Строительные подъемники. Как правильно организовать их работу?

Строительные подъемники. Как правильно организовать их работу?

15 июля 2014
Строительные подъемники могут монтироваться снаружи и внутри зданий, на расстоянии от стены и оконного проема, которое указанно в инструкции по эксплуатации. Место монтажа подъемника зависит от конструкции и конфигурации объекта, технологии и темпов строительства, вида материалов и размещения путей доставки их к подъемнику

Под опорные площадки для грузопассажирских строительных подъемников нужно подготовить твердое ровное покрытие, монолитное или же выполненное из железобетонных плит. Размеры плит должны быть указаны в инструкции по эксплуатации. Плиты укладываются на твердую и уже утрамбованную почву, которая очищена от строительного мусора, снега и льда.

Запрещается устанавливать строительные подъемники на свежеотсыпанный грунт, который может просесть под тяжестью техники. Грузовые мачтовые подъемники, высота которых не превышает 27 метров, могут быть установлены на деревянный настил или на утрамбованный грунт. Шахтные подъемники устанавливаются на бетонное основание. Стоит отметить, что проект бетонного основания разрабатывается одновременно с проектом здания или сооружения, где будет монтироваться строительный подъемник.

Схемы установки строительного подъемника относительно здания

                        а                                                           б

Схемы установки подъемника относительно здания:

а - длинной стороной платформы перпендикулярно стене, б - вдоль стены

Если необходимо обеспечить высокие темпы строительства, на каждой секции сооружения при отделочных работах устанавливают по одному грузовому мачтовому подъемнику. Если высота здания превышает семь этажей, кроме грузовых подъемников на строительной площадке размещают также и грузопассажирские подъемники.

Мачтовые строительные подъемники, оснащенные неповоротными и невыдвижными платформами, устанавливают длинной стороной платформы вдоль стены или перпендикулярно к стене. Если строительный подъемник расположен перпендикулярно стене, то его можно монтировать без крепления к зданию на высоту, которая указывается в инструкции по эксплуатации. Грузопассажирские и грузовые мачтовые подъемники размещаются вдоль сооружения таким образом, чтобы грузонесущий орган мог располагаться слева или справа относительно мачты в зависимости от условий работы.

Если требуется подача на крышу, то длина консольного участка мачты, которая возвышается над наиболее высокой настенной опорой, не должна превышать 6 метров (строительные подъемники грузоподъемностью выше 500 кг). Для техники меньшей грузоподъемности - не превышать 3-4 метров.

Для достижения жесткости консольных участков мачты монтируются жесткие раскосы или гибкие растяжки, изготовленные из стального каната. Одним концом они крепятся к мачте строительного подъемника, другим - к сооружению.

Для выгрузки на крышу используются площадки, обладающие высоким ограждением. Из кабин грузопассажирских подъемников Зремб-Гнезно-1000 и ДМВ-1003/100 выгрузка пассажиров и грузов осуществляется на инвентарные переходные площадки, сконструированные специализированной организацией. Они рассчитаны на нагрузку, которая равна грузоподъемности строительного подъемника. Обе стороны площадки обнесены ограждением, высота которого составляет 1-1,2 метра. Ограждения должны выдерживать сосредоточенную нагрузку до 800 Н. Также площадки оснащены шахтными дверями или дверями, которые в целях безопасности могут открываться только оператором после того, как кабина строительного подъемника остановится на необходимой высоте.  

Если кабины грузовых и грузопассажирских подъемников снабжены трапами, то погрузка и выгрузка на этажи происходит через оконные проемы, лоджии и балконы. В зависимости от этого используются разные типы конструкций настенных опор для крепления мачты. Конструкцию и место установки данных опор необходимо согласовать со строительной организацией, которая разрабатывала тех. документацию на здание.

Как правило, настенные опоры изготавливают в виде Г- или Т-образных кронштейнов и оснащают боковыми подкосами.

При невозможности установки на сооружении типовых настенных опор, создается индивидуальный проект крепления мачты.

