В число спикеров вошли представители отечественного и китайского машиностроения, которые рассказали о текущей ситуации на рынке и своих новых проектах. Отдельно были затронуты темы импорта, законодательства и рынка труда.
Слушатели конференции, оставившие свои отзывы по завершении мероприятия в специальной форме, отметили актуальность и разнообразие затронутых тем, качественную аналитику и авторитетность спикеров. И то, что в списке наиболее понравившихся докладов разными людьми были названы абсолютно все выступления, подтверждает это.
Также мы благодарим нашу аудиторию за оставленные предложения по темам будущих конференций и обещаем прислушаться к другим пожеланиям.
«Как изменился рынок складского оборудования за 5 лет?»
Андрей Ловков, коммерческий директор ID-Marketing
По данным аналитика, в 2022 году значительно просел импорт ричтраков (снижение в несколько раз), на 17% также снизились показатели в сегменте штабелёров. А вот в сегменте вилочных погрузчиков уже в 2022 году удалось не только заместить ушедшие бренды, но и нарастить поставки на 21%.
2023 год прошёл со знаком «плюс» во всех сегментах складской техники. В частности, вилочные погрузчики показали рост на 51%, объёмы ввоза приблизились к отметке в 30 000 машин.
В 2024 году рынок продолжил положительную динамику. Ричтраки в I квартале прибавили 55%, электроштабелёры — 50%, электротележки — 75%. По вилочным погрузчикам показатель оказался сопоставимым с прошлым годом, в лидерах — Hangha Group, HELI и TRF.
«Автоматизация складских процессов: технологические тренды 2024 года»
Михаил Сентемов, генеральный директор ООО «АйСи Логистик»
В числе основных экологических трендов развития складской техники специалист выделил использование литий-ионных батарей, уход от ламп ДРЛ с заменой на светодиодные, внедрение раздельного сбора и утилизации отходов, а также многоразовых тарных ящиков. Компания «АйСи Логистик» это всё вводит в свою деятельность.
У литий-ионных батарей есть неоспоримые преимущества (высокая удельная энергоёмкость, нетребовательность в обслуживании, отсутствие вредных испарений), но пока остаются и некоторые вопросы по их использованию. В частности, ещё только предстоит научиться грамотно перерабатывать старые элементы питания.
Проект, который «АйСи Логистик» сейчас реализует совместно с одним из крупных маркетплейсов, — внедрение автоматического сортировочного модуля Libiao производительностью 7 000 единиц продукции в час.
«Гонка китайских брендов и как её выиграть»
Михаил Гурьев, генеральный директор ООО «ПогрузчикМСК»
Компания представляет в России бренд MiMA, который в своём портфеле, помимо стандартной электротехники, имеет ряд интересных разработок, таких как многоходовые (боковые) погрузчики. Это первый опыт работы поставщика с китайским партнёром, и изначально было решено сделать акцент именно на продажах нестандартной техники под заказ.
Когда «ПогрузчикМСК» начинал работать с заводом MiMA, о нём в России мало кто знал, что позволило договориться о более выгодных условиях сотрудничества, включая гибкие условия оплаты (в то время как большинство китайских производителей сегодня перешли на работу по 100% предоплате).
Отдельно спикер подчеркнул, что реальных заводов-производителей из Китая в России сегодня больше не стало, но увеличилось число OEM-производителей. Поэтому при покупке техники важно уточнять, какой конкретно завод-изготовитель.
«Складская техника из Китая. Санкции, поставки, перспективы»
Розалина Ильясова, бренд-менеджер отдела продаж вилочной техники ООО «Актио Рус»
Так как на российском рынке появилось большое число новых китайских брендов, у покупателей возникает вопрос, как разобраться в их продукции и не сделать ошибку. Среди способов, которые сегодня предлагают участники рынка (и в их числе «Актио Рус»), — бесплатный тест-драйв техники или долгосрочная аренда (до 2 месяцев).
Специалист предположила, что 2025–2026 годы удивят участников рынка уходом популярных брендов, ростом не очень крупных компаний и обновлением имён дистрибьюторов. Также список предложений пополнится «европейскими/японскими/корейскими» брендами, техника которых производится в Китае (хоть объёмы и будут несравнимы с теми, что были до введения санкций).
