— Подведите итоги 2020 и I квартала 2021 года.
— В 2020 году продажи в нашей компании выросли примерно на 14%. Существенно изменилась структура продаж по видам техники — увеличилась доля телескопических погрузчиков и продолжается рост доли экскаваторов-погрузчиков. Объёмы реализации мини-погрузчиков остались примерно на уровне 2019 года.
Отдельно отмечу, что в связи с изменениями законодательства по локализации у нас была пауза в производстве экскаваторов-погрузчиков на российской площадке. В этом году процесс будет возобновлён.
Если говорить о факторах, способствующих росту продаж, в первую очередь следует отметить отложенный спрос и дополнительные инвестиции в дорожное и инфраструктурное строительство в ряде регионов. Кроме этого, в 2019 году были определённые трудности с производством техники для регионов, в которые поставляются модели с двигателями экокласса Евро-3, не хватало машин. Прошлый год, несмотря на перебои с поступлением компонентов, а также подготовку стран Евросоюза к переходу на двигатели Евро-5, вышел более стабильным в отношении производства.
Сейчас европейская торговая сеть испытывает существенный дефицит: дилеры размещают стоковые заказы на технику более высокого экокласса, в связи с чем спрос вырос и нагрузки на завод стали пиковыми. Практически все производители техники продолжают испытывать нехватку компонентов, а также столкнулись с дефицитом стали, резким повышением стоимости металла и его производных. Дополнительными негативными факторами, повлиявшими на объём доступной продукции Bobcat, стали многочисленные ограничения, вызванные пандемией COVID-19, а также проблемы с логистикой, связанные с перекрытием Суэцкого канала. Однако мы прилагаем все усилия, чтобы решить вопросы с поставками, и надеемся, что ситуация изменится в начале 2022 года.
Источник фото: exkavator.ruВ России налажен выпуск экскаваторов-погрузчиков Bobcat
— Какие ещё тенденции вы можете отметить сегодня на российском рынке?
— Главное — это тенденция нездорового ажиотажа, связанная с информацией о предполагаемом повышении утилизационного сбора. На мой взгляд, тот проект, который предлагается законодателями на данный момент, не соответствует реалиям и поставленным целям, так как не является приемлемым мотиватором для локализации производства в России для импортных компаний, а также даёт необоснованные преференции локальным предприятиям, снимая с них нагрузку по техническому совершенствованию своей продукции и повышению её конкурентоспособности относительно передовых аналогов. Предлагаемое повышение не учитывает специфику и уровень конкуренции в отдельных сегментах техники, что однозначно повлияет на стоимость продукции как импортных, так и российских производителей. И в конечном итоге всё это ляжет на хрупкие плечи потребителей.
В разрезе компактной техники яркий пример — рынок мини-экскаваторов. Этот самый крупный по объёму в количественном выражении сегмент в Европе, доказавший эффективность данного вида техники, задушен в России утилизационным сбором, который установлен для всех машин массой 16 тонн и ниже. Получается, что и в случае с 16-тонными, и 1-тонными машинами требуется выплатить одинаковую сумму. Соответственно, на машину массой 1 т ложится нагрузка порядка 40% от его стоимости.
Источник фото: bobcat.comУтильсбор на мини-экскаваторы может достигать 40% от стоимости
— Когда, по вашему мнению, российский потребитель будет готов покупать более современную (электрическую, гибридную) технику?
— Bobcat активно ведёт разработки в сегменте электрической техники. На данный момент компания предлагает электрический мини-экскаватор в классе, который пользуется в Европе наибольшей популярностью.
Хочу отметить, что основная проблема сегмента электрических машин — это дорогостоящая батарея. По факту стоимость электрической машины получается в два раза выше, чем машины с двигателем внутреннего сгорания. По уже упомянутой причине (высокий утилизационный сбор) сегмент мини-экскаваторов в России развит очень слабо, поэтому спрос на данную модель пока единичен, и его бурного роста мы не прогнозируем.
Хочу обратить внимание и на тот факт, что экологические требования в России всё ещё не на самом высоком уровне. При этом следует понимать, что современные дизельные мини-экскаваторы являются достаточно экономичными, расход топлива и уровень выхлопных газов у них минимальный, и поэтому подобная техника при определённых условиях может работать в том числе и внутри помещений.
Источник фото: bobcat.comМодель серийного выпуска Bobcat Е10е при работе в помещении
— Какие новые модели техники Bobcat сейчас доступны на рынке?
— Bobcat всегда работает над развитием модельного ряда. С мая этого года стартовал выпуск мини-экскаваторов R-серии. Первая партия данных машин (в классе 4–5 т) уже поставлена в Россию.
Источник фото: bobcat.comПредставитель линейки уплотнительного оборудования Bobcat
С 2021 года мы расширили продуктовую линейку уплотнительным оборудованием: ручными трамбовками, виброплитами, траншейными виброкатками — всего 37 моделями 7 типов. Уже скоро на российском рынке будут представлены две модели компактных асфальтных катков.
Кроме этого, разработано и презентовано в Европе новое поколение телескопических погрузчиков R-серии как для строительной, так и для сельскохозяйственной отрасли. В нашу страну их планируем привезти ближе к осени.
Мы также представили две модели новых погрузчиков с шарнирно-сочлененной рамой — L23 и L28. Кроме того, компания расширила линейку своего навесного оборудования, презентовав мойку высокого давления, разбрасыватель грунта и асфальта, а также подметальную щётку с бункером.
Источник фото: bobcat.comНовое поколение телескопических погрузчиков появится в России в этом году
Также отмечу, что продолжаются поставки экскаваторов-погрузчиков второго поколения: они присутствуют на рынке, однако из-за нехватки компонентов ощущается их недостаток. В частности, из-за того что существует проблема с поставками мостов Carraro. Вопрос решается, однако не так оперативно, как мы бы хотели.
Выставка bauma CTT RUSSIA 2021: серия материалов