Эргономические усовершенствования экскаваторов как способ повышения производительности труда. Часть 1

Как эргономика экскаватора может сделать работу более лёгкой, удобной для оператора и механиков. О повышении производительности машины и Ваших прибылей

Как эргономика экскаватора может сделать работу более лёгкой, удобной для оператора и механиков. О повышении производительности машины и Ваших прибылей.

Грег Норкатт (Grading and Excavation Contractor )

Если Вы - владелец гидравлического экскаватора, и эргономика не заботит Вас в момент покупки компактной и средней машины, то потом Вы пересмотрите свои приоритеты. Такие характеристики как комфорт и простота управления, удобство особенно важны для Ваших операторов и механиков, когда они тянутся к рычагу управления, пытаются нащупать переключатели, вытягивают шею, чтобы увидеть, происходящее позади стойки и вне кабины. Эргономика выходит на первый план в конце дня, когда от мышечной нагрузки при управлении машиной болит спина, суставы пальцев и побитые голени.

Кабина экскаватора

Не только Ваши работники страдают от этого. Страдают и Ваши прибыли. Кроме того, однообразные движения могут привести к травмам, а плохой обзор из кабины - к несчастным случаям. А операторы и механики, испытывающие дискомфорт, трудятся менее продуктивно и могут перейти к конкуренту, имеющему оборудование более удобное в работе и обслуживании.

"Эргономика даёт возможность наилучшим образом приспособить рабочее место к оператору," говорит Дэвид Вульф, менеджер по производству экскаваторов фирмы Case Construction Equipment. " Оператор - ключ к тому, чтобы сделать экскаватор производительнее. Если оператору неудобно в машине, то машина не проявит себя".

Вот почему производители продолжают вводить в новых моделях всё больше удобных для оператора деталей и легких в обслуживании узлов. Совершенствование технологии позволяет производителям вводить такие новинки, как более лёгкая регулировка и электронный мониторинг двигателя, что было невозможно в прошлом. В некоторых случаях общественное мнение так же влияет на конструкцию оборудования. Например, повышенный шум двигателя может так же беспокоить соседей стройплощадки, как и оператора.

Вульф указывает на целый ряд факторов, связанных с эргономикой экскаватора: уровень шума для оператора и другого персонала стройки, индивидуальная приспособляемость кабины и системы управления, расположение ручного и ножного управления, опора для тела оператора, обзор из кабины и количество усилий, необходимое для управления.

Ещё два эргономических фактора - удобные сидения и легкодоступные рычаги управления. "В сидячем положении оператор должен легко доставать рычаги и без напряжения управлять стандартной работой - копанием или переездом без вытянутой стрелы, "говорит Том Коннорс, специалист по производству экскаваторов кампании Bobcat. "Наша цель - минимизировать движения оператора и мыслительные процессы необходимые для выполнения машиной специфических функций".

Другие эргономические факторы, отражающие более глубокое понимание биомеханики, акустики и тому подобного, более сложны. Это означает добавление изгибов кабины для рассеивания звуковых волн, создание рычагов управления, совпадающих с естественными изгибами руки оператора или изменение движения рычага управления - сужение его диапазона от 40 до 20 градусов для уменьшения нагрузки на запястье.

Процесс улучшения эргономики может распространяться и вне кабины. Например, гидравлические цилиндры стрелы на подушках смягчают удары для оператора и экскаватора при быстрых и резких движениях машины или при большой нагрузке. Но динамическая устойчивость машины ещё более важна, говорит Сунгмо Янг, менеджер по маркетингу экскаваторной продукции Volvo.

Баланс веса между передней и задней частью машины, правой и левой её сторонами очень важен, " отмечает он. "Когда Вы работаете, то центр тяжести ковша или другого оборудования постоянно меняется. Степень, до которой эти движения влияют на комфорт оператора, зависит от таких факторов как устройство стрелы и плотность материала в ковше. Для уменьшения силы ударов вес машины должен соответствовать типу движения".

Прогрессивные улучшения

 

Капот BOBcat

Новшества в эргономике объединяют новшества в различных областях экскаваторной технологии, таких как звукоизоляционные материалы или электроника. Например, одним из наиболее существенных усовершенствований в эргономике экскаватора был переход от использования кабелей и других механических средств соединения рычагов управления с гидравлическими клапанами, контролировавшими работу, к гидравлическим линиям под низким давлением и малой ёмкости для управления клапанами. Механическая система не только требовала значительных мускульных усилий, но так же изнашивалась, имела погрешности в управлении, увеличивала расходы на содержание.

Напротив, гидравлический джойстик управления обеспечивает гораздо более лёгкое и плавное управление с большей надёжностью, позволяя оператору работать кистью или запястьем, а не всей рукой, как раньше. Оставаясь недовольными, многие производители улучшили пропорциональной гидравликой и эту систему. Чем быстрее Вы двигаете джойстиком, скажем, при подъёме стрелы или повороте ковша, тем шире открываются клапаны, увеличивая поток масла для ускорения ответа и большей продуктивности. Если двигать джойстик достаточно медленно, то поток масла уменьшается до тоненькой струйки, обеспечивая очень точный контроль стрелы. В любом случае, это делает работу оператора более лёгкой, а результаты работы более впечатляющими.

