Главной землеройно-транспортной машиной в мире является экскаватор. В настоящее время во всем мире почти прекращено производство экскаваторов-драглайнов. Очень мало выпускают экскаваторов с ковшом -прямая лопата. При этом существенно увеличилось производство экскаваторов с ковшом - обратная лопата, а также количество их типоразмеров. Как проявление универсальности, многие фирмы начали производство экскаваторов-погрузчиков, экскаваторов на колесных тракторах, являющихся относительно универсальными машинами и совмещающих в себе две машины: экскаватор с ковшом - обратная лопата, пневмоколесный фронтальный ковшевой погрузчик, и другое навесное оборудование.
Поскольку экскаваторы работают в основном с погрузкой грунта, каменной породы и руды в автотранспортные средства, их классификация может быть привязана к грузоподъемности автомобилей-самосвалов. Среди автомобилей-самосвалов можно выделить:
- автомобили-самосвалы с шарнирно-сочлененной рамой грузоподъемностью 22-36 т (типа МоАЗ-7505 и БелАЗ-7540 и 7548);
- автомобили-самосвалы грузоподъемностью 14-20 т (типа КамАЗ-53229, КамАЗ-65111, МАЗ-5516, КрАЗ-65034);
- автомобили-самосвалы грузоподъемностью 9-13 т (типа КамАЗ-55118, КамАЗ-55111, МАЗ-5551,КрАЗ-6510);
- автомобили-самосвалы грузоподъемностью 5-8 т (типа ЗИЛ-ММЗ-4508, КамАЗ-55102);
- автомобили-самосвалы грузоподъемностью 2,5-4 т (типа ЗИЛ-САЗ-1503, ГАЗ-САЗ-3507, ГАЗ-САЗ-4509).
Выбор емкости ковша экскаватора обычно производят по простейшей зависимости - из условия выгрузки в кузов автомобиля-самосвала 4-6 (5) ковшей грунта.
При погрузке разрабатываемого экскаватором грунта в автомобиль-самосвал для реализации производительности экскаватора необходимо, чтобы до отхода одного самосвала уже был готов к приему грунта следующий. Кроме того, определенное снижение производительности экскаватора наблюдается из-за увеличения цикла его работы (включающего время подвода ковша к забою, набора грунта, поворота экскаватора к самосвалу, подвода ковша к самосвалу, разгрузки ковша, поворота экскаватора от самосвала к забою) при выгрузке грунта в кузов самосвала.
В таблице 1 представлены: зависимость выбора вместимости основного ковша экскаватора от грузоподъемности и вместимости автомобиля-самосвала, длительность цикла экскаватора и рекомендуемая расчетная производительность.
Фактически, как будет показано дальше, каждый типоразмер экскаватора имеет не один, а несколько сменных ковшей различной вместимости (емкости с шапкой) для разработки и погрузки материалов различного объемного веса.
Таблица 1
Грузоподъемность/ вместимость автомобиля-самосвала, т/м3 | Вместимость основного ковша экскаватора, м3 | Производственно-технологические параметры экскаваторов | |
---|---|---|---|
Длительность цикла работы, сек/мин | Рекомендуемая расчетная производительность, м3/ч | ||
22-36/14-24 | 2,5-4,0 | 1 5-40 (30)70,25-0,7 (0,5)* | 330-480 |
14-20/9-13 | 1,8-2,4 | 15-35 (25)*/0,25-0,6 (0,41)* | 280-330 |
9-13/6-8 | 1,2-1,6 | 15-25 (20)*/0,25-0,4 (0,33)* | 220-280 |
5-8/3-5 | 0,6-1,0 | 12-20 (16) "70,2-0,35 (0,26)* | 140-220 |
2,5-4/1,7-2,7 | 0,2-0,5 | 10-18 (14)*/0,17-0,30 (0,23)* | 50-130 |
0,01-0,15 | 10-18 (14)*/0,17-0,3 (0,23)* | 2,5-25 |
* средняя длительность цикла, принятая для расчета производительности
Отдельной графой выделены мини-экскаваторы с ковшом вместимостью менее 0,2 м3 (от 0,01 до 0,15 M3), применяемые для прокладки коммуникаций.
В таблицу не попали экскаваторы с емкостью ковша более 4 м3 которые используются в основном на разработке и погрузке скальной породы и руд и к которым относятся почти все экскаваторы с ковшом - прямая лопата.
В таблице 2 представлена номенклатура экскаваторов на гусеничном и колесном ходу с ковшом вместимостью от 0,2 до 4,0 м3 основных мировых и отечественных производителей. В таблице 3 представлена номенклатура мини-экскаваторов (компакт-экскаваторов) с ковшом вместимостью менее 0,2 м3 основных мировых производителей; в России и странах СНГ мини-экскаваторы не выпускаются.
Экскаваторам на базе пневмо-колесных тракторов (включая экскаваторы-погрузчики), пользующимся сегодня во всем мире повышенным спросом, будет посвящена отдельная статья.
Данные таблиц 2 и 3 показывают, что ведущие мировые производители экскаваторов уделяют большое внимание расширению типоразмерного ряда и номенклатуры этих машин, т.е. основной тенденции развития строительной техники в условиях рыночной экономики. Производители экскаваторов России и стран СНГ пока по этому показателю значительно уступают. Следует отметить только достаточно широкий ряд моделей экскаваторов Тверского ЭЗ.
