![]() |
Новая технология укладки асфальтобетона не повиляла на конструкцию американских укладчиков, она осталась такой же, как и у европейских машин. Уплотняемый материал подаётся в приёмный бункер, имеющий складывающиеся боковые стенки. Затем он загружается в шнековую камеру питателями, и уже потом попадет под вибрационную плиту. Плита производит уплотнение на 80-85 % от нормативного показателя.
В Новом Свете применяется дизельное топливо для подогрева плиты. Но из-за повысившихся требований по охране окружающей среды, активнее стал использоваться более экологический электрический подогрев.
Для уплотнения американские конструкторы вместо трамбующего бруса стали применять самоходные катки. Недостаток использования бруса состоял в том, что при скоростной укладке дорожное покрытие становится ребристым, так как отпечатки бруса не перекрывают друг друга. Если увеличить частоту ударов, то возрастёт вес машины и нагрузки на шасси и сам агрегат, что плохо повлияет на процесс укладки. Ширина укладки при этом составляет не более 10 метров. Связана такая цифра с тем, что при увеличенной ширине щебень вытесняется к краям слоя.
Сходством между американским и европейским процессами укладки асфальтобетона является набор уплотняющей техники, следующей за укладчиком. Но есть принципиальное отличие - длина прохода. В американском типе укладки суммарная длина строительного поезда достигает 700 м и более из расчёта до 200 метров для прохода любого из катков при скоростной укладке. В такой схеме качество выполненных работ (а это и есть качество готового дорожного покрытия) значительно зависит от правильного подбора катков, их технических характеристик, квалификации водителей и внешнего контроля проведения работ.
В условиях необходимости ускоренного выполнения работ, а также с учётом повышенных требований стандартов Соединённых Штатов, загрузка бункера асфальтоукладчика из кузова самосвала является недостаточно быстрой, а частые остановки и контакт самосвала с укладчиком приводят к непозволительному сдвигу уложенного слоя. Но выход из данной ситуации успешно был найден. Для этого впереди укладчика формируется валок с сечением, который приблизительно равен толщине укладываемого слоя. Укладчик толкает перед собой подборщик (его можно заменить на перегружатели с подборочным агрегатом), загружающий смесь из валка в приемный бункер.
![]() |
Дополнительная смесь подвозится в основном большегрузными самосвалами (с донной разгрузкой). Оператор сразу же укладывает смесь в валок необходимого сечения, регулируя при этом степень открытия донных заслонок и скорость машины. Если же для подвоза смеси применяются самосвалы с опрокидывающимся кузовом, то подключается формирователь валка. Он крепится к колёсам самосвала захватами, гидравлика которых приводится в действие с помощью мотора, установленного на самом формирователе.
Однако есть ещё один вариант загрузки смеси в асфальтоукладчик - без формирования валка - загрузка смеси в приёмный бункер перегружателя, а затем непосредственно в укладчик. Существует два вида перегружателей:
- с накопительным бункером (н-р, Roadtec SB-2500C, 1500C);
- без накопительного бункера (н-р, Roadtec MTV-1000B/C, Terex-Cedarapids MS-4, Blow-Knox MC 330).
Принцип работы таких перегружателей следующий. В первом случае агрегаты загружают смесь в бункер укладчика без соприкосновения с ним, формируя там запас смеси и дополнительно её перемешивая, тем самым удаляя температурную и фракционную сегрегацию. Во втором случае перегружатели перемешивают смесь исключительно в приемном бункере. Главным преимуществом такой работы является то, что самосвал с укладчиком как бы разомкнуты и время выгрузки самосвала никак не зависит от процента наполненности бункера укладчика. Поэтому работа укладчика осуществляется без перерывов и на больших скоростях.
Caterpillar, Roadtec,Terex-Cederapids... Все эти названия хорошо известны отечественным дорожным строителям. Эти производители поставляют на российский рынок американские автоукладчики. Также можно встретить укладчики марки IR-ABG, выпускаемые корпорацией Ingersoll-Rand, поглотившей известного немецкого производителя - компанию ABG. Такое решение оказалось весьма эффективным, и сейчас Ingersoll-Rand успешно продаёт дорожно-строительную технику в Америке и на Евразийском континенте.
![]() |
Всемирно известная корпорация Caterpillar первая начала производство укладчиков на резиновых гусеницах. Их преимущество перед укладчиками со стальными гусеницами заключается в двое большей транспортной скорости и практически одинаковом тяговом усилии. С начала выпуска укладчиков с резиновыми гусеницами продажи этих машин моментально увеличились на 40%.
Caterpillar выпускает для американского рынка целую линейку укладчиков:
- на колесном шасси (АР-800D, АР-1000D, АР-900В);
- на гусеничном шасси:
- на стальных гусеницах с резиновыми накладками (АР-650В и АР-1050В);
- на цельных резиновых гусеницах (АР-655С и АР-1055D).
