Что вы знаете о ямочном ремонте? (Часть 3)
Журнал СТРОИТЕЛЬСТВО И РЕМОНТ ДОРОГ
Скачать PDF

Что вы знаете о ямочном ремонте? (Часть 3)

СКАЧАТЬ PDF
30 ноября 2010
И еще раз о нюансах и особенностях ремонта ям на дорогах, о том, без чего невозможна работа дорожников и немного о перспективном способе восстановления целостности асфальтового покрытия

БОРЬБА КОМПРОМИССОВ

Ирмаш КДМ-316
Ирмаш КДМ-316

Литой асфальтобетон из-за большого количества битума и минерального порошка в его составе (суммарно до 50%) обладает свойствами высокой текучести и эластичности. Он хорошо подходит для устройства покрытий мостов, федеральных дорог, а также дизайнерских покрытий различных объектов, где довольно долго служит. За счет этих свойств он пригоден и для аварийного ремонта при минусовых температурах. Долгое время его применение в России сдерживало отсутствие специальной техники, ведь здесь необходимо не только поддерживать высокую температуру смеси (более 200 °С), но и постоянно ее перемешивать. Сегодня соответствующие термосы-бункера (кохеры) для литого асфальта предлагают несколько российских предприятий и украинский «Кредмаш». Последний устанавливает емкость вертикального типа вместимостью 4 м3 на привычные по старым узлам шасси КамАЗ, МАЗ и КрАЗ.

Для производства кохеров в компании «Коминвест-АКМТ» используют надстройки немецкой фирмы AGT GmbH, устанавливая его на российские и импортные шасси. Два варианта: горизонтальное и вертикальное исполнение цилиндра, вместимость – 5 м3, масса перевозимого асфальта – не менее 12 т. Привод агрегатов от автономного двигателя, поддерживаемая температура смеси в бункере – до 240 °С. Осенью прошлого года специалисты ЗАО «Коминвест-АКМТ» представили кохер вертикального типа, закрепленный на раме для установки на автомобиль крюковым захватом типа «мультилифт». Применение машин, оборудованных таким манипулятором, имеет большие перспективы, и еще один сменный «кузов» придется по душе предприятиям по благоустройству, которые уже оценили достоинства «мультилифтов». В место ремонта асфальт подается из разгрузочного окна по желобу, аналогично термос-бункерам для горячей асфальтобетонной смеси.

AGT на импортном шасси на крюковом захвате мультилифт
AGT на импортном шасси на крюковом захвате «мультилифт»

Сегодня этот способ аварийного ремонта столь популярен, что среди обращений граждан на организованных муниципалитетами интернет-форумах появились требования не использовать литой асфальт для ремонта дорог. Причина проста – быстрое образование «колейности» из-за высокой эластичности. Но в этом-то и парадокс нашей «особой» экономики, когда, вместо того чтобы летом провести повторный ремонт аварийного участка горячей смесью, удалив при этом уложенный в яму по весне литой асфальт, оставляют все как есть до лучших времен. И, конечно, многие автомобилисты забывают о том, что последний уложен временно. Ну, а как известно, ничто так не постоянно, как временное!

КРУГОВОРОТ

Существенно снизить расходы на дорожный ремонт позволяет повторное использование асфальта – «рециклинг». Правда, относить этот метод исключительно к аварийному не совсем верно, просто он позволяет обходиться без асфальтобетонного завода. Однако материал (мелкую асфальтовую крошку) можно получить только при фрезеровании поверхности дороги, так что здесь необходимо проводить все трудоемкие операции по подготовке покрытия, как и при работе с горячей асфальтобетонной смесью.

Готовится материал путем разогрева и перемешивания вторичного асфальта с небольшим добавлением битума в специальных агрегатах – рециклерах. В России распространены в основном прицепные модели. За один замес эти машины готовят до полутора тонн полноценной асфальтобетонной смеси, которую можно использовать не только для ямочного ремонта и восстановления покрытий после прокладки коммуникаций, но и для укладки выравнивающих слоев при капитальном ремонте. Время перемешивания не превышает 20 мин, а кроме «пережевывания» старого асфальта такие машины могут применяться как малые мобильные асфальтовые установки.

