9 июля 2025

Интернет-магазин запчастей в B2B: как превратить сайт в прибыльный сервис

В условиях дорогого лизинга и падения продаж спецтехники клиентский спрос смещается в сторону запчастей. Дмитрий Голубев, руководитель компании «Гидроподъём», рассказал, как за два года из Excel-файлов вырастить e-commerce, который приносит 30% выручки

Дмитрий Голубев, руководитель компании «Гидроподъём»Источник фото: chinaforklift.com.ruДмитрий Голубев, руководитель компании «Гидроподъём»

Как формируется онлайн-ассортимент

Количество китайских брендов, представленных на российском рынке, значительно больше, чем фактических производителей в Китае. Причём техника под разными названиями не просто конструктивно похожа — иногда машины являются клонами друг друга. В таких условиях потребителю важно понимать, что это за бренды и как их обслуживать.

Некоторое время назад клиенты часто задавали специалистам компании «Гидроподъём» вопросы «А что у вас с поставкой запасных частей на эти марки?», «Какие ещё бренды можете обслуживать?», «Готовы ли предоставить сервис клиентскому парку из разношёрстных марок?». Прислушавшись к запросам потребителей, в компании перестроили работу согласно статистике проданной в РФ импортной складской техники (именно на данном направлении специализируется компания).

Собрать статистику о востребованности складских машин и запчастей к ним по регионам стало задачей отдела маркетинга. И уже затем процессы были переведены в формат интернет-магазина.
 

От хаоса к системе: как спрос на запчасти превратили в удобный онлайн-каталог

От Excel к маркетплейсу: сложности построения магазина

В среднем в складском бизнесе техника используется 15 лет (в редких случаях — 20 лет). Изучив, какие бренды и модели ввозились в Россию за этот период (а это более 500 тысяч единиц техники, которая сейчас находится в активной эксплуатации), в компании сконцентрировались именно на них.

В 2024 году номенклатура компании по запчастям составляла не более тысячи наименований, но было ясно, что для работы по подбору запчастей, их продаже, идентификации и сравнению с реальными образцами необходимо систематизировать всю продукцию.
 

Номенклатурная база запчастей превратилась в онлайн-маркетплейс с фото, ценами, актуальными остатками и видеообзорами

Excel-номенклатуру по складской технике добавили на сайт «Гидроподъёма». Ресурс адаптировали таким образом, чтобы с сайта можно было получать информацию в формате КП по технике с живыми фотографиями и видео-анонсами.

В определённой степени интернет-ресурс компании выглядит как маркетплейс — его находят не только покупатели, но и поставщики, в том числе китайские, которые готовы предоставить аналоговые комплектующие к технике ушедших брендов. Предлагаются даже онлайн-прайс-листы, доставка запчастей в Россию с растаможкой и возможность покупки с транзитных складов на территории России.

Компании было важно понять, как создать на сайте удобный формат поиска запчастей, поскольку культура китайских производителей по передаче технической документации к проданной технике оставляет желать лучшего, заметил эксперт. Многие китайские каталоги запчастей не содержат детализации каких-то узлов, и вместо замены отдельной запчасти предлагается её агрегатная замена. Соответственно, встал вопрос, как менеджеры будут подбирать комплектующие к большому количеству брендов и ориентироваться в значительном объёме ввезённой за 20 лет техники.

— Однако всё оказалось достаточно просто. Мы переложили наш опыт сервиса и ремонта складской техники известных нам брендов на каталоги документации, которые удалось получить непосредственно от поставщиков в Китае, — обозначил Дмитрий Голубев. — Всё это позволило сделать достаточно удобный функционал подбора запчастей. Вы начинаете с бренда техники, затем переходите на конкретную модель и уже потом находите конкретную запчасть (для каждой есть фотография).

В итоге на сайте создали удобный инструмент подбора запчастей на более чем 30 брендов складской техники, из которых более 15 — китайские. Присутствует также продукция для ушедших с рынка марок, к которым в компании смогли подобрать аналоговые запчасти (доступно порядка 50–60% позиций).

Клиент приходит за деталью, а потом покупает технику: как работает воронка продаж

Высокий спрос на запчасти, клиенты, отличающиеся постоянством запросов на детали и комплектующие, а также присутствующий в этом сегменте сопутствующий спрос (дополнительные запчасти, которые рекомендовано менять планово, либо навесное оборудование, шины и т.д.) сподвигли компанию транслировать свои возможности по запчастям на регионы.
 

