Первая щековая дробилка была произведена на заводе «УРАЛМАШ» в 1940-х годах. В начале 1960-х гг. по приказу Минтяжмаша СССР их изготовление было передано на завод «ВОЛГОЦЕММАШ» (Самарская область). После того как волжское предприятие было перепрофилировано и прекратило выпуск щековых дробилок, на рынке появился дефицит этого оборудования. В связи с этим в 2006 г. было принято решение возобновить производство щековых дробилок на «УРАЛМАШ».
Внешний вид щековой дробилки ЩДП-15x21У
Была поставлена серьезная задача -освоить производство щековых дробилок, отвечающих современным требованиям. Ответственность специалистов усиливалась тем, что выпущенные заводом еще в середине прошлого века щековые дробилки до сих пор успешно работают на горных предприятиях. В свою очередь современные машины должны иметь соответствующий технический уровень и конкурентные преимущества: автоматизацию регулирования выходной щели, более совершенную систему предохранения от поломки при попадании недробимого тела, автоматическую централизованную систему смазки и др. Важно при этом сохранить традиционную надежность и ремонтопригодность дробилок с простым качанием щеки.
На сегодняшний день типоразмерный ряд щековых дробилок «УРАЛМАШ» составляют дробилки с простым качанием щеки и размерами приемного отверстия: 900×1200 мм, 1200×1500 мм и 1500×2100 мм.
В настоящее время готовится к выпуску щековая дробилка ЩДП-15×21У (см. табл.) с приемным отверстием 1500×2100 мм для Стойленского ГОКа (индекс «У» обозначает, что завод-изготовитель дробилки—"УРАЛМАШ").
Рис. 1 Главный вал щековой дробилки ЩДП-15x21У (исполнение на подшипниках скольжения)
Щековая дробилка состоит из основных составных частей: станины, привода, главного вала, распорных плит, подвижной щеки и маслосборников. Дробилка оснащена системами:
- дистанционного регулирования выходной щели;
- предохранения от поломки при попадании недробимого тела;
- жидкой циркуляционной смазки;
- автоматической подачи густой смазки;
- контроля температур подшипников;
- контроля уровня загрузки дробилки;
- управления.
Станина дробилки выполнена сварной и состоит из двух частей—нижней и верхней, соединяемых по фланцу болтами. Верхняя часть имеет кованые вставки в опорах главного вала и подвижной щеки. Передняя и задняя стенки станины для повышения прочности конструкции изготавливаются коробчатого сечения, основные сварные швы проходят ультразвуковой контроль. На стадии проектирования станина ще-ковой дробилки рассчитывается на прочность при действии максимальных нагрузок и на выносливость под действием рабочих нагрузок. Щековая дробилка приводится в действие от электродвигателя с фазным ротором мощностью 250 кВт через клиноремен-ную передачу. Разгон производится ступенчато в течении 30 сек. с помощью пускового реостата. Частота вращения вала привода после разгона—постоянная.
Рис. 2 Подвижная щека дробилки ЩДП-15x21У
Главный вал состоит из основных частей: эксцентрикового вала, корпуса шатуна с крышкой, шкива и маховика (рис. 1). По требованию заказчика главный вал может поставляться в варианте с подшипниками качения или скольжения. Корпус шатуна и крышка выполнены из стального литья, шкив и маховик—из чугунного литья.
Корпус подвижной щеки изготавливается из стального литья. Для обеспечения требуемой прочности и жесткости он выполнен коробчатого сечения с утолщенной до 100 мм передней стенкой (рис. 2). Ось подвижной щеки—кованая из стали с высоким содержанием хрома и никеля.
Индикация перемещения поршней и изменения размера выходной щели производится на вторичных приборах измерителей перемещения.
Система контроля уровня загрузки камеры дробления предназначена для исключения перегрузки дробилки и ее завала. Контролю подлежат рабочий и максимальный уровни материала в камере дробления.
Рис. 3 Система дистанционного регулирования размера выходной щели щековой дробилки ЩДП-15x21У
Щековая дробилка ЩДП-15×21У имеет систему смазки, которая состоит из смазочной установки жидкой смазки (в варианте главного вала на подшипниках скольжения) и станции густой смазки.
Смазочная установка жидкой смазки предназначена для циркуляционной смазки одного шатунного и двух коренных подшипников скольжения главного вала. Коренные подшипники имеют по одной точке подвода смазки в крышке каждого подшипника. Шатунный подшипник имеет две точки подвода смазки, расположенные в корпусе шатуна.
Станция густой смазки предназначена для подачи смазки:
- в подшипниковые узлы вала привода—2 точки (по одной точке на каждый подшипник);
- в сопряжения сухарь—распорная плита—16 точек (по 4 точки на каждое сопряжение);
- во втулки фиксатора—2 точки (по одной точке на каждую втулку);
- в коренные и шатунные подшипники главного вала в варианте подшипников качения.
Корпорация «УРАЛМАШ» видит своей первоочередной задачей выпуск и подготовку к серийному производству щековых дробилок, отвечающих современным требованиям в части технологических показателей и в эксплуатационной надежности, а также готова рассмотреть требования заказчиков на дробилки специального исполнения.