Тверской экскаваторный завод (вехи истории)

К началу 1943 года, в результате разгрома немецких армий под Сталинградом, в ходе военных действий наступил явный перелом. От оккупантов были освобождены значительные территории. Наступило время восстанавливать разрушенное народное хозяйство
История Тверского экскаваторного завода началась в январе 1943г., когда Государственный комитет обороны, руководивший всей жизнью страны, дал санкцию Наркомстрою СССР: начать строительство заводов дорожных машин, продолжать прерванные войной работы по возведению машиностроительных предприятий, в том числе и Калининского экскаваторного завода. Он назывался тогда ремонтно-механическим и входил в систему Наркомстроя.
 
Производственная деятельность завода началась с октября 1943 года. Каким был завод в четвертом квартале 1943 года? На заводе работало 46 человек. Из них – 2 инженерно-технических работника, 1 служащий, охрана 1 человек. Основные средства – 1 фрезерный станок, 2 токарных, 1 строгальный, 1 гайконарезной, 1 автомашина и пишущая машинка. Но и это скудное оснащения требовало ремонта. Даже первые армейские палатки появились не сразу с первыми станками. Людям приходилось работать под открытым небом. Производственная площадь составляла 250 м2.
 
Город Калинин лежал в развалинах. Для работы на заводе были мобилизованы девушки из разных областей России, поскольку мужчины от 17 до 55 лет находились на фронте. Рабочий день в годы войны длился с 8 утра до 7 вечера.
 
Первой продукцией завода были товары народного потребления: грабли, ведра, кровати.
 
Постепенно число работающих на заводе возрастало в основном за счет молодежи - выпускников РУ-3. Ускорялись темпы строительства. В июне 1944 года было обнародовано намерение выпускать экскаватор-кран на гусеничном ходу ЛК-05А. Но для этого требовалось организовать службу главного механика и энергетика, технический отдел, а главное располагать необходимым оборудованием. А его-то и не было. Особенно отставала инструментальная база.
 
В начале 1945 года впервые завод установил план на год. Выпускались пильные валы, ключи «Бако», мачтовые подъемники, запасные части для строительных механизмов. К концу года завод насчитывал 274 человека.
 
В декабре 1946 года Минстройдормаш утверждает проектное задание на реконструкцию завода. Заданием определено: выпускать в год 120 экскаваторов на гусеничном ходу типа «Д-107» с емкостью ковша 0,5 м3. Завод обретает профиль – выпуск экскаваторов после завершения его реконструкции.
 
В 1946 году завод выпускал детали и узлы для ЛК-05 и все те же пильные валы и подъемники. Численность работающих составляла 392 человека.
 
В феврале 1947 года директором завода был назначен П.П. Долбанов, который руководил заводом до 1970 года. Главным инженером стал В.П. Цыганок. По причине роста числа рационализаторских предложений впервые была введена штатная единица по изобретательству и рационализации. Возглавить БРИЗ было поручено А.П. Соколову.
 
В 1947 году налаживается кооперация по поставке металлоконструкций для экскаваторных заводов городов: Костромы, Киева, Ташкента, Дмитрова, Ленинграда. В частности для Ленинградского завода выпускаются поворотные платформы экскаваторов Э-251 и Э-252.
 
В 1948 году завод приобретает экскаватор Э-251 для учебных целей. На нем учились будущие испытатели машин, слесари-сборщики, рабочие других специальностей. Это дало эффект и в производительности труда, и в улучшении качества, и в росте отряда рационализаторов.
 
В октябре 1948 года к калининским экскаваторостроителям обратился коллектив Ленинградского экскаваторного завода с предложением начать между коллективами социалистическое соревнование. Это обращение нашло горячий отклик. С тех пор соревнование между калининскими и ленинградскими экскаваторостроителями длилось в течение сорока с лишним лет.
 
Заметными событиями в становлении завода были пуск мостовых кранов и создание сталелитейного цеха в 1949 году.
 
В первой половине 1949 года отделом экскаваторов и кранов ВНИИ «Стройдормаш» были спроектированы первые в стране экскаваторы на пневмоколесном ходу Э-255 и Э-258. Началась новая страница в трудовой летописи завода. Опытные образцы Э-255 и Э-258 были изготовлены заводом в начале декабря 1949 года. Работой по изготовлению и испытаниям руководил В.П. Цыганок, много внимания уделял и директор завода.
 