Шахтные подъемники во время строительства труб монтируют при помощи растяжек. В случае установки шахтных подъемников снаружи здания, их крепление осуществляется также как мачтовых.

Грузовой мачтовый подъемник GEDA ERA 1200 Z/ZP

Грузовой мачтовый строительный подъемник

Организация рабочего места оператора строительного подъемника

Пульт управления строительным подъемником расположен так, чтобы был обеспечен обзор погрузочно-разгрузочных работ, размещение грузов на платформе, клети при перемещении груза. Чтобы уменьшить утомляемость, необходимо также учитывать психофизические особенности человеческого организма.

Пульт управления или кабину машиниста грузового подъемника, которая размещается на земле, желательно установить со стороны платформы так, чтобы оператор мог видеть строительный подъемник под углом 45° к сооружению. Расстояние от кабины или пульта до самого подъемника должно составлять около 2/3 максимальной высоты подъема. Пульт размещается над уровнем земли таким образом, чтобы дистанция от него до глаз оператора была не меньше 2 метров.

Режим работы

Режим эксплуатации строительного подъемника формируется исходя из календарного времени, которое затрачивается на проведение основной работы, а также включает перерывы по различным причинам. Время, которое уходит на осуществление технологического процесса и технологические перерывы (например, крепление сменных грузозахватных инструментов), а также перерывы для приема и сдачи смены, проведение технического сопровождения, считается рабочим временем.

Режим работы подразделяется на сменный, суточный и годовой.

Сменный режим работы зависит от грузоподъемности и типа машины. Он предусматривает разделение сменного времени на части, в течение которых техника производит основные действия и имеет перерывы при эксплуатации. Сменный режим для строительных подъемников, которые используются во время строительства определенных типов зданий, должны уточняться, так как они напрямую зависят от конкретных условий. Если работа проходит в одну смену, то из сменного режима исключается время на передачу строительного подъемника одним машинистом другому после завершения смены. Если период строительства ограничен, тогда уменьшается время на простои, вызванные организационными причинами или метеоусловиями.

Суточный режим влияет на число смен работы строительного подъемника, которые осуществляются в течение суток. Зависит от организации строительных работ на конкретной площадке.

Годовой режим работы устанавливается для конкретных условий работы. В данном случае учитывается район строительства, мощность и месторасположение ремонтной базы и объектов, рабочие характеристики техники. Рассчитывая годовой режим, учитывают только такие перерывы, которые полностью занимают смену или сутки, выходные и праздничные дни, перерывы, которые связаны с демонтажом, транспортировкой и монтажом техники на новом объекте, простои, вызванные неблагоприятными погодными условиями, время на сервис и ремонт, а также непредвиденные простои, связанные с организационными причинами.

Грузопассажирский подъемник

Грузопассажирский строительный подъемник

Производительность строительного подъемника

Производительность строительных подъемников подразделяется на техническую и эксплуатационную.

Техническая производительность определяется  численностью тонн груза, которая была поднята за определенный промежуток времени - в течение часа или смены. Рассчитывается с учетом всех частей цикла эксплуатации строительного подъемника (таких как погрузка, разгрузка, вертикальное и горизонтальное передвижение грузонесущего инструмента), которые обеспечат выполнение задачи в минимально короткое время.

Эксплуатационная производительность высчитывается с учетом потерь времени на сервис, мелкий ремонт, отдых оператора, а также с учетом простоев, вызванных погодными условиями, заменой грузозахватных механизмов, перемещения груза с одного этажа на другой.

Организация труда

Оператор совместно с такелажниками образовывают звено, которое обслуживает строительный подъемник. Звено может находиться в составе бригады либо подчиняться непосредственно мастеру. Квалификация и состав звена определяются Едиными нормами и расценками, установленными на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (ЕНиР).

Также ЕНиР определяет те работы, которые будет осуществлять строительный подъемник, нормы времени и расценки на один подъем.

