10 советов по обслуживанию шарнирно-сочленённого самосвала. Бесперебойная работа в тяжёлых условиях
Журнал КАРЬЕРНАЯ И ГОРНАЯ ТЕХНИКА
Скачать PDF

10 советов по обслуживанию шарнирно-сочленённого самосвала. Бесперебойная работа в тяжёлых условиях

СКАЧАТЬ PDF
28 февраля 2022
Шарнирно-сочленённый самосвал — сложная машина со множеством движущихся частей, механизмов и систем. Об особенностях обслуживания данной техники Экскаватор Ру узнал у представителя компании «Восточная Техника»

Технический представитель компании «Восточная Техника» Игорь ЕвсюковИсточник фото: vost-tech.ruТехнический представитель компании «Восточная Техника» Игорь Евсюков

На что следует обращать особое внимание при обслуживании сочленённых самосвалов, рассказывает Игорь Евсюков, технический представитель компании «Восточная Техника», г. Новосибирск, официального дилера компании Caterpillar с территорией обслуживания, охватывающей Западную и Восточную Сибирь, Якутию, Камчатку, Чукотку и Магаданскую область.

Воздушный фильтр

Все машины данного типа оснащены воздушным фильтром с дифференциальным датчиком засорённости, который по изменению давления во впускном трубопроводе сигнализирует о необходимости обслуживания. На новых моделях самосвалов стоит электронный датчик, который подаёт сигнал на бортовой компьютер, а тот — на комбинацию приборов, что пора провести замену или продувку фильтра. Допускается несколько продувок. При засорённом фильтре двигатель испытывает дефицит воздуха, увеличивается дымность из-за переобогащения смеси, падает мощность, растёт расход топлива и т.д.

Все шарнирно-сочленённые самосвалы оснащены воздушным фильтром с дифференциальным датчиком засорённостиИсточник фото: vost-tech.ruВсе шарнирно-сочленённые самосвалы оснащены воздушным фильтром с дифференциальным датчиком засорённости

По регламенту первичный (внешний) элемент фильтра меняется каждые 1 000 Мч, вторичный (внутренний) — каждые 2 000 Мч. Но в условиях сильной запылённости следует ориентироваться по датчику и менять элементы раньше.

Зимой, если машина долго стояла в боксе или даже на улице при переходах через ноль, перед запуском стоит просушить фильтрующие элементы. Если в фильтре скопился конденсат, он замерзает, лёд забивает фильтрующие элементы и затрудняет прохождение воздуха, вплоть до того, что двигатель не запускается.

Интервалы замены моторного масла

При подборе масла необходимо сверять спецификацию масла с требованиями производителя. Во время эксплуатации идеальный вариант мониторинга состояния масла и определения времени его замены — это отбор проб масла. Если не проводить отбор проб, то наиболее надёжным будет замена масла каждые 250 Мч или раньше в зависимости от визуальной оценки его состояния.

Шарнирное сочленение

Шарнирное сочленение каждые 7–8 тысяч Мч нуждается в полной разборке и замене комплектующихИсточник фото: vost-tech.ruШарнирное сочленение каждые 7–8 тысяч Мч нуждается в полной разборке и замене комплектующих

Обслуживание шарнирного сочленения выполняется регулярно. Как правило, на машинах стоят автоматические системы смазки, которые по определённому алгоритму подают порции специальной консистентной смазки к узлам трения. Автоматическую систему необходимо своевременно заправлять.

При ТО проводится регулировка шарнирного сочленения — подтягивают подшипники, при необходимости заменяют регулировочные втулки. Шарнирное сочленение испытывает большие нагрузки и каждые 7–8 тысяч Мч нуждается в полной разборке и замене шарниров, пальцев и пыльников.

Мосты

Бывали случаи, когда машины работали в болотистой местности и грязь попадала в сальник моста, где уплотнялась и под воздействием температуры высыхала до консистенции камня. Сальник моста — достаточно мощный и надёжный элемент, тем не менее окаменевшая грязь оказывала сильное абразивное воздействие и повреждала его, из-за чего открывалась течь масла из бортового редуктора. Для противодействия этому явлению необходимо регулярно мыть машину, следить за подтеканиями масел и жидкостей и своевременно принимать меры по их устранению.