Среди других тенденций Розалина Ильясова выделила изменение стратегии работы официальных дистрибьюторов с крупными и VIP-покупателями. Список услуг продолжит расширяться.
«Трансформация рынка сервисных услуг: тенденции и вызовы»
Дмитрий Голубев, руководитель компании «Гидроподъём»
«Гидроподъём» имеет опыт работы с 30 марками складской техники, включая Noblelift и EP Equipment.
После начала сотрудничества с китайскими производителями компания активно наполняла свой сайт различной информацией по обслуживанию и ремонту техники. Изначально данная информация была для внутреннего пользования, сегодня же структурированные данные открыты для всех клиентов поставщика.
В компании за годы работы с китайцами структурировали документацию, адаптировали её под свой предыдущий опыт работы с европейской техникой, провели дообучение сервисных специалистов с акцентом на китайское оборудование, а также взяли в штат специалистов по обучению новых сотрудников.
В целом, как отметил Дмитрий Голубев, в России уже накоплен достаточный опыт обслуживания китайской техники. Но предпочтение лучше отдавать известным маркам, а также ориентироваться на открытость поставщика в своей работе.
«Импортозамещение в сегменте цельнолитых шин. НПО «Композит» о том, как быстро запустить новое производство»
Александр Киссер, руководитель отдела продаж продуктов для спецтехники компании Composit
В 2022 году НПО «Композит» начало реализацию проекта по производству цельнолитых шин в России: прошли испытания предсерийных образцов, после чего в продукцию был внесен ряд изменений. В 2023 году стартовали продажи.
Сегодня компания предлагает как стандартные, так и немаркие шины, а также варианты для специальных условий эксплуатации (устойчивые к химикатам, морозостойкие, антистатические). Локализация производства заявляется на уровне 95%, гарантия на заводской брак — 5 лет (на истираемость протектора — полгода).
В компании прогнозируют увеличение доли отечественной продукции на российском рынке. На текущий момент основной объём приходится на импортные цельнолитые шины: 42% — Китай, 41% — Индия.
«Почему роботизация складов в России идёт так медленно?»
Михаил Владимиров, исполнительный директор Центра робототехники Сбера по роботизации промышленности и логистики
Одно из перспективных направлений автоматизации — перемещение товаров по складу с помощью роботов. Роботы, которые подвозят товары к человеку-сборщику, способны взять на себя 80% его работы. Это существенно ускоряет сбор заказов, а также позволяет сократить штат персонала. Производительность одного сборщика увеличивается с 50–120 позиций/час до 350–1 000 позиций/час.
Комплексное решение для роботизации процесса перемещения грузов/товаров со стеллажа (где этот товар хранится) до станции сбора заказа (где отбирается нужное количество единиц для отгрузки) — система шаттлового хранения. Архитектура системы позволяет изменять количество любых элементов системы без жёсткой зависимости друг от друга.
«Роботы-новички на российском рынке складской автоматизации: вызовы, связанные с их адаптацией»
Андрей Казачков, руководитель направления автоматизации складов и производств компании «Формат кода»
Как и в других сферах, на рынке роботизированных систем для логистики произошла замена западных решений на восточные (т.е. китайские). И одновременно с этим количество предложений (и их вариаций) стало больше.
Спикер отметил, что китайские разработчики серьёзно продвинулись вперёд. Но представленные в России решения имеют и ряд слабых сторон: декларируемый поставщиками стандартизованный подход к ПО не всегда соответствует реальному положению дел; документация не всегда хорошо проработана и понятна; в стандартно предлагаемом ПО содержатся упрощённые решения, а с их доработкой могут возникать сложности.
Решением может стать разработка собственного российского промежуточного программного слоя с обеспечением интеграции с роботом и управляющей системой класса WMS/ERP. Именно подобными проектами и занимается компания «Формат кода».
«Транспортная логистика: адаптация к вызовам и новые тренды»
Иван Савушкин, коммерческий директор NAWINIA
Если говорить о перемещении грузов в контейнерах, то сегодня наблюдается затаривание портовых мощностей на Дальнем Востоке, в то же время Новороссийск и Санкт-Петербург показывают более положительную динамику. Средний срок доставки груза из Шанхая до Москвы составляет порядка 70 дней, и только ожидание погрузки в ж/д контейнер занимает около 25 дней. Причина в том, что спрос значительно превышает предложение — не хватает фитинговых платформ, чтобы транспортировать грузы по территории России.
