- Рост импорта складского оборудования в 2023 году составил от 50% до 365%.
- Поставки Hungcha Group, лидера в сегменте вилочных погрузчиков, выросли за 5 лет более чем в 5 раз.
- В 2019 году на долю ричтраков из Поднебесной проходилось всего 5%. Сегодня они занимают 99% рынка.
Структура импорта по типам техники
Импортная продукция по-прежнему занимает значительное место в общем объёме поставок техники складского назначения. «На долю отечественных производителей, к сожалению, приходится не более 1% от общей ёмкости рынка как строительного, так и складского оборудования», — пояснил Андрей Ловков.
Сравнительная динамика импорта складской техники за 2019–2023 гг., шт.
В период с 2019 по 2021 произошло увеличение поставок складских машин во всех сегментах.
— Затем, в 2022 году, многие компании ушли с российского рынка, и сегменты складского оборудования по-разному отреагировали на сложившуюся ситуацию. В тот период сильно просел импорт ричтраков (минус 62%), показатели среди электроштабелёров снизились на 18%. При этом количество ввезённых электротележек практически не изменилось, а в сегменте вилочных погрузчиков (как с ДВС, так и на электротяге) получилось не только заместить объёмы, но и увеличить поставки на 21%, — рассказал директор компании ID-Marketing.
В 2023 году импорт складского оборудования показал невероятный рост по всем направлениям. Так, вилочных погрузчиков было отгружено около 30 тыс. единиц, что на 51% больше по сравнению с предыдущим годом. Количество ввезённых электроштабелёров выросло на 50%, прогресс по электротележкам составил 159%, а ричтраков стало больше на 365%.
Сравнительная динамика импорта спецтехники за январь–апрель 2019–2024 гг., шт.
В начале текущего года рынок продолжил положительную динамику. Ричтраки прибавили 55% к аналогичному периоду 2023 года, электроштабелёры — 50%, электротележки — 75%. Однако объёмы продаж вилочных погрузчиков остались примерно на прежнем уровне.
Марочная структура импорта
— В сегменте вилочных погрузчиков за 5 лет произошли колоссальные перемены. В ведущей пятёрке поставщиков практически не осталось ни одного бренда с 2019 года. При этом если сравнивать 2023 и 2022 гг. текущие лидеры отрасли показали невероятные цифры прироста: топ-5 компаний ввезли в Россию более половины от всех вилочных погрузчиков, — рассказал Андрей Ловков.
В 2023 г. лидер Hungcha Group увеличил поставки на 54% к предыдущему году. Заметим, что данный бренд представлен достаточно давно на российском рынке и в 2019 году занимал второе место после Komatsu. За последние 5 лет импорт вилочных погрузчиков Hungcha Group вырос в 5,5 раза.
На второй строчке — Heli, в 2023 году компания прибавила 65%. В 2019 году её позиции были также сильны: бренд занимал 6-е место. Ещё один из текущих лидеров — JAC — в 2019 году находился на 7-й позиции.
Марочная структура импорта вилочных погрузчиков
— Самыми впечатляющими цифрами обладает компания TRF. В 2022 году она зашла на наш рынок и за год увеличила поставки в 10 раз, — прокомментировал Андрей Ловков. — А замыкает пятёрку крупнейших импортёров бренд EP Equipment, который 5 лет назад находился на 21-й позиции, а в 2023 году нарастил продажи на 38% по сравнению с 2022 годом.
Стоит отметить, что несмотря на сложившуюся ситуацию в 2023 году в Россию было ввезено примерно 208 различных марок вилочных погрузчиков. При этом в 2019-м насчитывалось только 82 бренда.
Марочная структура импорта электроштабелёров
Анализируя марочную структуру электроштабелёров, стоит отметить, что и в 2019 году позиции представителей Китая были достаточно сильны: на их долю приходилось порядка 70% рынка. А за 2023 г. только 16 ед. техники были ввезены не из Китая.
