Многофункциональный экскаватор-погрузчик Mecalac

СКАЧАТЬ PDF
Машину Mecalac потому и называют многофункциональной, что ее возможности гораздо шире, чем обычного экскаватора-погрузчика
Экскаватор-погрузчик Mecalac

Оригинальная конструкция стрелы и рукояти позволила совместить в одной машине функции фронтального погрузчика, экскаватора с «обратной лопатой» и экскав атора с «прямой лопатой», не говоря о широком спектре совместимых гидравлических инструментов. С таким «мастером на все руки» - Mecalac 12MXT мы познакомились на практике.

Уроженец Французских Альп неординарен на вид и далеко не прост в управлении. Вот и кабина у него установлена не как у обычного экскаватора, слева, а как на автомобиле с правым рулем. Для подъема в кабину предусмотрены две «зубастые» подножки, с которых, определенно, не соскользнешь. Угол открытия двери конструкторы ограничили 90°, с тем чтобы она всегда находилась в поле зрения и оператор не забыл ее закрыть перед началом работы, иначе при повороте платформы дверь ударится о моторный отсек. Для вентиляции в окне кабины есть верхняя сдвижная створка, поднимающаяся под остекленный потолок, полови на лобового стекла и съемная нижняя половина. К слову, стеклоочиститель поднимается вместе со стеклом, а не болтается в оконном проеме. В полностью закрытой кабине к услугам оператора система вентиляции и отопления; кроме того, возможна установка кондиционера.

Довольно компактная кабина создает, скорее, ощущение уюта, но не тесноты. Кресло на пневмоподвеске такое же по размерам и регулировкам, какое мы привыкли видеть на импортных строительных машинах. Наклон рулевой колонки регулируется, как на колесном экскаваторе, а чтобы войти и выйти из кабины, надо поднять массивную правую консоль с джойстиком.

Довольно много времени мы посвятили изучению органов управления, ведь они совмещены, как и исполнительные органы, а техника работы на погрузчике и экскаваторе несколько различается. Управление рабочим оборудованием сосредоточено на двух джойстиках, пульте и трех педалях: «газа», тормоза и еще одной педалью, о которой мы расскажем ниже.

Экскаватор-погрузчик Mecalac: пульт управления

Функции распределены между джойстиками по европейской схеме: на левом - рукоять и поворот платформы, на правом - стрела и ковш. Чтобы переключиться в режим экскаватора, надо нажать левую нижнюю кнопку на пульте, рядом с символом экскаваторного ковша. Устроившись на сиденье с четырьмя регулировками, запускаем двигатель, для чего нужны ключ зажигания и ключ-«секретка». Двумя маленькими рычажками рядом с замком зажигания, под левым подлокотником, опускаем опоры и приступаем к копанию, как на обычном экскаваторе. Оба гидроцилиндра рукояти при этом движутся согласованно. Чувствительная гидравлика реагирует довольно резко, поэтому избежать рывков и подергиваний не удалось.

При выполнении небольших по объему, но разных по содержанию работ (это и обработка вертикальных стенок выше и ниже уровня земли, и работа через препятствие, ограничивающее движения стрелы, т. е. работы, которые в основном выполняют вручную), для которых и предназначена машина Mecalac, использовать раздельное управление гидроцилиндрами рукояти приходится гораздо чаще, чем представлялось. Для переключения в этот режим надо нажать правую нижнюю кнопку на пульте. На левом джойстике остается управление одним гидроцилиндром. Для второго гидроцилиндра как раз и нужна дополнительная педаль. При этом используются как экскаваторные ковши, так и погрузочные, в том числе гидрофицированный ковш 4-в-1. Кроме этой функции весьма полезным может оказаться такой механизм, как «офсет» - поворот верхней секции рукояти в горизонтальной плоскости, т. е. машина копает еще и под углом. Управляется гидроцилиндр офсета двумя верхними кнопками на левом джойстике.

Экскаватор-погрузчик Mecalac: органы управления

Для перехода в режим погрузчика в первую очередь меняем экскаваторный ковш на погрузочный. Для этого нужно одновременно нажать кнопку на пульте и красную кнопку на его левой боковине - гидравлика прижимает защелку, и ковш освобождается. Такое разделение на две кнопки сделано в целях безопасности: если оператор во время работы случайно нажмет одну из кнопок, то ковш не отвалится. Чтобы надеть ковш, надо попасть отверстиями сцепного механизма на конусы ковша и прижать механизм и ковш друг к другу, чтобы сработала защелка. Теоретически все легко и просто, занимает буквально секунды! Однако не для того, кто сел на Mecalac впервые.

