Также в рамках мероприятия обсуждались инновационные стратегии развития транспортного и специального машиностроения. Форум состоялся в рамках выставки "ДорКомЭкспо-2014".
Ситуация в сегменте строительно-дорожного и коммунального машиностроения сегодня не радует ни государство, ни бизнес. По словам Всеволода Бабушкина, заместителя директора департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга России, отечественные производители занимают только 15-20% всего рынка России. "То есть, сегодня есть 80% свободного рынка, которые наши производители должны освоить. Эта задача на ближайшие 3-5 лет. При этом, если за это время ситуация на рынке не изменится, то импорт "задавит" отечественную промышленность", - отметил он. Всеволод Бабушкин подчеркнул, что российское правительство реализует ряд мер государственной поддержки отечественных производителей коммунальных и дорожных машин. В частности, объем бюджетных средств, запланированный на эти цели, составляет 5,3 млрд руб. (на 2014 г. и плановый период 2015-2016 гг.). Стратегия развития строительно-дорожной техники до 2020 года и Государственная программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" на период до 2020 года должны стать основными документами, регулирующими отрасль. К слову, в новом проекте государственной программы предусмотрено увеличение финансирования в 4 раза (до 1,06 трлн руб.). "Более того, в середине мая должно быть подписано постановление о запрете на закупку машин, произведенных за пределами Таможенного союза, для государственных и муниципальных органов, которого так долго ждут отечественные производители", - подчеркнул замначальника департамента.
Нерадужные цифры озвучил и Виктор Четвериков, заместитель председателя профильного комитета союза, исполнительный директор ОАО "ЧЕТРА - Промышленные машины". Общее падение в 2013 г. в целом по рынку составило 12%, в сегменте гусеничных промышленных бульдозеров - 20%. Эксперт обратить внимание на то, что в кризисный год потребители более щепетильно подходят к расходам и пытаются сэкономить, приобретая более дешевую технику. Этим можно объяснить тот факт, что дорогие зарубежные бренды снизили продажи в 2013 году больше отечественных и китайских производителей. Меньше всех в сложившейся ситуации на российском рынке спецтехники пострадали китайские производители, сумевшие за счет доступных цен не только показать наименьшее падение продаж, но и укрепить свои позиции в России. Китай увеличил свое долю в сегменте бульдозеров на целых 5% (с 35 до 40%). К слову, по итогам 2011 года китайские производители занимали 25% рынка. "На внутреннем рынке серьезно доминирует импорт, доля которого составляет 87% (206,19 млрд руб.). Таким образом, Россия, по сути, обеспечивает рост ВВП зарубежных стран Северной Америки и Европы, негативно настроенных по отношению к РФ, а также "кормит" китайских производителей", - отметил Виктор Четвериков.
Другим немаловажным фактором, сдерживающим развитие рынка строительно-дорожной техники, эксперт считает значительный рост поставок иностранной техники, бывшей в эксплуатации (в 2013 г. ввоз увеличен на 12%). "На российский рынок в прошлом году было поставлено почти 10 000 б/у машин, что составило более 20 млрд рублей. Это много или мало? С учетом средней рентабельности продаж российского машиностроения отечественные производители не дополучили прибыли на 1,4 млрд рублей. И это только в 2013 году. А ведь эти деньги могли пойти на развитие новых производств. 1,4 млрд рублей - это затраты на освоение 30-35 новых машин в год. На одну машину уходит 40 млн рублей", - подчеркнул исполнительный директор ЧЕТРА.
Рост оборота фальсифицированных комплектующих и запасных частей (до 50-70%) - еще одна проблема, с которой сталкиваются производители. К сожалению, сегодня в России нет четкой законодательной базы в отношении фальсифицированной продукции, чем безнаказанно пользуются производители поддельных комплектующих. "В машиностроении фальсификация - это больше, чем нарушение прав интеллектуальной собственности. Это риски и аварии, дорогостоящий ремонт, финансовые потери для компаний-производителей. Когда приобретаются дешевые запчасти - это сказывается на здоровье, а иногда и жизни человека, эксплуатирующего технику", - убежден В. Четвериков.