Шарниры самосвальной платформы

Люфт устраняется установкой регулировочных шайб при ТОИсточник фото: exkavator.ruЛюфт устраняется установкой регулировочных шайб при ТО

Шарниры смазываются консистентной смазкой через пресс-маслёнки при ежедневном обслуживании либо в автоматическом режиме системой смазки. Также проверяется осевой люфт в шарнирах и, если люфт увеличен, то есть кузов перемещается вправо–влево в проушинах, то люфт устраняется установкой регулировочных шайб при очередном ТО.

Редакция рекомендует:
Выбираем спецтехнику из наличия. Обзор предложений китайских брендов XCMG и Shacman

Предотвращаем коррозию электропроводки

На морском побережье и в иных случаях работы при повышенном содержании соли возникает вероятность проблем с электропроводкой из-за коррозии. Если известно, что машина будет работать в агрессивных условиях, необходимо защитить контакты, загерметизировав их консистентной смазкой на силиконовой основе. В принципе, все электронные блоки размещены на уровне кабины, а все разъёмы защищены от влаги по определенным стандартам, но в целях более надёжной защиты машины и предотвращения длительного поиска и устранения неисправностей электрической системы стоит обратить внимание на низкорасположенные разъёмы, которых не так много — задние фонари, датчики оборотов колёс.

Диаметр шин

Важно подбирать одинаковые по диаметру шиныИсточник фото: exkavator.ruВажно подбирать одинаковые по диаметру шины

Нужно следить, чтобы шины на 2 и 3 осях были одинакового диаметра. Из-за несовпадения диаметров возникает разница угловых скоростей, что может привести к перегрузке межколёсного дифференциала вплоть до разрушения зубьев главной пары. В идеале шины должны быть одного производителя, одного размера с одинаковым рисунком протектора и степенью износа, но в реальной жизни самосвалы «обуты» вразнобой, так как шины дорогие и при этом часто выходят из строя. В связи с этим важно подбирать колёса, одинаковые по диаметру, даже если от разных брендов.

Калибровка коробки передач

Коробки передач нового образца желательно калибровать каждую 1 000 Мч. Калибровку проводит механик при смене масла в КП при помощи компьютера и специального ПО. Естественный износ и деградация масла во время эксплуатации машины — основные причины для калибровки КП. Некалиброванная КП может переключаться рывками, что негативно влияет на её ресурс и на комфорт в управлении машиной.

Обслуживание необслуживаемых АКБ

Даже необслуживаемые автомобильные аккумуляторы нужно регулярно проверятьИсточник фото: exkavator.ruДаже необслуживаемые автомобильные аккумуляторы нужно регулярно проверять

Современные АКБ — необслуживаемые, тем не менее необходимо регулярно проверять состояние клемм: очищать их и смазывать, следить, чтобы обжимные клеммы были плотно прижаты к клеммам АКБ. Батареи должны быть надёжно закреплены, чтобы не появилась возможность замыкания между силовыми проводами. Плюс, система зарядки должна исправно работать.

Сезонное обслуживание

В Сибири и на Дальнем Востоке обязательно сезонное обслуживание. Перед зимней эксплуатацией подбирают по вязкости моторное, гидравлическое и трансмиссионное масла и доводят плотность антифриза до требуемого уровня. Идеальный вариант — полностью заменить антифриз на арктический. Caterpillar поставляет два варианта антифриза: в соотношении моноэтиленгликоля к воде 50х50 и 70х30. Второй вариант как раз для холодного климата, им заправляют машины в арктическом исполнении. Но не всегда есть возможность сделать заказ, да и дорого доставлять несколько бочек антифриза в отдалённый регион. Есть более экономичный и простой путь — поднять плотность антифриза при помощи концентрата, который Caterpillar выпускает в канистрах. Антифриз сливают в большую ёмкость и, перемешивая, добавляют концентрат до достижения необходимой плотности.

Оцените, пожалуйста, статью,
нам очень важно ваше мнение:
3,83
5
1
12
Лучшие материалы Экскаватор Ру у вас на почте! Никакого спама
Подписаться
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете свое согласие на обработку персональных данных.