Загруженность парков и уровень спроса
Источник фото: vertex-awp.ruВ апреле 2023 загруженность парка компании «Вертекс» составила порядка 67%
Специалист сообщил, что после шока 2022 года рынок начинает оживать: «В апреле 2023 года загруженность нашего парка составила порядка 67%. В сравнении с прошлым годом показатель выше, но всё ещё не дотягивает до 2021 года. Оживление началось с середины апреля, хотя мы ожидали его в марте. Полагаем, далее активность будет ещё выше».
Одновременно сегмент подъёмной техники приобретает новые особенности. «Среди подрядчиков на крупных промышленных объектах стало больше китайских компаний, которые ещё недостаточно хорошо понимают российский рынок аренды и могут работать по разным ставкам — где-то выше, где-то ниже в зависимости от того, насколько хорошо в этом направлении разбираются клиенты. В целом, 2023 год будет провальным с точки зрения аренды подъёмников», — пояснил Дмитрий Панькин.
Проблема возврата инвестиций
Источник фото: vertex-awp.ruМнение: компании с автопарками из китайских машин рушат рынок низкими ставками
Завоевание российского рынка китайскими брендами изменило условия в том числе для арендного бизнеса. Благодаря тому, что машины из КНР доступнее по цене в сравнении как с западной, так и российской техникой, некоторые игроки снижают ставки до уровня 2015–2016 гг.
«Проблема проявит себя в перспективе, — отметил Дмитрий Панькин. — Мы знаем, сколько западная техника может проработать в арендном парке, стоимость её владения, срок службы и остаточную стоимость. Но игроки, которые сделали ставку на китайские бренды и закупают их продукцию сотнями в свои арендные парки, рушат рынок низкими расценками. Это недальновидная политика, поскольку никто не знает, какой будет стоимость владения и срок эксплуатации машин».
Компания «Вертекс» использует европейскую технику и закладывает в свою стратегию срок эксплуатации от 8 до 10 лет. Что касается китайских моделей, то ни у кого нет аналогичного опыта. По мнению европейских коллег, через 3 года китайские машины желательно продать.
«Возникает вопрос ROI. Если возврат инвестиций будет порядка 4–4,5 лет, а через 3 года китайскую технику придётся продать, на чём вы хотите зарабатывать? — резюмировал специалист. — Даже если взять уникальные цены некоторых компаний, с сегодняшними ставками, загрузкой, ценой запчастей, стоимостью обслуживания (мы трижды индексировали зарплаты сервисным специалистам), срок возврата инвестиций составит не менее 4,5–5 лет».
Низкие ставки = низкоквалифицированный сервис
Источник фото: vertex-awp.ruНизкие ставки не позволяют арендным компаниям нанимать квалифицированных сервисных специалистов
Низкие ставки в числе прочего означают низкоквалифицированный сервис, поскольку арендные компании не могут себе позволить квалифицированных сервисных специалистов. Плюс клиенты вынуждены соглашаться на отсутствие необходимых объёмов запчастей.
«Но я думаю, что в итоге клиент дисциплинирует игроков и те будут повышать ставки, подтягивать уровень сервиса, завозить запчасти, вкладываться в инфраструктуру», — выразил надежду спикер.
Трудности выбора
По мнению Дмитрия Панькина, в сложившихся условиях невыгодно ввозить европейскую технику по параллельному импорту, по крайней мере, ту, у которой есть китайские аналоги.
Источник фото: vertex-awp.ruПараллельный импорт европейской техники на данный момент невыгоден
«Опять же, сложности с запчастями, — рассказал Дмитрий Панькин. — У нас есть компании в Казахстане, в Эмиратах, есть партнёры в Турции и Китае. Каналы импорта запчастей есть, но мы постоянно сталкиваемся с проблемами. Только выстроим логистические цепочки, договоримся с поставщиками, как канал закрывается. Т.е. дальше вкладываться в технику американского и европейского производства не имеет смысла из-за проблем с поставками комплектующих. Хотя сейчас мы завозим большую партию машин европейского бренда, именно ту, которой нет у китайских партнёров — большие машины с высотой подъёма свыше 40 м».
Что касается китайской техники, то, как уже было сказано, к её закупкам докладчик относится с осторожностью, поскольку нет опыта работы с ней и сложно строить экономическую модель.
Бывшие в эксплуатации машины европейского и американского производства не старше 3 лет найти в Европе и США практически невозможно, даже если бы был канал для их параллельного импорта.
Прогноз на 2023 г.
Источник фото: vertex-awp.ruПрогноз: в 2023 году арендные парки будут загружены приблизительно на 70%
По мнению спикера, в 2023 г. произойдёт окончательный поворот в сторону производителей из Китая.
В России уже присутствуют несколько китайских поставщиков подъёмников — Zoomlion, LGMG, Dinglee, Sinoboom, которые снижают цены, конкурируют друг с другом, пытаясь завоевать долю рынка. Как следствие, будет наблюдаться снижение арендных ставок.
Загрузку арендных парков эксперт прогнозирует на уровне 70%, что ниже, чем в 2021 г.
«Мы сделали расчёт, что бизнес подъёмников в этом году потеряет до 20% своего дохода. Но я надеюсь, что в 2024 г. ситуация изменится — рынок «воспитает» те компании, которые сегодня ведут дела исходя из сиюминутных выгод», — прокомментировал Дмитрий Панькин.
Отечественному производителю нужна помощь
Источник фото: vertex-awp.ruСегодня российские производители не в состоянии конкурировать с Китаем
«У нас есть опыт эксплуатации отечественной техники, которая хорошо себя показала, но по цене она сейчас неконкурентоспособна, — рассказал Дмитрий Панькин. — Российским производителям могли бы помочь лизинговые компании, разработав совместно с Минпромторгом специальные инструменты для арендных компаний, тем более что 80% подъёмной техники выкупают именно арендодатели. Всегда в глаза говорил лизинговым компаниям, что у вас настолько всё хорошо, что вы не хотите, чтоб стало лучше не только вам. Я был бы только рад, если наши бренды смогли бы конкурировать с китайской продукцией».