Белорусский завод «Евромаш» выпускает прицеп, похожий на советскую бочку с квасом, для работы с трактором «Беларус». Это, пожалуй, самая доступная модель на российском рынке. Более современный вид, как и большая цена, у европейских установок на двухосных прицепах, продвигаемых компанией «Коминвест-АКМТ»: это три варианта модели ЭД-305 с автономным двигателем, полной массой 1,7; 2,5 и 5 т, производительностью соответственно до 3,6; 7 и 10 т асфальтобетонной смеси в час. Готовый к укладке асфальт можно выгружать непосредственно в подготовленный к ремонту участок, а затем после разравнивания остается только уплотнить его виброплитами или тротуарными катками, в зависимости от размеров карты.

ДОРОЖНЫЙ ДОКТОР

Рециклер асфальтобетона, завод Евромаш
Рециклер асфальтобетона (завод «Евромаш»)

То ли от того, что отношение у нас к своим дорогам особое, то ли по иным причинам сугубо медицинские термины прочно укрепились в области дорожного ремонта. И если речь зашла о «лечении дорог струйно-инъекционным методом», значит, мы говорим о самом прогрессивном, перспективном в России и оправданном многолетним опытом в Европе и Америке способе восстановления целостности асфальтового покрытия. В этом случае выбоины заполняют мелким мытым многогранным щебнем (до 15 мм), смешанным с быстро распадающейся битумной эмульсией (не более 30 мин).

Основные преимущества такого метода - отсутствие необходимости фрезерования покрытия и последующего уплотнения уложенного материала. Подготовка состоит лишь в продувке полотна сжатым воздухом, чтобы очистить и просушить дефекты. После грунтования дна и стенок ремонтируемых участков смесь подается под давлением (набрызгом), тем самым происходит ее частичное уплотнение. Завершаются работы присыпкой мест ремонта защитным слоем сухого мелкого щебня. В результате получается достаточно прочное шероховатое покрытие, заодно полезное в зимний гололед. Работы можно проводить чуть ли не круглый год, до –15 °С, лишь бы не под дождем да не в снегопад, и движение перекрывать при этом не надо.

Кроме сокращения числа трудоемких операций достоинство «пневмонабрызга» в том, что все этапы ремонта осуществляет один оператор из одного рабочего органа одной специальной машины (или сцепки). Основными узлами спецтехники являются автономный двигатель, компрессор, емкость для эмульсии с системой подогрева, рукав для подачи материала на раскладывающейся, регулируемой по высоте стреле с пультом управления. Бункером для каменного материала может служить кузов буксирующего прицепную установку самосвала, такие тандемные машины выпускают ЗАО «Бецема» (модели БЦМ 24.1 и 24.3) и компания «Коминвест-АКМТ» (ЭД-205МП, предусмотрена система смачивания щебня, бак для эмульсии на 1 м3).

ЭД-205М
ЭД-205М

Комплексная дорожная машина брянского завода «Ирмаш» и установка ремонта дорог ЭД-205М (УРД «Тайфун») от «Коминвест-АКМТ» оборудованы разделенным на две равные части бункером для щебня. Это позволяет применять для заделки больших дефектов фракцию от 10 до 15 мм, а для мелких ям и трещин, а также для финишной подсыпки – фракцию от 5 до 10 мм. Водяная система позволяет не только смачивать щебень для лучшего смешивания с эмульсией, но и использовать воду для очистки покрытия. ЭД-205М при этом можно использовать и в качестве рециклера, загружая в бункер вторичный асфальт, а брянскую машину – еще и как заливщик швов, для чего на конце выдувного рукава отдельно выведены удочка и форсунка для эмульсии. Компания «Коминвест-АКМТ» освоила установку своей УРД на шасси МАЗ, КамАЗ и прицепов; «ирмашевская» КДМ-313 недавно сменила последнюю цифру индекса на «6», на деле это означает, что оборудование стало сменным и в комплекте завод предлагает и зимний вариант – пескоразбрасыватель. Прицепной вариант этой же машины Р-310М сконструирован для работы с тракторами типа МТЗ-82. Таким образом, дорожные предприятия в зависимости от состава своего автопарка могут выбрать оптимальный для себя вариант.

