Где не обойтись без экскаваторов-планировщиков?

Среди большого разнообразия моделей экскаваторов и фирм, их выпускающих, на долю экскаваторов-планировщиков приходится совсем небольшой процент. Однако эта универсальная машина выполняет такие технологические операции в дорожном строительстве, которые присущи только ей и с которыми не справится больше ни одна техника

Незаменимы и очень важны

Среди большого разнообразия моделей землеройной техники  и фирм, их выпускающих, на долю экскаваторов-планировщиков приходится совсем небольшой процент. Однако тип техники выполняет такие технологические операции в дорожном строительстве, которые присущи только ей и с которыми не справится больше ни один экскаватор.

Речь идет, например, о планировке откосов насыпей и выемок земляного полотна. Объем таких работ достаточно велик, поскольку в своей основной протяженности дорога идет в насыпи и в отдельных случаях в выемке. Высота откосов доходит до 12 м. Причем при высоте откосов до 2-2,5 м их планировка может выполняться автогрейдером, а при большей высоте - только экскаватором-планировщиком.

Кроме откосов земполотна дороги планировочные работы необходимо выполнять и на подходах к мостам, путепроводам и другим искусственным сооружениям. Следует отметить, что геометрия откоса может быть переменной по длине дороги, что затрудняет выполнение планировки даже при небольшой высоте самого откоса. И здесь опять выручают железные помощники.

Российский пионер

В дорожном строительстве применяются экскаваторы-планировщики на пневмоколесном ходу, при этом в основном в качестве базы используются автомобильные шасси. Устойчивость машины в процессе работы, как правило, обеспечивается аутригерами. Набор дополнительного рабочего оборудования делает эту машину многофункциональной.

После распада СССР российские дорожники остались без отечественных машин, поскольку в России ни один завод не выпускал экскаваторы-планировщики, и только в сентябре 1997 года производство машин начало ОАО "Мотовилихинские заводы".

Сегодня завод выпускает две модели экскаваторов третьей размерной группы. Насосные агрегаты и гидромотор - производства ОАО "Пневмостробмашина".

Завод постоянно работает над совершенствованием своих агрегатов. Начато изготовление экскаватора-планировщика с мультиплексной системой управления и контроля, с помощью которой машинист сможет проводить диагностирование параметров силовой установки и гидросистемы. Система обеспечит возможность управлять аутригерами и из кабины шасси, и из кабины машиниста, а также выводить на дисплей сервисные параметры.

Возможна поставка машины с системой кондиционирования воздуха в кабине машиниста, разработанной СКБ "Криос".

Экскаватор-планировщик СВЯТОВИТ EW-25-М1

Ближайший сосед

Экскаватор-планировщик СП "СВЯТОВИТ"

Единственное предприятие стран СНГ и ближнего зарубежья , которое выпускает экскаваторы-планировщики (четвертая размерная группа) серийно - совместное белорусско-литовское предприятие "Святовит". Предприятие изготавливает две модели (СВЯТОВИТ и АНТЕЙ) - каждая в четырех модификациях, отличающихся типом базового шасси. Каждая из модификаций поставляется по требованию заказчика на комплектующих гидроаппаратуры СНГ или фирмы Mannesmann-Rexroth, Германия.

На всех единицах техники установлен гидроцилиндр телескопической стрелы фирмы Hydronika Dee (Словакия).

В комплект основной поставки входят экскаваторные ковши 0,63, 0,8 и 0,95 куб. м. Дополнительно к базовой комплектации по желанию заказчика за отдельную плату поставляется сменное рабочее оборудование: планировочный ковш, планировочная доска , ковш 0,8 куб. м для сыпучих материалов, зуб-рыхлитель. Кроме этого, имеется дополнительное оборудование: АБС - антиблокировочная система; ТРД - технологический режим движения, обеспечивающий возможность передвижения экскаватора со скоростью 1,5 км/ч при неработающем двигателе шасси, и управление этим передвижением из кабины экскаваторщика (только для шасси МАЗ-63038); НD - гидроцилиндры подъема-опускания стрелы, ковшевой гидроцилиндр фирмы Hydronika Dee, Словакия ; УБЗРО - устройство для быстрой замены рабочих органов; электрообогрев обзорного стекла кабины экскаваторщика.

