Стреловые краны. С чего все начиналось
Журнал ПОДЪЕМНАЯ ТЕХНИКА
Скачать PDF

Стреловые краны. С чего все начиналось

СКАЧАТЬ PDF
31 августа 2013
Возведение пирамид Египта, Собора Парижской богоматери, гидротехнических сооружений в древнем Китае, построек в древнем Риме было бы невозможно без простейших грузоподъемных приспособлений, которые в ходе исторического развития трансформировались в современные стреловые краны

Прототипы стреловых кранов до нашей эры

Еще до нашей эры в Китае появились горизонтальные и вертикальные вороты с ручным приводом, которые использовались при строительстве.

Древний прототип стрелового крана

Свою лепту в развитие подъемных механизмов внесли греки и создали подъемный "журавль" (по гречески - "геранос"). В свою очередь "журавль" с немецкого означает "краних", откуда и произошло русское слово "кран". На этом греки не остановились и позже создали таких "помощников", как конные ворота, полиспасты и различные подъемные устройства. В основу последних входили раскрепленные канатами столбы, с постоянными или переменными углами наклона к горизонту, и полиспасты, подвешенные к столбам, с элементарными механизмами захвата штучных грузов.

Сообразительные римляне модифицировали эти установки и получили поворотные подъемные краны. Витрувий в одной из своих работ так описывал эти машины: крепились они на прочных брусьях из дерева, поворачивающихся на катках в любую сторону. В действие краны приводили либо при помощи ручных ворот, либо при помощи топчаков. Высота подъема груза достигала 12 м.


Реконструкция римского подъёмного стрелового крана

Не оставались в стороне Индия и другие восточные страны (включая все тот же Китай), применявшие прообразы стреловых кранов - рычажные подъемники - для подъема воды.

Знаковым событием в развитии подъемных механизмов древних времен считается начало использования барабанов, на которые наматывались веревки, тросы и канаты. До этого момента рабочим приходилось отходить на приличное расстояние от подъемной техники, таща за собой канаты и не имея возможности изменить хват. Внедрение барабана позволило поднимать грузы большой массы. Рабочих даже не смущал тот момент, что нужно намотать примерно 200 м троса для подъема груза на 10 м. Главное, что это мог сделать всего один человек.

 

Стреловые краны в Средние века и в эпоху Возрождения

Период с начала Средних веков и до 11 в. характеризуется затишьем в развитии грузоподъемной техники. Возобновление интереса к подобным устройствам произошло в конце 11 - начале 12 вв, а самый пик совершенствования пришелся на время бурного развития торговли и мореплавания (14-15 вв.).

С появлением механики модифицировалась и конструкция стреловых грузоподъемных средств. Так, например, появились лебедки и полиспасты. Сочетая их, рабочие могли транспортировать и поднимать предметы быстрее или прилагая меньше усилий.

Средневоковой стреловой кран

Соединение ворота с блоком или полиспастом привело к созданию механизма подъема, что повлияло на производство различных по конструкции типов стреловых кранов (поворотных, переносных).

Однако ярко выраженные конструкции крановых машин появляются только в 14-15 вв., когда в Европе стали выпускать поворотные, стреловые и цепные краны с деревянным остовом и с конным приводом через топчаки.

 

Краны стрелового типа с Нового времени и до наших дней

С изобретением парового двигателя в 1763 г. краностроение получило дальнейшее развитие.

Главным отличием стреловых грузоподъемных механизмов, эксплуатирующихся до 19 в., были деревянные ответственные узлы: остовы, стойки, вороты и т.д. Сталь использовалась только для оси, храповика и крюка. Лишь в начале 19 в. металл сменяет дерево. Спустя некоторое время появляются мобильные стреловые краны на колесах из стали. А в 1834 г. изобретают стальной трос, который был более прочен, чем канаты из натуральных волокон и цепи. Но, несмотря на все это, древесина в сочетании со сталью и чугуном, мускульный привод в подъемных устройствах продолжали использоваться в стреловых и прочих кранах до 20 в.

Второй отличительной чертой подъемной техники этого периода стало применение мускульной силы животных или людей. Только в начале 20-го в., с развитием промышленности и транспорта, когда появилась постоянная необходимость в подъеме тяжелых грузов, люди начинают использовать машинный привод для кранов большой грузоподъемности и подъемников. К тому же использование такого привода увеличивало скорости подъема и горизонтального перемещения.

К концу 18 в. появляется гидравлический привод. В качестве рабочей жидкости в нем выступала вода, которая поступала в рабочие цилиндры под давлением. В 1846-1847 гг. в Англии впервые был введен в эксплуатацию подъемный кран с гидравлическим приводом. Однако широкое применение в стационарных и передвижных кранах этот привод получил только во 2-й половине 19 в.

В 30-х гг. 19 в. англичане построили стационарный паровой подъемный кран. Долгое время такие краны не пользовались популярностью, и только в 90-х гг. 19 в. они начинают постепенно вытеснять гидравлические.

Первый паровой железнодорожный кран и кабельный кран были построены в конце 70-х и в 80-х гг.

Кран стрелового типа

С возникновением электропривода развитие краностроения выходит на новый этап. Так, в Германии появляются фрикционная и электрореверсивная электролебедки. В 1880 г. - электроподъемник и мостовой кран. В 1895 г. в передвижных стреловых кранах впервые применяют привод от моторов внутреннего сгорания.

Вместе с развитием строительства стало понятно, что человеческий труд не всегда эффективен, и что требуется создать новые более совершенные строительные краны. В 1902 г. начинается выпуск кранов-укосин из металлической укосины (плоской фермы треугольной формы) с блоками, укрепленной на трубчатой мачте из дерева, и с установленной на земле лебедкой. В 1905 г. немцы создают стационарный поворотный кран, а тремя годами позже - мобильный башенный стреловой кран с возможностью менять вылет стрелы при помощи грузовой тележки, которая по ней перемещалась.

Считается, что самый первый прототип современного стрелового башенного крана создал Юлиус Вольф в 1913 году. Этот стреловой кран имел поворотную платформу в верхней части башни. И только спустя 15 лет был создан первый кран с балочной стрелой, а спустя еще годы - с подъемной.

Так как в начале 20 в. основной транспортный поток шел по водным или ж/д путям, то, естественно, широкое применение получили подъемные системы на железнодорожном ходу. Но когда в 1912 г. в США, а затем и в Европе в 20-х гг. появились первые экскаваторы на гусеничном шасси, производители кранов не остались в стороне от нового веяния. Опыт показал, что гусеничные стреловые краны дают гораздо больше свободы и развивают более высокую скорость, чем их рельсовые собратья.

Совершенствование стреловых кранов продолжается до сегодняшнего дня. Краны на автомобильном шасси, быстровозводимые стреловые краны, краны-пауки – все это облегчает труд нынешних строителей.

Подъемная техника в Торговой системе спецтехники

Оцените, пожалуйста, статью,
нам очень важно ваше мнение:
Лучшие материалы Экскаватор Ру у вас на почте! Никакого спама
Подписаться
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете свое согласие на обработку персональных данных.