Опытные экземпляры Э-255 и Э-258 подвергли жестким контрольным испытаниям. В 1950 году Государственная комиссия, состоящая из ведущих специалистов отрасли, рекомендовала Э-255 и Э-258 к серийному производству с доработкой ряда узлов.
 
По нынешним меркам, экскаватор имел скромные технико-экономические показатели. Емкость ковша -0,25 м3, максимальная скорость передвижения 12,1 км/ч, теоретическая производительность – 60 м3/ч. Но появился он на свет пятьдесят с лишним лет назад и, как вскоре показала практика, быстро завоевал симпатии эксплуатационников. За машиной ехали из разных регионов страны, приобрести ее было не легко.
 
Серийное изготовление экскаватора началось с октября 1950 года (27 машин) и планомерно возрастало. В 1951-м было выпущено 153 машины, в 1952-м – 202, в 1953-м – 300, в 1954-м – 406, в 1955-м – 515 штук.
 
Обретя свой профиль, завод постепенно набирал силу. Этому способствовало то обстоятельство, что еще в 1949-1951 годах завод пополнился молодыми инженерами, выпускниками МВТУ им. Баумана, Киевского политехнического института, вузов Ленинграда и Минска. Сыграло свою роль и создание в 1950 году служб главного конструктора и главного технолога.
 
В 1955 году коллектив конструкторского отдела завода продолжал усиленно работать над модернизацией экскаваторов Э-255 и Э-258. Скорость его передвижения была увеличена с 12,1 до 18,2 км/ч, объем ковша с 0,25 до 0,35м3, производительность с 60 до 85 м3/ч. Машине присвоен индекс Э-353. По тому времени это было серьезным достижением в отрасли. С января 1956года завод перешел к серийному выпуску Э-353.
 
Модернизированной моделью экскаватора заинтересовались в социалистических и некоторых капиталистических странах. Первые представители завода были направлены в Чехословакию и Грецию.
 
Бесспорно, 1956-й был годом подъема завода, годом, явно выделяющимся в череде лет.
 
Прошел всего один год, как начали выпускать экскаватор Э-353 и вот решение: с января 1957 года снять его с производства! А взамен выпускать Э-302.
 
В обстановке заметного потепления атмосферы в обществе такое решение не могло быть названо иначе, как акт грубого бюрократического произвола.
 
Надо ли пояснять, с каким энтузиазмом, порывом и увлечением проходило усовершенствование конструкции Э-255,258 и Э-353. Работали в поте лица, не считаясь с затратой времени и сил. И вот их двухлетние усилия, давшие такой результат, бросались, как говориться, псу под хвост. Как и материальные затраты на переналадку производства для выпуска новой модели. Где же государственный подход к делу? Где экономическая целесообразность?
 
Дело в том, что Э-302 – модернизированный образец слабой, явно неконкурентоспособной машины. Она была разработана Ленинградским экскаваторным заводом, который тогда считался флагманом отечественного экскаваторостроения. При проектировании Э-302 Ленинградцы спешили, поскольку знали о намерении министерства скооперировать три завода на выпуск одной модели. Им было известно, что Калининцы их опередили, у них уже был хорошо себя зарекомендовавший Э-353. Это создавало для них опасность потерять пальму первенства, так как министерство могло запустить в серию уже апробированную в эксплуатации модель, а не новоиспеченную.
 
Но, как ни странно, этого не произошло. Зам. Министра Н.К. Гречкин отдал предпочтение Э-302. И после выпуска первых партий Э-302 со всей страны потек поток негодующих рекламаций на оба завода.
 
После публикации обличающей статью в «Огоньке» (№25 за 1957 год), озаглавленной «Потерянные миллионы» и «Строительной газете» на завод приехала комиссия. Но в ее состав не было включено ни одного работника Государственного контроля. Входили в комиссию представители Главэкскаватора, Ленинградского филиала ВНИИ Стройдормаша и Ленинградского экскаваторного завода.
 
Инженеры филиала ВНИИ и Ленинградского завода как раз и занимались проектировкой Э-302. Они же главная «пробивная сила» по запуску в производство этой модели. Такая комиссия не могла дать объективную оценку качества новинки.
 