Конструкторы тщательно поработали над тем, чтобы оператор, пересев с обыкновенного погрузчика на Mecalac, сразу же начал работать. Левая рука остается на руле, а управление всеми движениями рабочего оборудования производят правой рукой. Двумя верхними кнопками на джойстике переключают повышенную пониженную передачу КП, а кнопкой под указательным пальцем - направление движения. Грунт набирается согласованным движением машины и стрелы. Для выгрузки в самосвал вылета стрелы может оказаться недостаточно, и тогда нижней кнопочкой на правом джойстике следует переключиться со стрелы на рукоять и, продолжая манипулировать правой рукой, рукоятью поднять ковш до уровня борта. Эта особенность дает дополнительную возможность: можно, как на экскаваторе с «прямой лопатой», загружать самосвал, стоя на опорах и задействовав для работы с рукоятью левый джойстик, как в экскаваторном режиме. Какой фронтальный погрузчик на такое способен?

Интересно решено управление тормозами. Есть рычаг стояночного тормоза, можно заблокировать колеса, нажав до упора на педаль, и она зафиксируется в этом положении. Чтобы снять машину с тормоза, достаточно нажать кнопку на панели управления. Весьма удобной мы нашли следующую функцию панели: когда платформа устанавливается в транспортное положение, на ней загорается сигнал, и не надо целиться, высовываться из кабины. На дисплее поочередно высвечиваются обороты двигателя, счетчик машино-часов и наработка за смену. Коле сные экскава торы обычно оснащают бульдозерным отвалом. На машине Mecalac его нет, да он и не нужен. Упираясь погрузочным ковшом в опоры, можно замечательно бульдозировать грунт. Как правило, машина Mecalac укомплектована несколькими ковшами различного размера, вилами, крюковой подвеской, для которой предусмотрен особый «крановый» режим, поскольку иное, чем при земляных работах, распределение нагрузок требует соответствующего перестроения работы гидравлики. Кроме того, машина совместима гидрофицированным навесным оборудованием широкого спектра, выпускаемым сторонними компаниями: это гидромолоты и бетоноломы, трамбовочные плиты, подметальные щетки, ножницы и др. Для гидромолота предусмотрен отдельный режим, перераспределяющий мощность потоков гидравлической жидкости, а сам инструмент включается нижней кнопкой на левом джойстике. Важно не забывать, что при интенсивном использовании гидромолота межсервисные интервалы сокращаются.

Следует сказать, что в гидравлическую схему рабочего оборудования не включены ограничители, поэтому надо быть внимательным, чтобы при вращении полноповоротной платформы не задеть моторный отсека при складывании стрелы в транспортное положение - опоры и шасси. Ежедневное техобслуживание провели, как положено, перед началом работ. Для доступа к двигателю отстегнули и опустили «кенгурятник» и подняли задний капот. Проверили уровень масла в двигателе, уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке, жидкости в баке гидросистемы. Слева за радиатором спрятался фильтр-отстойник топливной системы, очень предусмотрительно для нашего климата. Слева на поворотной платформе под небольшим капотом расположен отсек гидрораспределителей, куда предусмотрительно выведена точка смазки опоры гидроцилиндра стрелы. Остальные масленки находятся непосредственно на цилиндрах рабочего оборудования. На единственном гидроцилиндре поворота, ТО которого проводят еженедельно, - две точки смазки: одна на штоке цилиндра, а его опора находится внутри передней рамы, поэтому вторую точку смазки специально вывели наружу, под опорный профиль правого колеса.

Конечно, обратная сторона многофункциональности - сложность освоения. Mecalac далеко не так прост, как экскаватор-погрузчик, но у него несравнимые возможности и операционная гибкость. Mecalac требует к себе вдумчивого, внимательного отношения, и не каждому оператору его можно доверить.

Наша группа в Telegram

Быстрая связь с редакцией в WhatsApp!

Заметили ошибку? Выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter, чтобы оповестить редакцию сайта.
Оцените, пожалуйста, статью:
Оценивших: 7, оценка: 5 из 5
Нам очень важно ваше мнение
5
5
5
7