Новейший, компактный экскаватор КХ41-3 кампании Kubota Tractor Corporation's иллюстрирует другой пример того, как улучшенные характеристики машины ведут к выигрышам в эргономике. "Обновление гидравлической системы путём замены шестерёнчатого насоса старой модели на новый, более эффективный плунжерный насос позволило нам снизить мощность и размер двигателя от 21л.с. до 17 л. с., " говорит Кейт Рорбахер, менеджер по конструкционному оборудованию фирмы Kubota. "Меньший двигатель занимает меньше места. В результате мы смогли подвинуть глубже сиденье оператора, обеспечивая больше свободного пространства в кабине.

Эргономика, тем не менее, заключается не только в конструировании удобных для кистей и запястий систем управления, но и в кондиционировании воздуха, создании удобного места, чтобы выпить чашку утреннего кофе.

"Эргономика заключается в облегчении взаимодействия оператора и машины, " говорит Марк Уолл менеджер по маркетингу экскаваторной техники кампании John Deere и Североамериканского дистрибьютора Hitachi. "Она заключается в прекрасном размещении рычагов управления, что делает процесс управления машиной естественным и даёт оператору чёткий обзор всего пространства вокруг машины. Вы хотите чувствовать, что можете без устали работать на машине целый день и делать на экскаваторе то, что Вы хотите, и когда хотите".

 Эргономика и конструирование

В зависимости от производителя для решения того вопросов повышения комфорта, упрощения управления и внесения других эргономических усовершенствований используются как официальные, так и неофициальные обзоры и исследования потребителей и лабораторные данные.

Как и другие производители, инженеры фирмы Bobcat будут проводить заседания целевых групп, где они попросят операторов оценить эргономические характеристики различных по форме и строению джойстиков. Том Коннор, специалист по производству экскаваторов рассказывает о некоторых результатах.

"Большинство предпочитает обычную форму джойстиков с мягкой, а не твёрдой текстурой, " говорит он. "Мы так же обнаружили, что большое количество переключателей является избыточным для операторов, а также они хотят иметь возможность легко работать с переключателями в перчатках".

Рычаги управления

Обратная связь с операторами также важна для инженеров фирмы Komatsu America Corporation "Очень трудно измерить комфорт, " говорит Эрик Вильде, старший менеджер по производству фирмы Komatsu. "Для тестирования уровня комфорта мы приглашаем операторов, представляющих собой широкий диапазон физических размеров и предпочтений в работе. Мы стараемся найти золотую середину между операторами в 6 футов 2 дюйма ростом и весом 250 фунтов и 5 футов 4 дюйма ростом и весом 115 фунтов. Конечный результат может не удовлетворить всех на 100%, но жалоб немного".

Перед тем как инженеры фирмы John Deere начали работу по усовершенствованию экскаватора, кампания провела практические занятия, в ходе которых операторы могли сравнить машины различных фирм и высказать свои соображения.

"В результате мы получили направления, по которым надо двигаться, "объясняет Уолл. "После того, как мы создали прототип, мы опять пригласили потребителей и узнали их мнение. Затем мы использовали эти результаты в окончательной доработке продукта".

Процесс конструирования также включает виртуальный контроль реальной работы. "Операторы могут сидеть в импровизированной кабине и, используя прибор, создающий виртуальную ситуацию реальной работы, испытать, как в реальности управлять машиной. Например, они могут определить, насколько легко достать рукой до переключателя, ножной педали и выглянуть из кабины, чтобы увидеть ковш в разных положениях". Обратная связь с операторами и инженерные тесты используются для создания конечного образца новой модели.

Некоторые характеристики, предлагаемые различными производителями, уменьшают время и сокращают усилия на обслуживание экскаватора.

Ручное управление

Большинство операторов экскаваторов считают более лёгким управление рычагами, переключателями и другими системами управления при помощи рук, а не подушечек пальцев ног и пяток стопы.

Ручное управление

Фирма Bobcat заменила ножную педаль, обычно используемую в компактных экскаваторах для управления дополнительной гидравликой, электрически-гидравлическим ручным переключателем на правом джойстике. "Так легче пользоваться переключателем, чтобы открывать или закрывать гидравлический зажим или приводить в действие сверло или другое гидравлическое оборудование при управлении стрелой, " говорит Коннор. "Вы нажимаете на кнопку для открытия гидравлического потока и нажимаете ещё раз, чтобы закрыть его".

Кампания Liebherr Construction Equipment даёт операторам возможность выбора между ручным управлением и ножными педалями при движении направо, налево или прямо. Ручные рычаги могут быть ввинчены в ножные рычаги или могут храниться позади сидения оператора. "Ручное управление сконструировано для тех операторов, которым удобнее управлять машиной руками, а не ступнями ног, " говорит Боб Фиоренца, региональный менеджер фирмы Liebherr. "Это может быть важным для точного управления машиной в ситуациях, где погрешность на несколько дюймов вправо или влево имеет большое значение, например, при погрузке экскаватора в трейлер или его выгрузке, или работе на тесных площадках."

(продолжение следует)

 


Все права защищены (перевод с английского EXKAVATOR.RU)

Наши группы в Telegram, Viber. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией в WhatsApp!

При перепечатке текста и использовании фотографий обязательна активная ссылка на exkavator.ru

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен
Заметили ошибку? Выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter, чтобы оповестить редакцию сайта.
Оцените, пожалуйста, статью:
Оценивших: 6, оценка: 5 из 5
Нам очень важно ваше мнение
5
5
5
6
Подписаться на новости
рынка спецтехники
Подписаться