Комиссия установила мнимые нарушения технологии. Было очевидно, что коренная причина рекламаций их не интересовала. В итоге было решено, что после того как затрачены миллионы рублей на запуск в серию новой модели сразу на двух заводах, снимать Э-302 с производства экономически нецелесообразно. Остается один выход: дотягивать «сырую» конструкцию в процессе производства.
 
Экскаватор Э-302 в смысле конструктивных недоработок был феноменом. Ни до, ни после за все 60 с лишним лет своего существования завод не выпускал столь сырой модели. Самые кричащие неполадки в конструкции устранялись довольно оперативно. Резко увеличилось число рацпредложений и в 1958 года достигло рекордной цифры: 739 предложений. Но только к 1967 году Э-302 будет доведен до надлежащего уровня.
 
В 1957 году было изготовлено 600 экскаваторов Э-302. Одновременно завод выпускает редукторы, решетчатые стрелы, грейферы, драглайны, запасные части к экскаваторам, стальное литье. В 1957 году был введен в эксплуатацию механический цех №2 с производственной площадью 5336м2. Обновлялся станочный парк.
 
По заказу Министерства обороны конструкторским отделом завода был в том же 1957 году разработан проект экскаватора-крана на автомобильном ходу Э-305. По своим характеристикам эта модификация тоже относится к среднему классу экскаваторов. Но скорость передвижения Э-305 -70км/ч. Это позволяет быстро перебрасывать такие машины в места аварий, землетрясений, пожаров, наводнений и т.п.
 
Серийный выпуск экскаватора Э-305 начат в 1959 году. Усовершенствованная модель экскаватора Э-305-БВ с емкостью ковша 0.4м3 на базе автомобиля КрАЗ-255Б выпускалась заводом с 1961 по 1969 годы.
 
В 1958 году изготовлено 752 экскаватора, в том числе на экспорт 78.
 
В следующем 1959 году, продолжалась работа по внедрению новой технологии, механизации и автоматизации производственных процессов. Трудоемкость изготовления экскаватора снизилась на 181 час.
 
Конструкторский отдел совместно с ВНИИ Стройдормаша разработал в 1959 году проект нового универсального экскаватора на пневмоколесном ходу Э-402. В тот же год завод изготовил опытный образец и преступил к приемочным испытаниям. Немногим позднее были готовы проекты двух новых моделей экскаватора – Э-403 на гусеничном ходу и Э-304 на уширенном гусеничном ходу. Серийный выпуск этих машин начался в 1960 году.
 
1-го февраля 1960 года по решению совнархоза машиностроительный завод Минэнерго, находящийся рядом, слился с экскаваторным. В результате число работающих на Калининском экскаваторном перевалило за две тысячи. Территория расширилась до 22,8 гектара. Завод получил цехи: чугунолитейный, механосборочный, много производственных участков.
 
Присоединенный к экскаваторному машиностроительный завод выпускал в основном мотовозы МД-54-4 для узкоколейных железных дорог. По своему назначению и, главное, по специфике изготовления мотовоз и экскаватор – машины отнюдь не сродные. А надо было выпускать и то и другое. Это повлекло за собой перекомпоновку некоторых цехов и многих производственных участков.
 
В 1961 году за счет механизации и интенсификации производства производительность завода увеличилась на 33 экскаватора. В течении года завод выпускал Э-302, Э-304, Э-305 и мотовозы.
 
В феврале 1962 года в адрес дирекции завода поступила радостная весть. За создание и серийное производство экскаватора Э-304 заводской коллектив был награжден дипломом ВДНХ первой степени, а многие работники медалями ВДНХ.
 
За 1962 год завод выпустил 1196 экскаваторов. В том числе на экспорт 43 машины. За год было изготовлено 382 мотовоза. Для поставок по кооперации выпускались редукторы, стрелы унифицированные, рукояти, венцы, сидения для машиниста, стальное и чугунное литье. Число работающих на конец года 3432 человека.
 
В 1963 году завод продолжал расширять свои производственные площади. Строились два пролета стальцеха с крытой эстакадой, трехпролетный сборочный цех, трансформаторная подстанция. Сдан в эксплуатацию пионерский лагерь на 160 мест. На капитальное строительство освоено 568 тыс. рублей. За год было выпущено 1411 экскаваторов.
 
