Прекращение и возобновление поставок
Источник фото: deltaparts.ruИлья Иванов, руководитель товарной группы департамента агрегатов и запасных частей компании «Дельта-партс»
Как известно, ряд зарубежных компаний прекратили импортировать свою продукцию в Россию. В том числе остановлены поставки ряда компонентов на заводы российских предприятий. Например, речь идёт об элементах трансмиссий Carraro, Dana Spicer, двигателях Perkins, топливных насосах Delphi, продукции Cassapa и Boch Rexroth — отгрузки данных комплектующих в Россию сейчас не производятся.
При этом некоторые производители, по информации Ильи Иванова, полностью не ушли с рынка. Так, корпорация CNH приостановила деятельность подразделения строительной техники (доля в общем объёме бизнеса — порядка 25%), но продолжила работать в сегменте с/х техники. Также бренд сохранил возможность поставок запасных частей на российский рынок из третьих стран.
Ещё один пример от «Дельта-партс»:
— Наша компания с Нового года взяла дилерство Manitou в направлении экскаваторов-погрузчиков. В конце февраля мы получили письмо, что нет возможности поставлять технику и запасные части. И буквально недавно нам сообщили, что поставки возобновлены. Возможно, сроки удлинились, но отгрузки как таковые осуществляются.
Новые возможности
Источник фото: deltaparts.ruПродукция компании Carraro в настоящий момент не поставляется в Россию
Ажиотажный спрос на запасные части в марте значительно расчистил склады дилеров, а также других компаний, которые занимаются продажами запчастей. Одновременно начался подбор аналогов и поиск новых возможностей (таких как параллельный импорт, создание на территории других государств дочерних компаний с последующим реэкспортом, переход в новые банки для возможности платежей в валюте, замена расчётов в долларах, евро и фунтах на платежи в лирах или юанях).
Отвечая на вопрос о том, возможны ли массовые поставки комплектующих через партнёрские страны в обход санкций и ограничений или такие схемы будут пресекаться, Илья Иванов отметил следующее:
— Если говорить о компании, деятельность которой остановлена в России (тот же Delphi), и поставках через условный Уругвай, который в 10 раз нарастит свои закупки у данного производителя, то, конечно, возникнут вопросы. Но если мы будем работать с Турцией и Китаем, которые уже имеют большие обороты по определённым группам товаров, я думаю, что проблем не возникнет. При этом, возможно, стоит диверсифицировать поставки (заказывать продукцию не через одного, а двух поставщиков).
Топ стран-импортёров
Источник фото: deltaparts.ruАльтернативные поставки запчастей могут быть организованы из Турции, Китая и Индии
По мнению представителя «Дельта-партс», в текущих условиях особую активность мы увидим со стороны Турции. Преимущества данной страны: сравнительно небольшие сроки поставок, возможность платежей в турецкой лире и наличие производителей, которые выпускают не только технику, но и комплектующие к данной технике.
Только на второе место специалист поставил Китай. Несмотря на то, что китайские компании осваивают рынок РФ давно и последовательно, в текущих условиях данная страна сильно подвержена локдаунам. «Буквально недавно снова был объявлен локдаун в Гонконге. Пока это ограниченная территория, но всё может быть. В Турции такого я бы не ожидал», — пояснил свое мнение Илья Иванов.
На третьей позиции — Индия, где ранее были открыты заводы различных мировых производителей. Например, отсюда осуществляются поставки экскаваторов-погрузчиков Caterpillar, Case и New Holland. Также в стране работает большое количество компаний, занимающихся металлообработкой.
Отдельно спикер упомянул Латинскую Америку: «Это «кот в мешке», но всё возможно. Абсолютно неизученный и непонятный регион, где тем не менее работают заводы Parker, Carraro и других компаний».
Упрощение техники и качество запчастей
Источник фото: deltaparts.ruВ России может наблюдаться временное ухудшение качества поставляемых компонентов
Спикер уверен, что импортозамещение в России будет развиваться, но этот процесс займёт длительный период. В то же время возможности китайских и турецких партнёров позволяют им действовать на российском рынке уже сейчас.
— В текущей ситуации наше государство начало с удвоенной силой стимулировать российских производителей. Существуют послабления в финансовом, кредитном и налоговом планах. Но пока на примере легковых автомобилей мы видим текущее упрощение техники, вплоть до Евро 0. А группа компаний UMG СДМ решила возобновить производство хорошо забытых экскаваторов серии ЕК. Так, возможно, поступят и другие производители. Скорее всего, мы лишимся систем стабилизации, кондиционеров и в принципе машин, «напичканных» электроникой, — рассказал Илья Иванов.
Отдельно докладчик ответил на вопрос о возможном ухудшении качества доступных в России запчастей:
— Уход компаний (в определённых нишах — 40–50%), несомненно, скажется, и на начальном этапе качество станет ниже. Российскому рынку сейчас нужно много компонентов, рынок растёт. Но отмечу, что всё время, которое наша компания занимаемся запчастями, мы постоянно искали новые возможности, аналоги и хороших поставщиков с качественными товарами.