В 2008–2009 гг. импортная продукции составляла порядка 10% и была представлена в большинстве своём техникой, поднимающей более 100 тонн, то есть машинами, которые российские заводы не выпускают. До сих пор самым грузоподъёмным остаётся 100-тонник «Галичанин» колёсной формулой шасси 10x4 и 10x10.
Ситуация начала меняться в 2011 году, когда на первые позиции неспешно стали выходить производители из Китая, однако их основной продукцией были автокраны грузоподъёмностью 25–50 т. У российских компаний появилась конкуренция уже непосредственно в сегменте, где, за некоторым исключением, исторически были только наши машины. Тяжёлые краны немецких производителей оставались на нашем рынке по причине всё того же отсутствия альтернативы у отечественных компаний. Всё резко поменялось в 2022 году, когда Россию покинули представители недружественных стран, но при этом доля импорта в общих цифрах продаж только выросла. По итогам января–сентября 2023 она преодолела психологический барьер и составила 50,9%. Этот год отмечен самым заметным падением доли российских производителей, которая ещё в 2022 году составляла 71,1%. Основная причина — наращивание объёмов поставок иностранными (в частности, китайскими) компаниями при некоторой стагнации на протяжении последних 4 лет у российских производителей.
Сравнительная динамика импорта и производства автокранов в России в январе–сентябре 2020–2023 гг., шт. Подготовлено ID-Marketing
В настоящий момент автокраны в России выпускают пять предприятий. Три из них— Клинцовский автокрановый завод, Челябинский механический завод и Ивановский машиностроительный завод «Автокран» — закончили отчётный период с отрицательными показателями. А общее падение объёмов выпуска составило порядка 3%.
Клинцовский автокрановый завод и Галичский автокрановый завод возглавляют рейтинг производителей с небольшой разницей. Далее идёт Челябинский механический завод, выпуск автокранов на котором значительно просел в 2021 году, и уже три года производственные показатели находятся в пределах 450 единиц. Противоположная ситуация на Камышинском крановом заводе, который на протяжении этих лет наращивает объёмы выпуска, приближаясь к максимуму своих производственных мощностей.
Производство автокранов в России в январе–сентябре 2023 года, %. Подготовлено ID-Marketing
Ситуация в импортном сегменте оказалась ещё интереснее, хотя в целом она была прогнозируема. За январь–сентябрь 2023 года в Россию было ввезено только 5 автокранов не китайского производства. Однако здесь мы видим изменения в лидирующей группе. Год назад 98% импортной техники приходилось на XCMG и Zoomlion. Сейчас их доля снизилась до 76%, а в тройку лидеров буквально ворвался Palfinger Sany, в 2022 году не поставивший ни одного автокрана за рассматриваемый период. Активность производитель проявил лишь в декабре 2022 года, экспортировав сразу крупную партию машин. Аналогичная ситуация была и в 2021 году, когда все поставки пришлись на один месяц — октябрь.
В лидеры вышла техника Zoomlion, в 2,5 раз увеличившая ввоз автокранов в Россию. При этом её доля изменилась всего на 2% в большую сторону. На фоне кратного роста импорта техники Zoomlion, прирост у XCMG составил всего 46%, что привело к снижению доли ввозимых автокранов этой марки с 54% до 32%.
Главной особенностью нынешнего рынка импортной техники является сокращение ввоза кранов грузоподъёмностью свыше 100 т. Если раньше они составляли абсолютное большинство, то сейчас порядка 70% приходится на долю кранов грузоподъёмностью до 50 т, ещё 24% — на краны грузоподъёмностью 50–100 т, и только 6% — на тяжёлые краны, представленные в основном Zoomlion.
Импорт автокранов в Россию по маркам в январе–сентябре 2023 года, %. Подготовлено ID-Marketing
Рассмотрим таможенную стоимость наиболее популярных моделей автокранов и для чистоты анализа возьмём технику грузоподъёмностью 25 т. Очевидным фактором является постепенное удорожание в течение 2023 года всех моделей в среднем на 20–25%.
Наименее дорогим из популярных моделей кранов 25 тонн является Liugong LTC250T5 стоимостью 9 млн рублей. Но пока китайский производитель только начинает осваивать российский рынок: по итогам 9 месяцев 2023 года было везено 10 машин.
Таможенная стоимость кранов Zoomlion ZTC250V, XCMG XCT25L5-S и Palfinger Sany STC250T5-5 — в пределах 10–10,5 млн рублей. Под брендом Zoomlion было ввезено наибольшее количество техники грузоподъёмностью 25 т. Общее лидерство среди всех моделей также остаётся за этим производителем, но уже с моделью ZTC300V. Отметим, что её цена мало отличается от 25-тонных аналогов и составляет по итогам сентября 10,9 млн рублей.
Завершая обзор, хотелось бы отметить, что в импортном сегменте автокранов, как и в большинстве другой иностранной спецтехники, лидируют представители Китая. Основу ввоза составляет техника грузоподъемностью 25–30 т. Однако, ввиду отсутствия отечественных аналогов и практически полного ухода представителей недружественных стран, на нашем рынке начинает появляться и более тяжёлая китайская техника грузоподъёмностью 200–300 т. Отечественный рынок, как показывают результаты, пока работает в направлении импортозамещения (в том числе и комплектующих).
Судя по ценам и иностранных, и российских моделей, которые в настоящее время практически сравнялись, борьба за конечного покупателя в самом разгаре, и мы вправе ожидать новые технологические решения, которые уже предложены нашими компаниями и их китайскими конкурентами.
Автор: Андрей Ловков,
коммерческий директор ID-Marketing