Известный китайский производитель Zoomlion Heavy Industry выпускает как двухосные жёсткорамные самосвалы грузоподъёмностью до 300 тонн, так и трёхосные широкофюзеляжные самосвалы. К последним относятся четыре основные модели грузоподъёмностью 60, 75, 90 и 100 тонн в разных технических исполнениях.
В основе конструкции самосвалов бренда — усиленная сварная рама из низколегированной высокопрочной стали. Все продольные и поперечные балки имеют коробчатое поперечное сечение и 100% важных сварных швов проходят ультразвуковую проверку. Мосты разработаны специально для тяжёлых условий эксплуатации.
Доступны варианты с различными типами трансмиссии (механическая, автоматическая, гибридная, электрическая) и системами управления (пилотируемая, беспилотная/дистанционное управление).
Чем интересны широкофюзеляжные самосвалы?
Статистика по российскому рынку демонстрирует уверенный рост продаж этой техники в последние годы. Только в первом полугодии 2025 года было реализовано свыше 300 машин — в три раза больше, чем за аналогичные периоды предыдущих лет. Такой интерес вполне объясним: в условиях неопределённости и ограниченной ликвидности клиенты ищут менее капиталоёмкие решения для выполнения краткосрочных и среднесрочных работ.
Использование трёхосных самосвалов вместо двухосных имеет свои ограничения и преимущества. Так, рекомендованное плечо для трёхосных моделей составляет 5–7 км, а сама техника подходит для карьеров с глубиной до 150 м. При этом применение трёхосных самосвалов снижает затраты на строительство и содержание дорог в карьере, поскольку их требуемая ширина значительно меньше, чем в случае двухосных машин.
Выгода во владении «трёхосником» складывается из более низкой первоначальной стоимости и более низких эксплуатационных расходов, достигаемых за счёт меньшей стоимости запасных частей, в том числе шин, и более низкого расхода топлива на тонну перевозимого материала. Однако есть и обратная сторона медали. Несмотря на разницу в начальной стоимости трёхосного и двухосного самосвалов, в среднем общий ресурс — в пользу второго: от 5 лет против от 10 лет.
Гибридный и беспилотный транспорт
С учётом новых реалий (стоимость дизельного топлива и его доля в общих эксплуатационных расходах) в Zoomlion развивают направление трёхосных самосвалов с гибридным приводом. В линейке производителя это модель ZT-160HAV грузоподъёмностью 100 тонн.
КТГ у гибридных самосвалов значительно выше, чем у машин с механической или автоматической коробкой передач. В тандеме с АКПП в гибридах используются два электромотора, которые имеют высокий крутящий момент при старте и позволяют преодолевать большие уклоны. Такие машины отличаются более высокой скоростью движения, а экономия топлива превышает 25% по сравнению с жёсткорамными самосвалами аналогичной грузоподъёмности.
Также компания Zoomlion делает ставку на развитие беспилотного и полностью электрического транспорта. «Мы надеемся, что в нашей стране начнётся активное обсуждение создания госстандартов для использования беспилотного транспорта на карьерах и возможности использования сети 5G», — отметил Олег Сорокин.