Компания «Растом» продвигает на российский рынок импортные комплексные машины для струйного нагнетания, смонтированные на отечественных шасси. Модель Dura Patcher 125DJT устанавливается на трехосный КамАЗ-65115, рабочий радиус мачты достигает 5,5 м. Малая прицепная установка Schwarze SP-10 оборудована хотя и небольшим, но все же собственным бункером на полтора кубометра, поэтому ее можно буксировать любым среднетоннажником, не обязательно самосвалом.

Ну и совсем, извините, «обленились» заграничные дорожные рабочие, поскольку все операции набрызгом они проводят, не выходя из машины! Для этого рабочий орган установки вынесен перед кабиной на телескопической стреле манипулятора. Такие машины предлагает, например, шведская фирма Savalco. Откровенно говоря, трудно представить, сможет ли оператор адекватно из кабины оценить, хорошо ли очистилась яма и какова ее глубина, особенно если отвлекает телевизор. Но если безопасные и комфортные условия работы персонала для работодателя важнее всего, то почему бы и нет?

Перечислив достоинства струйно-инъекционного метода, попробуем разобраться, почему у нас он по-прежнему самый перспективный, но не самый популярный. Тем более что большинство городских дорог и улиц наших городов нуждаются именно в «дорожном докторе» (обилие выбоин и трещин с неровными краями разной глубины, множественные сколы поверхностного слоя в сочетании с разрушением внутренних слоев). Конечно, хорошо бы и на такой улице сделать капитальный ремонт, но ведь задача стоит обеспечить безопасное движение автотранспорта с разрешенной скоростью, затрачивая при этом возможно меньше бюджетных рублей.

Тем не менее городские власти продолжают разыгрывать тендер на ремонт горячим асфальтобетоном даже там, где заплаты приходится лепить на другие, прошлогодние, отчего вся проезжая часть выглядит как лоскутное одеяло. Или, наоборот, можно видеть, как фрезеруют вполне еще «живое» полотно, где хватило бы лишь проливки швов. Впрочем, причина такой «нелюбви» городских чиновников к новым методам банальна. Непонятно, как считать объемы выполненных работ, планировать, штрафовать. То ли дело дорожная карта – правильный прямоугольник, вот никак и не появится позиция на ремонт набрызгом в муниципальных заказах. При том что для струйно-инъекционного метода нет принципиальных ограничений по ширине ремонтируемых дефектов, можно смело закрывать даже большие карты. Так не пора ли починить все дороги простым и эффективным способом, пока не появятся средства на их капитальную реконструкцию?!

Заодно вспомним еще один миф о том, что у нас ремонтом дорог занимаются постоянно, а за рубежом мы практически не видим его. Ну, тут уж извините: если «там» из пункта А в пункт В проехать можно минимум по трем дорогам, то закрытие одной из них на ремонт не причинит никому особых неудобств и заметным не станет. А если мы с вами радуемся очередному новому или реконструированному участку федеральной трассы шириной всего в две (!) полосы, по одной в каждом направлении, о долгой жизни покрытия не приходится мечтать. Жаль, что у нас даже новые дороги обречены на скорое знакомство с виброплитой из-за их несоответствия пропускной способности. Цель такого чудного строительства в XXI веке благая – все та же экономия, но только дважды за нее платят не скупые чинуши, а автомобилисты.

БЕЗ НИХ НЕ ОБОЙТИСЬ

Мини-техника Растом
Мини-техника «Растом»

Какими бы методами ни пользовались дорожники, без малых технических средств и ручного инструмента при ремонте не обойтись. А значит, как при любом строительстве необходимы компрессоры, генераторы и средства доставки.

