Представленные в материале данные основаны на анализе актуальных объявлений, размещённых в мае 2024 на крупнейших интернет-площадках РФ («Авито», Экскаватор Ру, «Дром»), и дополнены информацией с сайтов официальных дилеров. В случаях, когда продавцы привязывают цены на технику к текущему курсу доллара или евро, для расчёта используются средние значения курса рубля за месяц.
- Доля новых китайских автокранов в общем объёме предложений превысила 68%.
- Лидер в сегменте б/у техники — «Ивановец». Компания XCMG (первое место среди китайских брендов) разместилась на 5-й позиции.
- Цены на новые автокраны за последние полтора года выросли в среднем на 29%.
Регионы России. Количество предложений новых и б/у автокранов
Больше всего объявлений о продаже новых автокранов было опубликовано для Приволжского ФО (доля — 19,3%). Но Центральный и Уральский округа отстают лишь незначительно, на них пришлось 18,7% и 18,4% предложений соответственно.
В сегменте б/у техники лидирует Центральный округ с долей почти 28%. У Уральского ФО — 20%, Приволжского — 17%.
Сравнение количества предложений по 8 российским округам
Структура предложений. Бренды и возраст техники
Структура объявлений в сегментах новых и б/у автокранов кардинально разнится. Если в первом случае большинство предложений приходится на китайские модели (68%), то во втором — на российское производство (63%). Доля продукции из КНР на рынке подержанных машин пока ограничена 8-ю процентами.
Соотношение объявлений о продаже техники из различных регионов за выбранный период
Значительную конкуренцию новым китайским автокранам на торговых площадках составляют только российские бренды (и главным образом это «Клинцы», «Галичанин» и «Ивановец»). Согласно финансовому отчёту АО «КАЗ» за 2023 год, доля предприятия в общем объёме выпущенных в РФ автомобильных кранов составила 29%, что позволило ему остаться на позиции лидера.
Техника Tadano, Liebherr и Kato была представлена в единичных экземплярах.
Топ-10 брендов по РФ (новая техника)
Лидер в сегменте б/у техники — «Ивановец». Следом за ним идут «Галичанин», МАЗ и «Клинцы». А китайский бренд XCMG разместился только на 5-й позиции.
Также сохраняется неплохой выбор подержанных кранов Liebherr, Kato и Tadano. За пределами топ-10 — Kobelco, Grove, Komatsu и другие бренды из Европы и Японии.
Топ-10 брендов по РФ (б/у техника)
Почти половина б/у автомобильных кранов — 2006–2015 г.в.
Структура предложений по годам выпуска (б/у техника)
Вопрос цены. Стоимость автокранов в зависимости от региона производства, года выпуска
Цены на новые машины за последние полтора года выросли в среднем на 29%. Наиболее значительно подорожали российские краны грузоподъёмностью 50–55 тонн — на 56%.
Цены на новые автокраны в зависимости от класса
Рост цен на рынке б/у автокранов оказался более скромным: в среднем на 11%. При этом наиболее значительная динамика снова зафиксирована в сегменте отечественной техники.
Цены на б/у автокраны в зависимости от класса
Ниже представлены актуальные цены на популярные новые российские автокраны грузоподъёмностью 25 тонн, а также на две 30-тонные машины из Китая. Наиболее значительно из данных моделей подорожал Zoomlion ZTC300V (на 31%).
Динамика стоимости различных моделей автокранов (новая техника)
Некоторые модели автокранов в подержанном состоянии в среднем стали стоить меньше, чем полтора года назад. В их числе — «Ивановец» КС-35714 и Kobelco RK250.
Динамика стоимости различных моделей автокранов (б/у техника)
В мае 2024 на рынке б/у техники были представлены китайские автокраны не старше 20 лет. В случае с европейскими брендами ситуация противоположная — в продажу поступали машины до 2010 г.в.
Изменение стоимости в зависимости от года выпуска
В завершение материала приведём наблюдения по рынку автокранов от ID-Marketing. В 2008–2009 гг. импортная продукция в данном сегменте составляла порядка 10% и была представлена в большинстве своём техникой грузоподъёмностью более 100 тонн. Ситуация начала меняться в 2011 году, когда на первые позиции неспешно стали выходить производители из Китая, однако основой их предложений были модели грузоподъёмностью 25–50 т. Всё резко поменялось в 2022 году, когда Россию покинули представители недружественных стран, но при этом доля импорта в общих цифрах продаж только выросла. В 2023 году она преодолела психологический барьер в 50%.