Запчасти стали отдельным бизнесом для «Гидроподъёма», стабильно-растущим и приносящим 30% дохода

«Гидроподъём» попробовал работать с различными площадками, и опыт в одних случаях оказался положительным, в других — отрицательным.

— На каких-то ресурсах нам удалось заработать на размещении и продвижении объявлений о продаже техники и навесного оборудования, — поделился руководитель компании. — Но если говорить о запчастях, тем более высокочастотных (например, фильтрах) к складской технике, то в этом случае заработок крайне низок.

Пройдя этап тестирования различных инструментов, компания стала размещаться на пяти площадках в разных регионах, и эти ресурсы системно приносят «Гидроподъёму» лиды.

Сложности в работе с площадками у «Гидроподъёма» возникали при интеграции прайс-листа, а также при обмене информацией по ценам, наличию запчастей и фотографиям (снимки обновляются по мере поступления запчастей на склад и их обработки). Всё это происходит в режиме реального времени, но не так часто, как хотелось бы — не каждый час, а ежесуточно или еженедельно, отметил эксперт.

— Сегодня направление по запчастям приносит больше всего уникальных лидов в месяц — свыше 400. Придя изначально за запчастями и получив квалифицированную помощь, они нередко переходят в разряд постоянных покупателей определённого нашего продукта (навесного оборудования, шин), а затем могут приобрести у нас и технику, которую мы также продаём удалённо.

В компании три основных независимых направления работы: техника, сервис и запчасти, которые полностью находятся на самообеспечении. И сегмент запчастей сегодня приносит более 30% продаж.

Продают не охваты, а информативные карточки с иллюстрациями

Большинство карточек товаров на сайтах обычно наполнены такой информацией: фото запчасти и её основные параметры, необходимые для правильного подбора. В компании сделали ставку на более полное заполнение карточек.

Чтобы клиент из региона мог понять, какова будет стоимость и сроки доставки, на сайт интегрировали калькулятор «Деловых линий» — транспортной компании с большой географией поставок. Находясь в карточке определённого товара, клиент может выбрать нужное количество запчастей, понять, подходят ли они к его модели и сразу рассчитать стоимость как продукции, так и её доставки.

Создание и постоянное обновление сайта требует больших человеческих и денежных ресурсов. Чтобы перенести первые 1 000 SKU на сайт, добавив к ним фотографии, весовые и габаритные характеристики, прописав стоимость и наладив с поставщиками обмен сведениями по наличию запчастей и ценам на них, понадобилась пара месяцев и порядка 200 тысяч рублей, заметил руководитель компании.

 

Онлайн-запчасти — окупаемый проект, который станет точкой роста для B2B в ближайшие годы

— Затраты на постоянное совершенствование логистики, обмен данными, увеличение количества фото, создание возможности подбора продукции не только по модели техники, но и (как просит ряд клиентов) по размерам давно перевалили за много миллионов рублей. Так что сегодня это, пожалуй, наше самое инвестиционно-затратное направление. Однако с учётом происходящей диверсификации без запчастей нам не обойтись, — добавил Дмитрий Голубев.

Выстраивая работу по запчастям, в «Гидроподъём» стремились оптимизировать затраты на инвестиции, в том числе на рекламу. Компания пошла по пути рассылок по сформированной за годы работы действующей базе клиентов отдела продаж техники и сервисного отдела.

Много информации стали размещать в Дзене в виде экспертного контента.

Акцент сделали также на SЕО-продвижение, и именно этот инструмент занимает в компании наибольшую долю в продвижении и демонстрирует рост (от 42% в 2024-м до 55% в начале 2025-го).

В компании планируют продолжать работать с SЕО, а также уделять внимание аналитике. В частности, на каждом этапе менеджер должен отслеживать свой лид, и в случае проигранной сделки — указывать причину проигрыша. Тем более что клиенты в сегменте запчастей — механики и сервисные компании — охотно называют причину отказа от покупки, отметил руководитель компании:

Мы ведём большую работу по оценке отказа. Причина в большинстве случаев — отсутствие запчастей в наличии рядом с местом эксплуатации. Многие клиенты хотят деталь здесь и сейчас.

Такой подход позволяет владеть ситуацией на рынке и оперативно реагировать на изменения. Например, недавно компания ввела политику бесплатной доставки запчастей до клиента по Москве и до терминалов транспортных компаний, осуществляющих доставку по регионам. Как оказалось, у большинства транспортных компаний забор груза от поставщика (где бы он ни находился) равносилен по стоимости цене за доставку продукции до терминала в городе клиента.

