- Резкое увеличение импорта из стран Азии привело к перенасыщению на рынке кранов-манипуляторов.
- Наибольшей проблемой остаётся компонентная база, поскольку далеко не всё производится в России.
- Самая высокая конкуренция в сегменте подъёмной техники — среди отечественных производителей.
- Многие российские компании уже работают над организацией собственного производства.
Бурный рост — проблема со сбытом
Источник фото: palfinger.ruДмитрий Андреев, директор по маркетингу компании «ПАЛФИНГЕР СНГ»
Обновление состава игроков рынка позволило отечественным компаниям расширять производственные мощности, недостаточное развитие которых, по мнению специалистов, было сдерживающим фактором для замещения европейских конкурентов в сегменте подъёмной техники.
Однако следствием бурного роста стало ещё и резкое увеличение импорта из стран Азии, что привело к перенасыщению на рынке кранов-манипуляторов. Обычно этот рынок составлял максимум 6,5–7 тысяч единиц, а в конце 2023-го превысил 10 тысяч. Это заполнило продуктовые склады и привело к определённым проблемам со сбытом, заметил Дмитрий Андреев, директор по маркетингу компании «ПАЛФИНГЕР СНГ».
«Рост произошёл от того, что старожилы и новые участники рынка увидели возможность проявить и показать себя. В то же время в нише гидроманипуляторов для лесозаготовительной и ломоперерабатывающей сфер ситуация не такая динамичная, потому что потребляющая отрасль испытала серьёзные проблемы из-за схлопывания рынка экспорта».
Санкционные препятствия вызвали необходимость быстро переориентироваться с европейских комплектующих и поставок на альтернативные. Игроки рынка в большинстве своём с этим справились. Но периодически появляются сложности с переводом денег поставщикам, переориентацией на новые логистические схемы, замещением европейских комплектующих, обновлением модельного ряда.
Конкуренция внутри страны
Источник фото: palfinger.ruОбновлённая модель крана-манипулятора ИМ 240 — ИНМАН ИМ 240N
Сейчас наибольшей проблемой, по мнению Дмитрия Андреева, остаётся компонентная база, поскольку далеко не всё производится внутри страны. Замещение импортных элементов и компонентов сопряжено с большими трудовыми и финансовыми усилиями, поэтому компании работают над организацией собственного производства или ищут сопоставимые по цене и качеству аналоги в стране.
«Наша компания добилась достаточно серьёзной локализации всего модельного ряда грузоподъёмного оборудования. На выставке СТТ 2024, например, мы представляем кран-манипулятор ИНМАН ИМ 240N — обновлённую модель ИМ 240. Она стала легче, но при этом более мощной благодаря изменению в конструктиве и использованию новых материалов. По сути, это аналог популярной австрийской модели PK 23500. Многие элементы (до 80%) мы сейчас производим самостоятельно, в частности, литьё и гидроцилиндры, или закупаем в России (например, компания «Северсталь» поставляет нам сталь для крюков и КМУ)», — поделился спикер.
Тем не менее некоторые компоненты могут просто не иметь отечественных аналогов, поэтому производители вынуждены использовать предложения Азии, Турции и Китая. Самая высокая конкуренция в сегменте подъёмной техники, кстати, именно среди отечественных производителей. Это держит изготовителей в тонусе и развивает отечественную промышленность.
Одна из причин того, что китайских поставщиков в этой нише пока не так много, заключается в несоответствии кранов-манипуляторов из Поднебесной российским требованиям безопасности. Эксперт считает, что показательной в плане дальнейших перспектив рынка станет вторая половина 2024-го.
Автор: Ирина Сидорок