На фоне существующих сложностей всё чаще начинает использоваться такое понятие, как 4PL-логистика (полный комплекс услуг по доставке грузов). Компания NAWINIA по такой схеме доставляет запасные части (с промежуточным их размещением на собственном складе и последующим бесшовным таможенным оформлением).
«Работа логистических компаний в условиях цифровой трансформации»
Светлана Домнина, председатель Гильдии логистических операторов при Московской торгово-промышленной палате, кандидат технических наук, доцент Высшей школы экономики
В данный момент ведение электронных перевозочных документов (ЭПД) осуществляется на добровольно основе, но уже в скором времени оно станет обязательным. Переход на ЭПД требует и времени, и определённых усилий со стороны участников рынка. И, по мнению Светланы, в зоне риска сегодня находятся предприятия малого бизнеса, которые зачастую сконцентрированы на решении сиюминутных задач и не всегда имеют ресурсы для более долгосрочных действий. Количество документов в системе ГИС ЭПД за последний год значительно выросло, но должное внимание данному вопросу пока уделяют не все компании.
Также специалист напомнила, что бизнес может непосредственно влиять на принимаемые законодательные акты. И в том числе продвигать свои предложения можно при содействии Гильдии логистических операторов.
Среди других проектов организации — взаимодействие вузов и бизнеса.
«CeMAT RUSSIA. Работа персонала на выставке. Слабое звено или конкурентное преимущество»
Николай Карасёв, директор агентства выставочного консалтинга «ЭкспоЭффект»
В своём докладе спикер привёл большое число конкретных советов по работе на выставках. Перечислим только некоторые из них:
- точно идентифицируйте посетителей на первом этапе контакта;
- ведите контакты с посетителями по подготовленным сценариям;
- распределяйте время при контактах с посетителями соразмерно их коммерческому потенциалу;
- разработайте систему фиксации контактов с посетителями на выставке;
- оперативно обрабатывайте полученные контакты в поствыставочный период.
Николай Карасёв подчеркнул, что рабочее время на выставке имеет волнообразный график: в утренние и вечерние часы возникают простои, а в середине дня может быть несколько посетителей одновременно. Выход: загрузить свободное время заранее запланированными встречами.
«В условиях дефицита кадров. Как сегодня собрать и удержать команду?»
Кира Крупина, директор по персоналу складского оператора V7
Дефицит кадров — главная проблема российского рынка. И сегодня в стране чаще всего с дефицитом борются, повышая зарплаты. В среднем, в зависимости от отрасли, в 2023 году они выросли на 10–70%. Этот тренд сохранится и в 2024-м.
Что ещё можно сделать? Создавать привлекательный бренд работодателя, использовать современные методы рекрутинга, предлагать конкурентоспособные условия. А также развивать корпоративную культуру, инвестировать в обучение и развитие, регулярно признавать достижения сотрудников и вознаграждать.
Отдельно Кира отметила, что в сфере HR сегодня активно внедряются новые технологии. В частности, это касается автоматической сортировки резюме, проведения интервью с помощью видеоконференций, использования чат-ботов для оперативных ответов на вопросы соискателей, обучения с помощью онлайн-платформ.
«Прагматичный B2B маркетинг: тренды, приоритеты, неочевидная неэффективность для собственников и первых лиц»
Павел Шинкевич, учредитель Экскаватор Ру
По традиции, в конце конференции Экскаватор Ру с докладом на тему маркетинга выступил учредитель компании Павел Шинкевич. В числе главных тенденций сегодняшнего дня были названы мультиканальность, необходимость работы над репутацией и стремление к принципу «клиент на всю жизнь». Не забывайте регулярно, эффективно и управляемо показывать покупателю свои предложения в 4–5 каналах маркетинга — и в своих, и в сторонних. Добивайтесь, чтобы покупатели, партнёры и рынок труда думали о вашей компании и продуктах то, что вы хотите, чтобы они думали. И возложите функцию удержания клиентов на специально обученных сотрудников отдела заботы.
Автор: Татьяна Василевская