В 1965 году производство мотовозов с экскаваторного завода было снято Совнархозом Центрального экономического района. Наконец экскаваторный завод перестал выпускать несвойственную ему продукцию.
 
Но заводу периодически приходилось принимать заказы на несвойственную продукцию. В частности в 1965 году завод вынужден был выпускать узлы торфяных машин, оборудование для крупнопанельного домостроения, специальных шестерен для Торжокского вагоностроительного завода, узлов дождевальных установок и т.д. Директор завода П.П. Долбанов пытался отбиться от таких заказов, повергающих завод в лихорадку. Но такое было время – не удалось.
 
В течении 1965 года серийно выпускались модернизированные экскаваторы Э-302А, Э-304А, Э-305А с емкостью ковша 0,4м3. Всего было сделано 1651 машина.
 
Проходил испытание в г. Норильске опытный образец экскаватора Э-4022С созданный для работы в условиях крайнего севера. Серийный выпуск этого экскаватора начнется в 1968 году.
 
В 1966 году была завершена наиболее крупная стройка предыдущих лет: закончено строительство сборочного цеха площадью 5500 м2. Это позволило увеличить объемы производства: по экскаваторам на 164, по редукторам – на 184 штуки в год.
 
В начале 1967 года главным инженером завода был назначен П.Б. Панкратов, с этим именем судьба завода будет связана на протяжении многих лет.
 
В 1967 году экскаватор модели Э-302А был уже достаточно отлажен. Казалось бы гони план и «воздадут за это с процентами». Но П.Б. Панкратов посчитал, что время тросовых экскаваторов прошло. В передовых странах уже давно выпускают гидравлические. У них усилие на ковш больше. Они производительнее в полтора раза. К тому же на гидравлических можно установить больше разновидностей рабочего оборудования, например гидромолот. Значит, потребители будет брать такую машину охотнее.
 
Но переход на изготовление гидравлического экскаватора требует переналадки производства, более совершенного станочного парка. Предстояла реконструкция и вставал вопрос: где взято на нее средства.
 
В конце шестидесятых на заводе разрабатываются и изготавливаются опытные образцы гидравлических экскаваторов ЭО-3322.
 
В 1969 году завод выпустил 2121 экскаватор.
 
В 1970 году П.Б. Панкратов назначен директором завода. А в 1971-м завершилась первая реконструкция завода. Потенциальный объем выпуска экскаваторов увеличился до 2300 машин в год.
 
В 1972 году ЭО-3322 был запущен в серию, а через три года они полностью вытесняют модель Э-302А, как морально устаревшую. Калининский экскаваторный завод хотя и не опередил все заводы отрасли в переходе на гидравлические машины, но и не отстал. Благодаря предвидению и решимости П.Б. Панкратова и поверившего в него коллектива. В том же 1972-м экскаватор ЭО-3322 удостаивается диплома первой степени и Почетного диплома Международной выставки «Сельхозтехника-72». А ОГК завода разработал техническое задание на экскаватор с ковшом 0,5м3, с гидроприводом на шасси автомобиля КрАз. Модели был присвоен индекс ЭО-3521.
 
Проект первой реконструкции завода был утвержден Минстройдормашем 15 июня 1957 года. Но только через четырнадцать лет, в 1971 году, был сдан, наконец, последний объект реконструкции – блок вспомогательных цехов. Но за долгие годы первой реконструкции потребность в расширении производственных площадей только увеличилась. Новому директору удалось убедить руководство отрасли и Совмина СССР в необходимости второй реконструкции. В 1972 году удалось решить вопрос в принципе.
 
Основные строительные работы проходили в 1975-1977 годах. В январе 1976 года начали монтаж четвертого пролета блока цехов №4. Одновременно возводили корпус бытовых помещений. Монтаж оборудования в пролетах велся по частям. Всего в 1976-1980 годах предстояло освоить 15 миллионов рублей в тогдашнем масштабе цен.
 
В 1976 году ЭО-3322А модернизирован. Повышена его устойчивость. Улучшены условия работы машиниста: вместо леса рычагов – компактно скомпонованное, не требующее больших усилий сервоуправление. В кабине меньше шума, а производительность и надежность экскаватора выше. Модель названа ЭО-3322Б.
 