Большие грохочущие компрессорные станции сегодня не в моде. Требования к современному компрессору: высокая производительность при небольших размерах, простота доставки на объект, низкий уровень шума и экологическая чистота двигателя. Те же критерии можно смело отнести и к генераторам электрического тока, тем более что все больше видов инструмента на электротяге создают для ремонта дорог. А для работ в ночное время без дополнительного освещения вообще не обойтись. Наибольшее распространение среди российских дорожных предприятий получили компактные прицепные компрессоры на собственных шасси «легковых» габаритов не самой большой мощности. Это продиктовано поставленными перед ними задачами, ведь производительности установки 3 м3/мин с лихвой хватает на три отбойных молотка, а асфальт относительно мягкий материал. Более того, все большую популярность набирают так называемые «ручные» компрессоры для одного молотка или перфоратора.

Мини-компрессор JCB
Мини-компрессор JCB

Из производителей компрессоров в России более всего известны шведская марка Atlas Copco и чешская Atmos. Японские компрессоры Airman представляет на отечественном рынке компания «Техстройконтракт». Родные предприятия тоже не остались в стороне. Так, Челябинский компрессорный завод выпускает несколько моделей по заграничному образцу, устанавливая на них двигатели Deutz, что позволяет уложиться в нормативы по уровню шума. С недавних пор к производству мобильных компрессорных станций подключился Минский моторный завод: новая винтовая модель на одноосном прицепе разработана совместно с ЗАО «Ремеза».

Приобретать компрессор или генератор на собственном шасси вовсе не обязательно. Как и в случае со сменными кузовами для грузовиков, можно пользоваться одним прицепом для нескольких установок. Например, такие прицепы выпускает Московский завод специализированных автомобилей, в его производственной линейке несколько моделей для перевозки генераторов и компрессоров. Одно- и двухосные, с тормозом наката и опорными стойками, с двумя вариантами дышла: под шар и петля для ТСУ грузовиков. Независимая резиножгутовая подвеска AL-KO и антикоррозионная обработка методом горячего цинкования не доставят проблем с обслуживанием и обеспечат долговечность прицепов.

Типичная провинциальная ремонтная летучка сегодняшнего дня – бортовой ЗИЛ с компрессором, бочкой с гудроном, мини-техникой в кузове. Там же в кузове обычно размещаются и рабочие. Иное дело «Дорожный Ремонтник», разработанный компанией «Чайка-Сервис» по заказу «Росавтодора» на шасси Isuzu NQR и «ГАЗ-Валдай». В этой машине, кроме штатно установленных компрессора и генератора, предусмотрена и отдельная отапливаемая кабина для персонала. Более того, объемный кузов, обилие боксов для разной полезной мелочи, кран-манипулятор с продублированными с обеих сторон рычагами управления. Иначе говоря, очень нужная нашим дорожникам машина. Только когда же она станет типичной ремонтной летучкой, а ямочный ремонт перестанет быть источником головной боли и сюжетом для мифов и анекдотов?

 

Комплексные машины для ремонта дорог пневмонабрызгом
Модель Изготовитель или представитель в РФ Шасси (тягач) Двигатель установки (марка/ мощность, л.с.) Вместимость бака для эмульсии/ для воды, л Бункер для щебня, м2 Масса снаряженная, кг Габаритные размеры, м
КДМ-316
Ирмаш
КамАЗ-65115-62
Д-144/ 50
1100/ 820
2,4+2,4
12 400
8,0х2,5х3,0
Р-310М
Ирмаш
МТЗ-82, ЛТЗ-155, Т-150К
Д-144/ 50
1100/ 820
2,4+2,4
6400
6,4х2,5х3,3
ЭД-205МП
Коминвест-АКМТ
Прицеп
Hatz
1000
Загрузка из самосвала
5,0х2,4х2,5
МРД-5944-10
Коминвест-АКМТ
КамАЗ
Hatz
1200
4
6,9х2,5х3,1
МРД-5944-10
Коминвест-АКМТ
КамАЗ
Hatz
1400
6
7,0х2,5х3,1
Dura Patcher 125-DJT
Растом
ЗИЛ, МАЗ, КамАЗ
John Deere/ 80
1136/ Нет
4,9
н. д.
Schwarze SP-10
Растом
2-осный прицеп
н. д.
460/ Нет
1,5
н. д.
БЦМ-24.1
Бецема
Самосвал + 2-осный прицеп
н. д.
1130/ Нет
Нет
3300
4,7х2,5х2,1
БЦМ-24.3
Бецема
Самосвал+2-осный прицеп
н. д.
1130/ Нет
Нет
3600
4,7х2,5х2,1
*Оборудование без шасси.

