21 сентября 2022

Универсальные экономичные смазки: оцениваем разработку ЛУКОЙЛа

Знакомимся с серией безводных кальциевых смазок ЛУКОЙЛ УНИФЛЕКС 150 для средне- и малонагруженных узлов трения

Экскаватор.Ру уже рассказывал о новом поколении смазок ЛУКОЙЛ, заместившем премиальные импортные смазочные материалы для электромеханических и гидравлических экскаваторов. Наш новый обзор — о смазке, которая становится качественной и экономичной альтернативой отечественному Литол-24.

Источник фото: lukoil-masla.ru

Стандартные литолы — «прошлый век»?

Многоцелевые смазки на основе лития за последние полвека заняли примерно две трети мирового рынка пластичных смазок. Среди них есть как смазочные материалы топ-уровня, рассчитанные на технику, работающую при повышенных нагрузках, так и смазки с относительно скромными характеристиками, предназначенные для умеренных режимов эксплуатации. Для последних наступают не самые простые времена. Цены на гидроксид лития (LiOH), востребованный как при создании аккумуляторных батарей, так и литиевых смазок, не прекращают рост с начала 21 века. Причина тому — бум на мировом рынке электромобилей и мобильных устройств.

В этих условиях найти созданный по оригинальной рецептуре Литол-24 становится всё сложнее. «Несоблюдение стандарта преследуется по закону» — таким заголовком предварялось описание этой смазки в ГОСТ (21150-87). Сегодня выпуск некогда лучшей в стране универсальной и экономичной смазки не регулируется строгим ГОСТ в обязательном порядке. Производители разрабатывают собственные «технические условия» (ТУ) на Литол-24, которые не подлежат обязательной экспертизе и согласованию с госорганами.

ЛУКОЙЛ одним из первых предложил рынку эффективное решение для замещения Литол-24 — серию безводных кальциевых смазок ЛУКОЙЛ УНИФЛЕКС 150. По многим эксплуатационным характеристикам эта универсальная смазка обошла и Литол-24, и другие известные со времен СССР марки смазок, например, Солидол.

Источник фото: lukoil-masla.ru

ЛУКОЙЛ УНИФЛЕКС 150, как и Литол-24, рекомендуется применять в узлах трения с низкой и средней нагрузкой, а также с повышенной нагрузкой при малых оборотах. Вместе с тем, линейка многоцелевых кальциевых смазок «ЛУКОЙЛ», разработанная в 2019 году, имеет ряд неоспоримых преимуществ в сравнении с «классическим» Литол-24.

Во-первых, в серии УНИФЛЕКС 150 есть продукты трёх классов пластичных смазок по консистенции — NLGI* 1, 2 и 3. Для сравнения, Литол-24 отвечает лишь классу NLGI 3.

Источник фото: lukoil-masla.ru

*NLGI (National Lubricating Grease Institute) — Национальный институт пластичных смазок (США). Разработанная им классификация смазок имеет международный статус. По стандартам NLGI смазки делят на классы в зависимости от уровня пенетрации. Последняя измеряется в десятых долях миллиметра с помощью специального прибора — пенетрометра со стандартным металлическим конусом, который «в свободном падении» погружается в смазку при температуре 25°С. Чем выше значение пенетрации, тем мягче смазка. Существует 9 «грейдов» пластичных смазок по консистенции: от 000 до 6.

Смазка УНИФЛЕКС 1-150 относится к классу NLGI 1: очень мягкая консистенция, подходящая для работы в централизованных системах смазки. УНИФЛЕКС 2-150 соответствует NLGI 2: мягкая консистенция, оптимальная для шариковых и роликовых подшипников. УНИФЛЕКС 3-150 отвечает параметрам NLGI 3: полутвёрдая консистенция, приемлемая для подшипников электродвигателей, а также для подшипников, которым необходимы дополнительные уплотняющие свойства смазки.

Сравнивая рабочие характеристики Литол-24 и УНИФЛЕКС 150, можно отметить более надёжную защиту новой смазки от износа. Согласно стендовым испытаниям, УНИФЛЕКС 150 обеспечивает уровень критической нагрузки выше на 30%, защиту от образования задиров — на 43%, а нагрузку сваривания — на 46%.

Типовой Литол-24 имеет неплохую водостойкость, однако альтернативная смазка примерно на 40% превосходит его и в этом аспекте. УНИФЛЕКС 150 может работать при контакте с водой, не разжижаясь и не вытекая из подшипника или другого механизма. Отличные водоотталкивающие и антикоррозийные качества позволяют использовать УНИФЛЕКС 150 и для длительной консервации деталей, механизмов и конструкций (по аналогии с Литол-24РК).

ЛУКОЙЛ УНИФЛЕКС 150 — хорошая замена не только Литол-24, но и другому знаковому продукту ГОСТ — Солидол Ж.  По уровню свойств эта кальциевая смазка значительно уступает многофункциональному продукту от ЛУКОЙЛа. В частности, верхний порог рабочей температуры Солидол Ж находится в пределах 65–70°С, а у смазок УНИФЛЕКС 150 на уровне 120–150°С.

Источник фото: shutterstock.com

Серия ЛУКОЙЛ УНИФЛЕКС 150 — добротные бюджетные смазки, оптимальные для применения в малогабаритной и среднегабаритной технике, работающей при умеренных нагрузках. Повышенные нагрузки, на которые рассчитаны многие узлы трения современных мощных экскаваторов, объективно требуют от смазок улучшенных эксплуатационных характеристик. Такими характеристиками обладают универсальные и специализированные смазки нового поколения, в частности, ЛУКОЙЛ ПОЛИФЛЕКС и ЛУКОЙЛ ТЕРМОФЛЕКС.

Партнер проекта
ООО «ЛЛК-Интернешнл»

ЛЛК-Интернешнл (100% дочернее предприятие ПАО «ЛУКОЙЛ») — один из ведущих производителей масел, смазок и иных технических жидкостей. Производство смазочных материалов ЛУКОЙЛ охватывает 9 собственных заводов и 2 совместных предприятия, a также 25 привлечённых партнёрских заводов, расположенных в России и за рубежом.

Заметили ошибку? Выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter, чтобы оповестить редакцию сайта.
Оцените, пожалуйста, статью:
Оценивших: 0
Нам очень важно ваше мнение

Узнать больше о смазках ЛУКОЙЛ УНИФЛЕКС 15