— Когда клиент платит за доставку запчасти в Нижний Новгород и такую же сумму вынужден отдать ещё и за её забор от поставщика по Москве, естественно, он будет искать поставщика деталей в своём регионе. И благодаря анализу отказов мы смогли отреагировать на проблему, — поделился Дмитрий Голубев.

По мнению специалиста, все инвестированные в онлайн-магазин запчастей человеческие и денежные ресурсы смогут окупиться примерно за два года.

Редакция рекомендует:
Бренд LIMGARD запускает производство в РФ. Обзор нового перспективного погрузчика

Вопрос–ответ


 Как вы справляетесь с сезонными колебаниями спроса на запчасти, и как это влияет на ваш складской запас?

— Если говорить именно про нашу специфику, про запчасти для складской техники, то она работает внутри тёплых складов, и, как правило, клиенты в основном из числа маркетплейсов и пищевой отрасли, так что сезонности мы не наблюдаем.
 

 То есть 5 000 фотографий самим лучше сделать?

— Для уникальности, качества фото и получения желаемых ракурсов и размера для сайта, увы, но только самим. Даже поставщики из Китая из числа именитых производителей не могут дать снимки в нужном формате.
 

 А как сделали 400 лидов?

— Делаем и системно увеличиваем трафик за счёт SЕО-оптимизации и расширения ассортимента на популярные марки и ушедшие по причине санкций бренды складской техники. Узнаваемость и рост в выдаче по поисковым запросам получаем в результате размещения номенклатуры на сайтах-агрегаторах с региональной индексацией по городам России согласно стратегии развития фирмы и направлений.
 

 На каких площадках размещаетесь в регионах?

— Авито, Дром, Пульс цен, Экскаватор Ру… Это площадки, которые системно дают лиды.
 

 Вы импортируете номенклатуру из 1С, в которую уже добавлены фото?

— Нет, отдельные сервера с хранением фото. 1С хранит только грузовесовые характеристики упаковки, наименование, единицы измерения, цены.
 

 По запчастям, которые у вас не купили: есть градация по стоимости запчасти, по которой должен менеджер дать обратную связь, если у него не купили / он не продал? Или нет такого? Например, если не продал фильтр за 100 рублей, менеджер тоже про него отписывается о причинах упущенной сделки, как и за конечную передачу за 1 000 000 рублей?

— Да, есть. Выделены товарные линии, наиболее приоритетные к продажам по маржинальности, по ним закреплен 100% анализ причины отказа. Если говорить по фильтрам, то тут вопрос закрывается системным мониторингом цен прямых конкурентов руками отдела маркетинга нашей компании.
 

 Лиды приходят из органического поиска или есть коммерческий трафик на каталог?

— Есть как общие информационные и смешанные запросы, так и чисто коммерческие. Причём работают как категории каталогов, так и карточки товаров, поэтому работа ведётся над каждым разделом сайта.
 

— Как часто 1С синхронизируется с сайтом для актуализации?

— В настоящий момент раз в сутки.
 

 Сколько человек в вашем отделе маркетинга и пользуетесь ли вы услугами сторонних агентств?

— Четверо. И три компании на подряде для продвижения трёх направлений: техники, сервиса и запчастей. Дополнительно — отделы маркетинга площадок Авито, Пульс цен, Дром, Экскаватор Ру.
 

 Какие весогабаритные характеристики вы указываете на сайте? С учётом упаковки?

— Да, с учётом заводской упаковки от производителя или максимальных для товаров размеров без упаковки (шины, вилы, навесное оборудование).
 

 Стоимость доставки транспортной компанией ведь рассчитывается по габаритам и весу упакованного товара…

— Да, поэтому и размеры идут с учётом упаковки от производителя или размеров максимальных для товаров без упаковки (шины, вилы, навесное оборудование).

Партнёр проекта
«Гидроподъём»

Занимается ремонтом и обслуживанием складской техники китайских и европейских брендов. В 2024-м сайт компании превратили в онлайн-маркетплейс по подбору запчастей.

Самые важные материалы в Telegram, помогаем принимать правильные управленческие решения
Самые важные материалы в Telegram, помогаем принимать правильные управленческие решения
Подписаться на канал
Заметили ошибку? Выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter, чтобы оповестить редакцию сайта.

Листайте вниз, чтобы узнать больше о компании «Гидроподъём»