 

Прицепные компрессоры
Модель Изготовитель или представитель в РФ Марка двигателя/ мощность, л.с. Масса, кг Число колес Подача компрессора, м3/мин Рабочее давление, атм Габаритные размеры, мм<
КВ-3/8
Челябинский компрессорный завод
Deutz F2M2011/ 31,5
750
2
3
8
1820х1290х1040
КВ-5/10
Челябинский компрессорный завод
Deutz F3L2011/ 45,9
750
2
5
10
1820х1290х1040
КВ-8/16
Челябинский компрессорный завод
ЯМЗ-236/ 171,6
2450
4
8
16
3005х1485х1625
ДК-12/7
ММЗ/ ЗАО «Ремеза»
ММЗ Д-245/ 78
1800
2
12
7
н. д.
PDS130S
Airman (Япония)/ Техстройконтракт
Shibaura N843L-3/ 38
830
2
3,5
7
2470х1510х1360
PDS185S
Airman (Япония)/ Техстройконтракт
Isuzu DD-4LE2 / 52
915
2
5
7
2740x1510x1360
PDS265S
Airman (Япония)/ Техстройконтракт
Nissan 2B-BD30T/ 80
1410
2
7,5
7
3020x1600x1615
PDS390S
Airman (Япония) / Техстройконтракт
Isuzu DD-4BG1T/ 110
1710
2
11
7
3810x1800x1780
XAS 47
Atlas Copco (Швеция)
Deutz F2M2011/ 31,5
730
2
2,6
7
3460х1330х1252
XAS 57
Atlas Copco (Швеция)
Deutz F2M2011/ 31,5
730
2
3
7
3460х1330х1252
XAS 67
Atlas Copco (Швеция)
Deutz F3L2011/ 45,9
890
2
3,7
7
3496х1410х1258
XAS 77
Atlas Copco (Швеция)
Deutz F3L2011/ 45,9
900
2
4,3
7
3496х1410х1258
XAS 97
Atlas Copco (Швеция)
Deutz F3L2011/ 45,9
900
2
5,3
7
3496х1410х1258
XAS 136
Atlas Copco (Швеция)
Deutz F4L2011/ 72,8
1800
2
8,1
7
3941х1701х1661
PDP 15
Atmos (Чехия)
Perkins/ 20
495
2
2
7
2680х1230х1200
PDP 20
Atmos (Чехия)
Perkins/ 27,7
690
2
3
7
3040х1300х1295
PDP 28
Atmos (Чехия)
Perkins / 46,4
900
2
4,5
7
3250х1485х1220
PD 51
Atmos (Чехия)
Deutz F3L2011/ 45,9
1000
2
5
7
3258х1490х1335
PD 71
Atmos (Чехия)
Deutz F4L2011/ 72,8
1300
2
7,6
7
3792х1580х1390
PD 90
Atmos (Чехия)
Perkins / 126
2100
2
11,6
10
4000х1960х1900

 

Варывдин И.
«Основные Средства» №10/2010

Дорожная и уплотнительная техника в Торговой системе спецтехники

 

Оцените, пожалуйста, статью,
нам очень важно ваше мнение:
Лучшие материалы Экскаватор Ру у вас на почте! Никакого спама
Подписаться
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете свое согласие на обработку персональных данных.