Существует 6 моделей рабочих органов с вибрационной плитой Caterpillar:
- Pavemaster 8B: с фиксированной шириной укладки 2,4 метра (8 футов);
- Pavemaster 10B: с фиксированной шириной укладки 3 метра (10 футов);
- Extend-A-Mat 8-16B: раздвижная на 2,4-6,1 метров (8-16 футов);
- Extend-A-Mat 10-20B: раздвижная на 3-7,4 метров (10-20 футов);
- AS2251: раздвижная 2,4-метровая с базовой шириной укладки 2,5 метра;
- AS2301: раздвижная 3-метровая с базовой шириной укладки 3,05 метра.
Первые четыре модели были разработаны порядка 10 лет тому назад. Эти раздвижные плиты имеют классическую конструкцию: базовая секция находится спереди, а выдвижные секции - позади. Жёсткость конструкции придают три трубы, образующие собой треугольник - механизм телескопирования. Для придания дорожному покрытию поперечного профиля, секции фиксированных плит наклоняют только вниз на 8 или 14°, а раздвижных - на 14° вниз и до 2° вверх.
Используя отрезные башмаки ширину укладки можно сократить на 0,6 м. Используя же уширители, ширину можно нарастить: первой и третьей модели плит – до 6,1 м, второй – до 9,14 м, четвёртой – до 7,37 м.
![]() |
2 последние модели раздвижных плит (№№ 5 и 6) были предложены Caterpillar совсем недавно и стали весьма востребованы для работы на городских улицах, где часто меняется ширина укладки. В плитах заложены новые преимущества - переднее расположение телескопируемых секций и отсекающий щит. Отсекающий щит находится перед плитой, он оставляет под базовой секцией слой необходимой толщины, при этом "лишняя" смесь перемещается вдоль щита к уширителям. В плитах традиционной компоновки с задним уширением такую функцию выполняет передняя базовая секция. Однако у них есть небольшой недостаток: при плавном сокращении ширины укладки автоматика сокращает подачу вплоть до полной остановки и включения реверса шнека (при условии, что это предусмотрено конструкцией), и процесс идёт гладко. В новых плитах всё иначе: в то время, как задвигается передняя телескопируемая секция, она своим боковым щитком отправляет всю массу в камеру, оттуда смесь поступает под заднюю базовую секцию, полностью там вырабатываясь.
Рассмотрим технические характеристики выпускаемых моделей асфальтоукладчиков и их совместимость с вибрационными плитами (таблица 1).
Модель | Производи-тельность, т/ч | Мощность двигателя, кВт | Рабочая скорость, м/мин | Работа с вибрационными плитами |
АР-800D | 1747 | 80 | 76 | все плиты кроме модели AS2301 |
АР-900В | 2130 | 114 | 122 | все плиты кроме модели AS2301 |
АР-1000В | 2177 | 130 | 144 | все плиты кроме модели AS2301 |
АР-650В | 1300 | 90 | 2,4-метровые плиты | |
АР-1050В | 2177 | 130 | 3-метровые плиты | |
АР-655С | 1747 | 130 | 70 | 2,4-метровые плиты |
АР-1055С | 2177 | 130 | 67 | 3-метровые плиты |
Разница в производительности между моделями на колёсном шасси образуется за счёт различных рабочих скоростей, которые обусловлены значениями мощностей установленных на укладчиках двигателей.
Модель АР-655С на цельных резиновых гусеницах является модернизацией более ранней модели АР-1055С. В АР-655С уменьшены транспортные габариты по ширине. Она сконструирована для рынков Европы.
Все модели оснащены одним рабочим местом оператора укладчика. Оно состоит из кресла и панели управления с рулевым колесом, которые движутся от одного борта к другому в пределах габаритов машины.
![]() |
Вся линейка плит корпорации Caterpillar оборудована подогревом дизельным топливом с электроподогревом или электровоспламенением. Нагревательные элементы - сплошные пластины из алюминия.
Barber-Greene - самая старая торговая марка в отрасли укладчиков. На данный момент эта марка принадлежит корпорации Caterpillar. На рынок США также поставляется несколько моделей укладчиков этой марки (три гусеничные и три колесные). На них установлены двигатели, гидравлика и системы автоматического управления Caterpillar, которые работают с теми же рабочими органами. Также поставляется подборщик BG-650, производство которого, однако, уже передано сторонней компании из-за того, что сама корпорация отдаёт приоритет удовлетворению заявок на основные виды техники.
Упомянутая выше компания Roadtec занимается выпуском широко известных перегружателей марки Shuttle Buggy. Так же она отличилась выпуском ряда асфальтоукладчиков с абсолютно оригинальной конструкцией.
Собственная линейка рабочих органов весьма «стандартна»: 2,4 - и 3-метровые вибрационные плиты с фиксированной шириной укладки, уширители по 66 и 81,3 см, раздвижные плиты серии SC с диапазоном работы 2,5-4,1 м.
По материалам журнала «Основные средства»
Фотографии - «Основные средства»
Дорожная и уплотнительная техника в Торговой системе спецтехники