировано в Минюсте России 15.12.2020 № 61471). В этих руководящих документах определены следующие требования предельно допустимых норм разового подъёма и переноски грузов:

  • для мужчин — не более 50 кг;
  • для женщин — не более 15 кг.

При чередовании с другой работой (до двух раз в час) мужчинам допускается поднимать до 30 кг, женщинам — до 10 кг. Постоянно в течение рабочей смены — 15 кг и 7 кг соответственно.

Но, как это часто бывает, на практике ситуация иная. «К сожалению, нормы и руководящие документы есть, но их не исполняют. Наверное, потому, что работает на таких работах в основном неквалифицированный персонал из стран СНГ, который работодатели обычно не жалеют, а основная их задача — выполнить работы любой ценой и заработать побольше денег. Возникает вопрос, куда смотрят надзорные органы, которые должны следить за соблюдением норм», — высказал мнение представитель ООО «ГРИНКОМ» и кандидат технических наук Валерий Гуцул.

Импорт VS отечественная техника

Доля отечественной дорожно-строительной техники на российском рынке остаётся незначительнойИсточник фото: grinkom.ruДоля отечественной дорожно-строительной техники на российском рынке остаётся незначительной

В дорожном строительстве применяется огромное разнообразие техники и оборудования, но в основном (порядка 70%) это продукция импортного производства. Доля отечественной дорожно-строительной техники остаётся незначительной, что прекрасно видно при строительстве автомобильных дорог и на тематических выставках.

Ещё более сложная ситуация — с малогабаритными машинами, т.е. с сегментом, который и призван минимизировать использование ручного труда. Доля подобной техники в общем объёме незначительна, а российских разработок — ещё меньше.

Сегмент малогабаритной техники. Что доступно?

Самая массовая ниша — компактные фронтальные погрузчики, которые способны выполнять огромное количество работ, особенно вспомогательных, благодаря большому спектру сменного навесного оборудования.

Широкое применение находят мини-экскаваторы и малогабаритные асфальтоукладчики.

Следующим видом техники, востребованным в дорожном строительстве, являются сваебойные самоходные гусеничные установки для забивки стоек дорожных ограждений на наиболее опасных участках дорог вдоль обочин и на разделительных осевых линиях.

Редакция рекомендует:
«Майнинг Элемент» бесплатно сканирует запчасти на горное оборудование

Ранее основными поставщиками данных машин были немецкие и итальянские компании. Учитывая, что в связи с санкциями против РФ европейские бренды ушли с нашего рынка, начались поставки сваебойных установок китайских производителей. Также на российский рынок усердно пробиваются турецкие компании.

Но в этом сегменте есть и отечественные разработки, которые вполне могут конкурировать с импортом. Одна из них — от «ГРИНКОМ», компании, которая совершенствовала и модернизировала данную технику на протяжении последнего десятилетия.

Применение в дорожном строительстве, пусть и в ограниченном количестве проектов, находят и самоходные буровые установки. Ранее их поставки осуществлялись в основном из Италии. Но в последние годы отечественные компании локализовали, совместно с иностранными партнёрами или самостоятельно, производство малогабаритных буровых установок достаточно широкого спектра.

Что дальше?

Мнение: нехватка рабочих рук заставляет строительные компании инициировать приобретение и разработку новых видов машинИсточник фото: grinkom.ruМнение: нехватка рабочих рук заставляет строительные компании инициировать приобретение и разработку новых видов машин

«Доля ручного труда в дорожно-строительной отрасли очень большая, и необходимо более интенсивно внедрять новые разработки малогабаритной техники там, где нецелесообразно использовать большие дорогостоящие машины, — подчеркнул Валерий Гуцул. — Это объективная необходимость, так как нехватка рабочих рук заставляет строительные компании приобретать данную технику и инициировать разработку новых видов машин».

[bnr_240x400]

Если говорить о грядущих новинках ООО «ГРИНКОМ», то в настоящее время компания приступила к разработке малогабаритной самоходной буровой установки и малогабаритной самоходной универсальной машины с возможностью работы на склонах и использования навесного оборудования: газонокосилки, мульчёра, измельчителя пней, коммунальной щетки и др.

Также производитель работает по одному из направлений, в котором отечественные разработки пока практически не представлены. В 2022 г. на выставках «CTT Expo» и «Дорога» была представлена машина бордюроукладочная малогабаритная МБМ-250, которая помогает облегчить укладку бордюрного камня как в городских условиях, так и на строительстве автодорожных магистралей. Она позволяет в несколько раз увеличить производительность и заменить до 2–3 человек.

На выставках «CTT Expo 2022» и «Дорога» была представлена бордюроукладочная малогабаритная машина МБМ-250 Источник фото: grinkom.ruНа выставках «CTT Expo 2022» и «Дорога» была представлена бордюроукладочная малогабаритная машина МБМ-250

Кроме оборудования для укладки бордюрного камня, в комплект установки входит кузовной самосвал объёмом 1 куб.м для транспортировки сыпучего материала, планировщик универсальный для выравнивания поверхности. Всё это крепится на вилочный погрузчик грузоподъёмностью до 2,5 т, который может использоваться для транспортировки паллет.

В процессе разработки МБМ-250 компания «ГРИНКОМ» организовывала показы и натурные испытания на объектах благоустройства г. Москвы. А в 2023 году модель вошла в топ-90 финалистов проекта «Новатор Москвы».

«Интерес к данной установке был достаточно большой, но в силу российского менталитета широкого распространения она пока не нашла. Дешёвая рабочая сила продолжает доминировать», — дополнил Валерий Гуцул.

Локализация и объёмы производства

В зависимости от модели техники, степень локализации продукции ООО «ГРИНКОМ» составляет уже от 60% до 70%. Увеличить ещё больше данный показатель пока не позволяет ряд существующих ограничений. «Основной проблемой является отсутствие отечественного производства двигателей внутреннего сгорания мощностью от 20 до 80 кВт, гидравлических редукторов хода с гидромотором, а также гидравлических насосов и распределителей», — рассказал эксперт.

В связи с введением санкций и ростом курса валют стоимость продукции компании за последние полтора года выросла на 20%. Но на фоне общей рыночной ситуации это не стало преградой для повышенного спроса на отечественные разработки: выручка компании «ГРИНКОМ» показала рост примерно на 40% за аналогичный период.

Оцените, пожалуйста, статью,
нам очень важно ваше мнение:
4,17
5
1
6
Лучшие материалы Экскаватор Ру у вас на почте! Никакого спама
Подписаться
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете свое согласие на обработку персональных данных.