ЭО-3322Б запущен в производство в 1978 году и был удостоен Государственного знака качества. Он выпускался до 1981-го. В тот же год проведены испытания гидромолота СП-71.
 
В 1980 году завод приступает к выпуску гидравлического экскаватора второго поколения ЭО-3323 с ковшом 0,65м3. Его производительность на 20-25 процентов выше, чем у предшественника -300м3/ч. Несущие металлоконструкции прочнее. Он оснащен планетарным механизмом поворота. У него новые мосты собственного производства с планетарными редукторами.
 
ЭО-3323 экспонируется на международных выставках в Лейпциге, Будапеште, Салониках, Пловдине. Награжден Почетным дипломом Торгово-промышленной палаты СССР (1981 г.), а в последующем году – дипломом первой степени ВДНХ.
 
В 1986 году экскаватору ЭО-3323 присвоен Государственный Знак качества.
 
После второй реконструкции завод стал просто неузнаваемым. Идет ли речь о служебно-бытовых помещениях, о цехах и участках или о новом инженерно-лабораторном корпусе. Что касается самого производства, то в просторных пролетах блока цехов было установлено более современное технологическое оборудование.
 
Реконструкция была главным условием последующих успехов завода. Как в плане наращивания объема выпуска продукции, так и в возможности постоянно улучшать ее качество.
 
Но технологическое перевооружение после ввода блока цехов №4 не кончилось. Это такой же живой процесс, как сама жизнь: с запуском в производство гидравлических экскаваторов нового поколения возникла необходимость в создании гибких технологий.
 
В 1988 году производственные площади завода увеличились до 56 тысяч м2. До второй реконструкции она составляла 29 тысяч м2. Потенциальная производительность завода увеличилась до 4000 экскаваторов в год.
 
В 1989 году завод стал арендным предприятием с правом выкупа коллективом. Это давало коллективу большие материальные преимущества в последующей приватизации завода. Конференция по приватизации состоялась 20 августа 1992 года.
 
После переезда сборочного и холодно-прессового цехов на новые производственный площади П.Б. Панкратов принял решение развернуть собственное производство мостов. Поскольку с 1950 года завод страдал от поставщиков. То мостов поступало меньше, то они были ненадлежащего качества. Мосты, импортируемые из Польши, были достаточно дороги.
 
В 1991 году новый цех стал выпускать около 3000 мостов.
 
В начале 90-х годов политические завихрения в стране парализовали промышленность. На завод поступали телеграммы, в которых поставщики предупреждали о возможных сбоях в снабжении по причине предполагаемой остановки производства.
 
Приходилось в экстренном порядке искать новые технические решения. Взамен чугунного литья применять стальное и алюминиевое потому, что забастовки шахтеров привели к сбоям и остановке металлургической промышленности.
 
На каждом совещании директор завода требовал думать, искать наивыгоднейшие технические решения, чтобы застраховаться от снабженческих невзгод. В частности, им лично был предложен сварной вариант моста.
 
П.Б. Панкратов считал, что необходимо постоянно улучшать качество и дизайн выпускаемых экскаваторов. Эти два качества он считал особенно ценными для привлечения потенциальных покупателей. Но в начале 90-х обеспечивать качество стало непросто.
 
Гидроцилиндры и гидрораспределители завод много лет получал по кооперации из Андижана. В 90-х годах качество этих изделий стало ниже допустимого. Машины, собранные из таких комплектующих стало невозможно и даже опасно эксплуатировать. Непостижимо трудно машиностроительному предприятию подняться над уровнем машиностроения в отрасли. Даже размещение заказов на конверсионных предприятий не всегда выручало. Поэтому время от времени на заводе созревало решение: «Будем делать сами». Эта тенденция заметна на заводе уже три десятилетия.
 
Опора на себя, на свои знания и свои умения помогла заводу выстоять в начале 90-х годов. В 1991 году было выпущено 4002 экскаватора, в 1992-м 4100! Велось строительство трех жилых домов.
 
Не забывали на заводе об условиях труда и экологии. В 1992-1994 годах были установлены системы вентиляции с глубокой очисткой выбросов для оборудования рабочих мест 115 сварщиков. Приобретено оборудование для автономной системы оборотного водоснабжения, реконструированы очистные сооружения ливневых стоков. Введено и реконструировано 58 единиц пылегазоочистного оборудования. Была приобретена координатно-вычислительная машина.
 