Как и в 2019 году, в топ-5 импортёров по итогам 2023 г. вошли Jialift, TOR Industries и Noblelift. Изменилась только расстановка сил. Лидером стал Noblelift. Интересно, что в 2019 году крупнейшим игроком был Jialift (17% рынка), а сейчас марка на втором месте. При этом рост продаж компании по сравнению с 2022 годом составил 40%. На 3-й позиции — Oxlift, за год увеличивший объём реализованной продукции вдвое. Примечательно, что в 2019 г. поставки бренда были лишь единичными.
— Похожая ситуация сложилась и с брендом Xilin. До начала 2020 г. продажи этого представителя Китая носили хаотичный характер, а сейчас он занимает 7% рынка. В 2023 году Xilin увеличил отгрузки более чем в 2,5 раза по сравнению с 2022 годом. А замыкает пятёрку компания TOR Industries с приростом показателей в 21%, — рассказал Андрей Ловков.
Всего в 2023 году импорт электроштабелёров был представлен 111 марками, в 2019 году их насчитывалось 51.
Марочная структура импорта электротележек
Переходя к маркам электротележек, отметим, что почти все лидеры-поставщики смогли кратно увеличить объёмы продаж. Так, на 1-м месте бренд EP Equipment с годовым приростом на 383% (и этот результат почти в 5 раз больше по сравнению с 2019 г.).
— Один из крупнейших представителей отрасли Noblelift улучшил свои показатели только на 25%, но при этом бренд сохранил вторую позицию и увеличил присутствие на рынке с 9% до 14%. Далее идут Heli, Xilin и Oxlift, которые увеличили отгрузки на 248%, 653% и 684% соответственно, — прокомментировал Андрей Ловков.
Брендовое разнообразие среди электротележек также выросло: с 49 в 2019 году до 92 марок в 2023-м.
Марочная структура импорта ричтраков
В 2019 году на долю ричтраков из Поднебесной проходилось всего 5%, поэтому события 2022 года парализовали рынок. Однако сейчас, после перестройки логистических потоков, на долю китайской техники приходится уже 99%.
По итогам 2023 года лидером среди импортёров выступает компания Noblelift, поставки которой выросли в 8 раз по сравнению с 2022 годом. Бренд EP Equipment в 4,5 раза увеличил отгрузки, показатели Heli удвоились. Однако самая высокая динамика наблюдалась у компаний Xilin (почти 20-кратный рост) и Aurora, объёмы продаж которой выросли в 13 раз.
Всего марочная структура импорта ричтраков в 2022 году была представлена 53 брендами против 30 наименований в 2019 году.
Коротко о конкуренции, дефиците и сервисе
Источник фото: id-marketing.ruАндрей Ловков, коммерческий директор ID-Marketing
По мнению Андрея Ловкова, в сложившейся ситуации конкуренции с китайскими производителями на российском рынке складского оборудования не существует. Единственное, среди вилочных погрузчиков некоторую долю продолжают занимать южнокорейские марки. По остальным сегментам есть только разовые поставки зарубежных брендов параллельным импортом или каким-то другим способом.
При этом дефицита складского оборудования сегодня тоже нет, убеждён аналитик. Отложенный спрос и страх сильного роста цен подстегнули продажи, и техники из Китая было поставлено очень много.
При этом одно из последствий появления большого числа новых китайских брендов — ухудшение качества сервиса.
— Ещё в 2023 году, общаясь с коллегами, я поймал себя на мысли, что мы все уже настолько привыкли к хорошему сервису, что забыли, когда он у нас «хромал». Однако за последний год ситуация стала меняться не в лучшую сторону. Многие компании выходят на российский рынок, просто завозя в большом количестве технику, и она далеко не всегда хорошего качества. Так что в отрасли есть небольшой откат. Но за Китаем дело не станет. Представители Поднебесной в любом случае развиваются. Я думаю, что со временем мы справимся с этой ситуацией и увидим, какие из поставщиков окажутся наиболее конкурентоспособными. К тому же если геополитическая ситуация в ближайшее время не изменится, то мы будем вынуждены работать с тем, что есть, — высказал своё мнение Андрей Ловков.