По мнению докладчика, в ближайшее время необходимо принять ряд мер для развития отечественного машиностроения и снижения импортозависимости отрасли. Виктор Четвериков предлагает:
- ввести полный запрет на ввоз бывшей в эксплуатации строительно-дорожной, тракторной и коммунальной техники иностранного производства;
- при реализации инвестиционных проектов в рамках государственных программ техника зарубежных производителей в общем объеме закупок должна составлять не более 50%. При этом необходимо предусмотреть соблюдение производителем, организовавшим сборку техники на территории России, уровня локализации не менее 50%, а также правообладание на конструкторскую и технологическую документацию в достаточном объеме;
- необходимо ввести меры по защите интеллектуальной собственности предприятий машиностроения РФ и обеспечению эффективности и безопасности использования сертифицированной техники. В первую очередь это касается законодательной защиты комплектующих и запасных частей через использование буквенно-цифровой кодировки. В этой связи необходимо рассмотреть возможность внесения изменений в Технологические регламенты РФ, в частности, "О безопасности машин и оборудования" по требованиям, связанным с сертификацией комплектующих и запасных частей.
Причиной сложившейся ситуации на российском рынке Александр Халецкий, член профильного Комитета при Бюро ЦС "Союза машиностроителей России", генеральный директор ЗАО "Коминвест-АКМТ", видит в отсутствии коммуникаций отечественных производителей с западноевропейскими партнерами. А. Халецкий убежден, что без контактов с зарубежными партнерами производство не может развиваться прогрессивно. Объединение лучших достижений российской конструкторской школы и ведущих европейских технологических решений позволяет получить в России продукт премиум-класса. Но для этого необходимы целенаправленные действия государства по созданию и интеграции в общемировую коммуникацию и кооперацию, т.к. создание сборочных производств и внедрение новых стандартов невозможны без технической и финансовой политики Минпромторга России. "Я убежден, что без финансовой поддержки, технической политики дальнейшее развитие отрасли невозможно. К сожалению, мы находимся в неравных условиях с иностранными партнерами. Мы можем наблюдать, как в Китае государство поддерживает покупку технологичных предприятий: идеи для них не значат ничего, а технологии - все. У нас есть инициативы, частные и отдельных групп предприятий, но они настолько малы, что позитивного эффекта для отрасли не дадут. На мой взгляд, необходимо поддерживать предприятия, которые хотят приобретать западные технологии путем вхождения в активы зарубежных компаний и переноса производственной локализации на территорию РФ. Восстановление технологического потенциала РФ - единственно верный путь", - отметил докладчик.
Процент износа основных фондов (по данным Росстата)
Уровень износа средств производства по областям: | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 |
Добыча полезных ископаемых | 51% | 50% | 51% | 52% | 51% |
Строительство | 46% | 47% | 48% | 48% | 49% |
Транспорт | 55% | 55% | 56% | 57% | 56% |
Подводя итоги конгресса, Наталия Партасова, заместитель председателя Комитета при Бюро ЦС "Союза машиностроителей России" по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному и дорожно-строительному машиностроению, сопредседатель Рабочей группы по строительно-дорожной технике, вице-президент "Концерна "Тракторные заводы", предложила вместо резолюции подготовить от имени производителей обращение в адрес Президента Российской Федерации, в котором обратить внимание на серьезные отраслевые проблемы, причины сложившейся ситуации и предложить реальные пути их решения.
По ее мнению, неравность конкурентных условий, в которых находятся российские производители строительно-дорожного и коммунального машиностроения, усугубляется, помимо озвученных выше причин, изношенностью основных производственных фондов, высокой энергозатратностью производств, недостаточным финансированием НИОКР и чрезвычайно-высокой стоимостью кредитно-финансовых ресурсов. При этом потенциал и компетенции отечественных машиностроителей позволяет создавать технику на уровне ведущих мировых аналогов. По словам Н. Партасовой, необходимо в ближайшее время разработать комплекс дополнительных мер по совершенствованию условий предоставления отечественным производителям мер поддержки экспорта, а также обеспечить контроль таможенной стоимости в отношении импортируемой техники. "Все государства поддерживают экспорт, мы же только говорим об этом. Мы пользуемся сумасшедшими кредитами, никаких компенсаций нет. Мы, приходя самостоятельно в другую страну, изначально неконкурентны. При этом экспортная составляющая имеет место быть, но этот только вопреки всему и благодаря активности наших продавцов", - убеждена она.
Также вице-президент призвала ускорить принятие Постановления Правительства Российской Федерации на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. "Без этого постановления мы не добьемся желаемого результата. Уходят федеральные средства на закупку иностранной техники, нет никаких ограничений!", - сказала Н. Партасова.
Помимо перечисленных выше мер, зампредседателя профильного комитета предложила определить порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат российских производителей, связанных с ее перевозкой в регионы Сибири и Дальнего Востока.