Рабочий цикл включает в себя следующие мероприятия: загрузку грузонесущего оборудования, подачу сигнала о готовности к подъему, подъем груза, разгрузку грузонесущего оборудования, погрузку пустой емкости, возврат емкости и ее разгрузку с передвижением на расстояние до 3 метров. Если один машинист обслуживает несколько строительных подъемников, то это позволяет уменьшить эксплуатационные расходы и повысить производительность.

Чтобы снизить ручной труд, используются контейнеры и пакетированные на складах и заводах материалы.  В качестве примера можно привести подъемник ТП-17А, оснащенный устройством для вертикальной транспортировки груза до 2 метров, а также позволяющий опускать его на междуэтажное перекрытие. Данный строительный подъемник способен осуществлять доставку груза на этажи "с колес", то есть производить механизированную разгрузку автомобилей-самосвалов, которые загружены контейнерами или пакетированными грузами, а также подачу грузов на высоту с их последующим горизонтальным передвижением внутрь сооружения и опусканием на междуэтажное перекрытие. Кроме того, благодаря контейнеризации и пакетированию грузов нет необходимости в ручном труде во время загрузки грузонесущего инструмента в крайнем нижнем положении и его разгрузке на этажах, а также отпадает надобность в применении автокрана при разгрузке автомобилей-самосвалов. Как следствие сокращения времени на погрузочно-разгрузочные работы, увеличивается производительность машины. Также при необходимости механизм вертикального перемещения может производить промежуточное складирование грузов на строительной площадке рядом с подъемником после разгрузки транспортного средства. Данные грузы затем в случае необходимости могут подниматься техникой и подаваться на этажи. Использование внутриэтажного транспорта (контейнеров на колесах) облегчит транспортирование груза по этажу и обеспечит сохранность материала. 

Строительный подъемник

Строительный подъемник

Характеристика транспортируемых грузов

Во время загрузки строительного подъемника необходимо учитывать тот факт, что вес съемных грузозахватных инструментов и емкости включается в грузоподъемность техники.

Строительные подъемники предназначены для транспортировки строительных материалов, штучных грузов, механизированного инструмента, санитарно-технического оборудования и другого.

Все перемещаемые при помощи строительных подъемников грузы подразделяются на четыре группы, такие как транспортабельные грузы (80-90% всех грузов), сыпучие грузы и растворы, крупногабаритные и длинномерные грузы. К транспортабельным грузам относятся штучные грузы - рулоны обоев и рубероида, банки с красками, бидоны. К сыпучим грузам причисляют песок, гравий, керамзит. Крупногабаритными грузами являются гипсокартонные листы, шкафы, фанера, ванны. Длинномерными грузами считаются доски для покрытия полов, лаги, плинтуса и трубы.

Вместимость емкости (тары, ящиков) для транспортирования сыпучих и жидких грузов должна отвечать грузоподъемности строительного подъемника, при этом учитывается подъем материала, который обладает наибольшей плотностью и массой.

При транспортировании штучных грузов используются стоечные и ящичные поддоны типа ПС и ПЯ. Некоторые виды грузов, такие как отделочные материалы, перемещаются в контейнерах, грузоподъемность которых составляет 250-500 кг.  Контейнер представляет собой ящик с крышкой, которая закрывается на замок. Часто штучные материалы перемещают на платформе или в подвесных клетях в той емкости, в которой они поступили с завода-изготовителя. Так, например краску и олифу транспортируют во флягах, а замазку и шпаклевку перемещают в мешках.

Максимальное количество людей для транспортировки в грузоподъемном подъемнике определяют по частному от деления номинальной грузоподъемности на расчетную массу человека (около 80 кг). Но остаток от деления не учитывается.

По материалам журнала «Строй-Техника.ру»

Строительные подъемники в Торговой системе спецтехники

 

Самые важные материалы в Telegram, помогаем принимать правильные управленческие решения
Самые важные материалы в Telegram, помогаем принимать правильные управленческие решения
Подписаться на канал
Оцените, пожалуйста, статью,
нам очень важно ваше мнение:
4,5
5
4
2
Лучшие материалы Экскаватор Ру у вас на почте! Никакого спама
Подписаться
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете свое согласие на обработку персональных данных.