Экскаватор-планировщик EW 25М1.01 имеет систему управления ходом шасси из кабины экскаватора.

Зарубежные гости

Оборудование для планировки землеполотна стран дальнего зарубежья на российском рынке представлены фирмами Cestne a stavebne mechantzmy (CSM), Словакия, и Gradall, США.

Экскаватор-планировщик модели UDS-214.11

Словацкая фирма СSM поставляет три экземпляра на колесном ходу, два из них - на базе шасси автомобиля "Татра", а UDS-232 - на спецшасси. Машины гидрофицированы. Экскаваторы UDS-214 и UDS-232 оснащены гидравлическим оборудованием немецкой фирмы Rexroth, а UDS-114а выпускается как на словацкой, так и на немецкой гидравлике .

Отличительной особенностью модели UDS-214.11 является наличие пневмосистемы, которая обеспечивает возможности управления ходом шасси и аутригерами из кабины экскаваторщика.

Каждая из моделей имеет целый шлейф дополнительного рабочего оборудования. Так, к UDS-114а поставляется отвал шириной 3 м, ковши дренажные и с зубьями, щипцы для больших камней, удлинительное плечо стрелы 1,5 и 3 м. А к UDS-214.11 может быть поставлено 23 дополнительных инструмента и устройства рабочего оборудования, среди которых наибольший интерес для дорожников представляют: ковш с зубьями объемом 0,5 куб. м, ковш без зубьев - 0,63 куб. м, дренажные лопаты, профильный ковш для рытья водоотводных канав, планировочный ковш шириной 2,5 м, уплотнительный каток, виброплита, косилка.

Фирма Gradall (США) поставляет на российский рынок экскаваторы-планировщики четырех типоразмеров в каждый из которых входит колесная и гусеничная машина. Ходовая часть колесного экскаватора представляет собой самоходное шасси с двумя или одним ведущим мостом (по желанию заказчика).

Экскаватор-планировщик фирмы Gradall (США)

Применяемые бескамерные шины с наполнителем продлевают срок службы колеса до 10 лет. На всех моделях установлена система "Микроход", с помощью которой можно управлять перемещением экскаватора из кабины поворотной платформы. Таким образом, управление экскаватором осуществляется одним человеком.

Основная конструктивная особенность экскаваторов-планировщиков этой фирмы состоит в том, что в отличие от описанных выше машин ковш не вращается вокруг продольной оси стрелы, а поворачивается сама стрела вокруг своей горизонтальной оси на угол 110-120 градусов в обе стороны. Привод вращения - от гидромотора, который установлен на противоположном от ковша конце стрелы, в то время как в моделях с полноповоротным ковшом гидромотор расположен в месте крепления ковша. Так что гидромотор находится в комфортных условиях, поскольку изолирован от контакта с разрабатываемым грунтом.

Узкая кабина ходового шасси обеспечивает хороший обзор рабочей зоны из кабины экскаваторщика.

По требованию заказчика к каждой модели поставляется набор дополнительного оборудования в любой комплектации. В состав оборудования входят: ковши - траншейный, экскаваторный с зубьями, зачистной, землечерпательный, грейдерный отвал, кирковщик, удлинитель стрелы от 1,2 до 3,6 м, стрела Telestick с увеличением радиуса копания до 15 м (кроме моделей ХL 2300 и ХL 3100), пневмо- и гидромолотки, бур и др.

журнал "Оборудование", №4 2002

Заметили ошибку? Выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter, чтобы оповестить редакцию сайта.
Оцените, пожалуйста, статью:
Оценивших: 7, оценка: 5 из 5
Нам очень важно ваше мнение
5
5
5
7
Подписаться на новости
рынка спецтехники
Подписаться