1 октября 1993 года завод отметил 50-летний юбилей. С тех пор установилась традиция ежегодно 1-го октября отмечать день завода. Всего ко дню юбилея заводом было произведено 95 000 экскаваторов.
 
В 1994 году вместо устаревшего СП-71А завод начал производить гидромолот МГ-300. Этот гидромолот хорошо зарекомендовал себя у эксплуатационников. Было освоено собственное производство гидроцилиндров. Сдан в эксплуатацию заводской бассейн.
 
В 1995 году было проведено очередное технологическое перевооружение. Приобретено 85 единиц оборудования, в том числе 59 по механообработке. В этом году начинается выпуск экскаваторов третьего поколения. Первенцы этого поколения ЕК-18 и ЕТ-20. В 1997 году запущен в производство экскаватор ЕК-14. Ведутся разработки и освоение производства вилочного погрузчика ВП-05 и экскаватора четвертой размерной группы ЕТ-25.
 
В связи с современными требованиями рынка, завод не мог уже выпускать экскаватор одной марки. Появилась потребность в более узкоспециализированных машинах. Вследствие этого произошло перераспределение производственных мощностей на выпуск целого модельного ряда экскаваторов. Поэтому в конце 90-х годов завод стал производить меньше машин. В 1998-м было выпущено 1492 машины, в 1999-м – 1338 (включая погрузчики). Но они стали, безусловно, более совершенными, надежными и простыми в управлении.
 
Полная смена поколений произошла в 2001 году. Экскаватор-ветеран ЭО-3323А был окончательно снят с производства и ему на смену пришел ЕК-12. Характеристики экскаваторов третьего поколения хорошо известны потребителям и доступны на нашем сайте и сайтах дилеров завода.
 
В 2002-2003 году было освоено производство еще целого ряда новинок: экскаватор второй размерной группы ЕК-8, погрузчики ВП-03 и ВП-1,6, коммунальная машина КМ-03 и УКМ. Руководство завода поставило цель: вывод тверских экскаваторов на мировой уровень, намечены пути ее достижения. Впоследствии экскаваторы начнут оснащать гидравликой фирмы Bosch-Rexroth, двигателями Perkins, предпусковыми подогревателями Eberspeher и некоторыми другими импортными узлами, производство которых в России находится не на высшем уровне.
 
Объем производства в 2000-х годах составлял примерно 1500 машин в год. Много ли это? К примеру, в первом квартале 2006 года было произведено 411 экскаваторов, что составило 50,5% от всех выпущенных в России за этот период. При этом не следует забывать, что остальные производители выпускают однотипные экскаваторы. Тогда как тверской завод выпускает машины трех размерных групп и большое количество моделей разных назначений.
 
Экскаваторы последнего поколения пользуются постоянным спросом у потребителей. На экскаваторы в настоящее время очередь у дилеров во всех регионах России. Это говорит о безусловно высоких технических характеристиках и о хорошем сочетании цены и качества.
 
Пользовалась и пользуется продукция завода спросом и за рубежом. География распространения экскаваторов с калининской (ныне тверской) маркой довольно широка: Англия, Алжир, Ангола, Афганистан, Албания, Австрия, Австралия, Аргентина, Болгария, Бельгия, Бразилия, Бирма, Боливия, Венгрия, Вьетнам, Германия, Греция, Гвинея, Голландия, Индия, Индонезия, Ирак, Иран, Китай, Канада, Куба, Корея, Лаос, Ливия, Норвегия, Польша, Пакистан, Сирия, Судан, США, Турция, Финляндия, Франция, Чехословакия, Югославия, Япония.
 
Безусловно есть претензии у потребителей к качеству тверских экскаваторов. Но последний съезд дилеров, состоявшийся летом 2006 года, показал, что работа по улучшению качества и эксплуатационных характеристик машин непрерывно ведется.

Наши группы в Telegram, Viber. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией в WhatsApp!

При перепечатке текста и использовании фотографий обязательна активная ссылка на exkavator.ru

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен
Заметили ошибку? Выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter, чтобы оповестить редакцию сайта.
Оцените, пожалуйста, статью:
Оценивших: 7, оценка: 5 из 5
Нам очень важно ваше мнение
5
5
5
7
Подписаться на новости
рынка спецтехники
Подписаться