Каталог компаний
Тест-драйв российской аэролодки «Север 650К»
Аэролодка «Север 650К» создана на Красноярском амфибийном заводе (КАЗ «Север»), который работает уже 10 лет (серийное производство аэролодок здесь началось в 2016 году, до этого шла штучная сборка) и его продукция крайне востребована в России. Сферы применения такой амфибии весьма разнообразны – от организации пассажирских переправ, до спасательных работ и использования в нефтегазодобыче, геологоразведовательных экспедициях, природоохранных мероприятиях и т.д.
Например, в начале сентября текущего года на Чукотке состоялась торжественная передача грузопассажирских аэролодок «Север» местной администрации для переправы через Анадырский лиман — они помогли наладить бесперебойное сообщение в межсезонье между крупнейшей жилой агломерацией Чукотки и «большой землей» — Международным аэропортом Анадырь (Угольный) им. Ю. С. Рытхэу.
В нашем обзоре тест-драйв аэролодки «Север 650 K», установившей рекорд скорости «Байкальской мили» – 196 км/ч. Тест проходил в Подмосковье, на реке Клязьма и канале имени Москвы.
Немного пройдемся по технике. «Сердцем» аэролодки «Север 650 K» является бензиновый мотор Chevrolet LS3, который ставится на Tahoe и Camaro. Причем двигатели эти – не восстановленные с разборок и не из «серых» поставок: их ввозят новыми, причем вполне официально. Да, везти такие движки в Россию дорого, долго (через четвертые страны), но зато по документам он выходит «белым», что важно, когда твою продукцию покупают государственные органы, такие как МЧС.
Почему бензин, а не дизель? Дело в том, что для воздушного винта нужны высокие обороты: только начиная с 3000 об/мин лодка начинает двигаться! А отечественного мотора не нашлось, спросят патриоты? К сожалению, похожих ДВС наша промышленность не выпускает, а другие варианты будут или меньше по мощности или гораздо тяжелее. Не говоря уже про надежность. Производитель дает гарантию на лодку 1 год или 100 моточасов, в зависимости от того, что наступит ранее.
Но, не спешите упрекать производителя в саботаже импортозамещения: мотор «Шеви» – единственный иностранный узел этой лодки – все остальное наше, российское. Причем редукторы – собственной разработки завода. Лопасти делают по спецзаказу в Казани. Под сиденьями – бак на 420 литров, которого должно хватить на 500 км, если этого мало – можно поставить дополнительный бак на 120 л. Конструктив лодки сделан из пластика, полиуретана и алюминия. Потопить лодку крайне сложно, так как обеспечивающая плавучесть надувная часть состоит из нескольких секций, и чтобы пробить их одновременно – нужно сильно постараться. Грузоподъёмность лодки – 1,5 тонны (с полным баком бензина).
Здесь, между прочим, стоит 2 аккумулятора, есть электрическая лебедка и насос подкачки баллонов.
Кстати, нужно уточнить: аэролодка «Север 650 K» имеет цельносварной корпус из алюминия, надувной корпус выполнен из высокопрочной полиуретановой ткани (ТПУ), воздушный винт также отличается наличием цельносварной алюминиевой защиты. Аэробот получил комплект защиты днища.
Внутри такого транспортного средства все очень даже прилично. Установлены два морских кресла, перед пассажирским креслом расположен вместительный бардачок; в задней части салона — мягкое сплошное сиденье со спинкой. В отделке элементов каюты использован карпет, есть два жидкостных отопителя, 1 автономный отопитель, люк в крыше и некоторые другие «опции».
На панели управления расположены, помимо прочего, тумблеры переключения отопителя, включения фар, ходовых огней, дворников, кнопка аварийного выключения зажигания с чекой, кнопки автоматических выключателей «массы» двигателя с индикатором, есть прикуриватель. Панель приборов также читается неплохо.
Контроль работы систем двигателя осуществляется посредством указателя температуры, контрольных ламп давления масла в моторе (светодиодных), индикатора зарядки аккумуляторной батареи, индикатора перегрева двигателя, указателя уровня топлива и проч.
Аэролодка «Север 650 K» может похвастаться двойной шумоизоляцией салона, рассчитанного на 8 человек; сиденья можно трансфорировать в спальное место.
Стоит такая аэролодка от 8 млн рублей, но учитывая кучу опций (дополнительный свет, усиленная шумоизоляция и т. д.) и возможность персонализации цена может доходить до 10 млн. Дорого? Для подобной техники это далеко не предел. Любопытно, что основными покупателями аэролодок выступают не крупные фирмы и государственные органы, а частники – охотники и рыболовы. Продажи идут неплохо: этой осенью каждый месяц было по 25-30 заказов. Несколько лодок поставили за границу, в Индонезию, также есть потенциальные клиенты из Турции.
Филиалы по продаже аэролодок «Север» есть в Москве, Красноярске и Иркутске (здесь лодки берут туристические компании на Байкал). Региональный склад запчастей есть в Москве, а при отсутствии там нужной детали ее за 2-3 дня привезут из Красноярска.
Для управления аэролодкой требуются специальные права, а чтобы их получить, нужно сдать экзамены в ГИМСе на судно особой категории. Права здесь не для галочки: управление такой техникой требует особых навыков, при этом «капитан» лодки в ответе за безопасность пассажиров: «Север 650 K» может взять на борт до 8 человек.
Движок объемом 6200 куб. см. развивает 430 сил. Обычно работает на 4000 об/мин, пиковый момент – 5500 об/мин. Звук у мотра характерный и хорошо узнаваемый. Настоящая американская «восьмерка»! Понятно, что расход топлива будет сильно различаться в зависимости от скорости движения, особенностей рельефа и природно-климатических условий и др., так что по паспорту расход бензина заявлен на уровне 25-70 литров / час. На воде красноярский аэробот можно разогнать до 100 км/ч.
Завод «Север» планирует развивать линейку собственных СВП (суда на воздушной подушке). Сейчас запускается специальная линия, где будут производить 3 модели СВП, также рассчитанные на широкий круг потребителей.
Поясним: различают суда на воздушной подушке с центральной подачей воздуха под куполообразное днище от вентилятора (камерная схема) и с расположением подающих воздух отверстий по периметру днища (сопловая схема). СВП передвигается за счёт образованного под её юбкой воздушного пространства, создающего днищу лодки защиту от соприкосновения с различного рода поверхностями.
Аэролодка/аэроглиссер/аэробот могут передвигаться по любой поверхности, но при этом они не поднимаются над ней, а скользят на прочной, специально изготовленной чешуе, которой покрыто лодочное дно. В этом и заключаются одни из ключевых отличий.