Также различные наибольшие значения имеют глубина копания, радиус копания и высота выгрузки, которые определяются длиной стрелы и рукояти. Так, например, на колесных экскаваторах М312 -М320 фирмы «Caterpillar» применяются стрелы: моноблочная и с бесступенчатой регулировкой длины, и рукояти: короткая, средняя, среднедлин-ная, длинная и сверхдлинная, т.е. длиной от 1,6 до 3,0 м.
Таблица 2
Номенклатура мини-экскаваторов на гусеничном ходуПроизводитель | Индексы (марки) машин с двигателями мощностью, кВт | Количество моделей | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
3-4 | 5-7 | 8-12 | 13-16 | 17-22 | 23-30 | 31-40 | более 40 | ||
Komatsu | PC01-1, PC02-1 | PC03-2 | PC12R-8, PC15MRX-1 | PC20MRX | PC27R-8, PC30MRX, PC35R-8 | PC40MRX-1, PC45R-8, PC45MRX-1, PC58US | PC60-7 | PC75R-2, PC78US | 15 |
Hitachi | EX8 | EX17 | EX27 | EX30, EX35 | 5 | ||||
О&К | RH1.17 | RH1.29 | RH1.35 | RH1.48 | 4 | ||||
Caterpillar | 301.5, 301.6, 301.8 | 302.5 | 303CR, 303.5 | 304.5 | 305CR | 8 | |||
Case | CX23 | CX15, CX16 | CX28 | CX31, CX35 | CX50 | 7 | |||
JCB | 8015, 8017, 8018 | 802, 803, 804 | 6 | ||||||
Volvo | EC14, EC15, EC20 | EC25, EC30, EC35 | EC45 | EC55 | EC70 | 9 | |||
Daewoo | Solar01-5 | Solar030 | Solar035 | Solar55 | 4 | ||||
Bobcat Europe | 320, 322 | 325, 328 | 331, 331E, 334 | 337, 341 | 9 | ||||
Gehl | MB138, MB148 | 2 |
Третья тенденция развития экскаваторов - многофункциональность техники. Кроме ковшей различной вместимости, современные экскаваторы имеют и другое рабочее оборудование.
Экскаваторы фирмы «Komatsu» имеют сменное рабочее оборудование:
- ковши различной вместимости;
- вращающиеся ударные головки;
- виброуплотнители;
- гидравлические молоты;
- клещи для разрушения бетонных конструкций;
- ножницы для разрушения металлоконструкций.
Экскаваторы фирмы «Caterpillar» имеют:
- блок быстрой смены рабочего оборудования;
- ковши общего назначения, скальные и опрокидные, с прижимом;
- грейферы для строительных работ, клещи для дробления и сноса строений, для мусора и другие;
- механические навесные ножницы;
- гидромолоты;
- виброплиты;
- бетонолом;
- бетоноизмельчители;
- бурильный молоток и шнеко-вый бур;
- механический распылитель.
Экскаваторы фирмы «Hitachi» имеют сменное рабочее оборудование:
- ковши различной вместимости;
- грейферы двух типов;
- клещи для разрушения бетона;
- ножницы для резки металла;
- измельчитель кусковых материалов: камня, бетона;
- разрушитель дорожного асфальтобетонного покрытия;
- магнитный подъемник металлолома;
- вильчатый и другие захваты;
- захват для металлолома;
- шнековый бур;
- свайный копер;
- захваты для лесоматериалов.
Экскаваторы фирмы «Case» имеют сменное рабочее оборудование:
- 6 типов ковшей;
- 8 типов грейферов.
Экскаваторы фирмы «Unex» имеют сменное рабочее оборудование:
- ковши 7 типов;
- рыхлительный зуб;
- трамбующее оборудование;
- бур;
- гидромолот;
- магнит;
- грейферы 6 типов;
- крюк.
Указанное оборудование обеспечивает выполнение большого перечня земляных, погрузочных, строительных, конструкционных и ремонтных работ в промышленном, химическом, дорожном, мелиоративном и других видах строительства.
Классические экскаваторы и сегодня остаются группой строительных машин, которая постоянно развивается. Практически все ведущие фирмы-производители экскаваторов ежегодно предлагают на рынке новые модельные ряды и новинки техники.
Komatsu с 2002 г. предлагает новую «7» серию экскаваторов, имеющих повышенную производительность, надежность, долговечность и сниженный эксплуатационный расход. Эти машины имеют более мощные двигатели, более высокие усилия резания и быстродействия рабочего оборудования, повышенную прочность стрелы и рукояти, облегченный запуск двигателя за счет введения подогревателя, мощного стартера и аккумулятора большей емкости. Уменьшена вибрация пола кабины, введено повышенное давление воздуха в кабине для препятствования попаданию пыли; введена новая система диагностики узлов машины и система охраны от угона.
Case предлагает с 2001 г. новый модельный ряд гусеничных экскаваторов (13 моделей), являющийся результатом сотрудничества с фирмой «Sumitomo» (Япония). Новый модельный ряд характеризуется:
- электронным управлением двигателя, оптимизирующим мощность, снижающим расход топлива на 20-30%, повышающим экономичность и рентабельность эксплуатации, снижающим выброс вредных веществ в выхлопных газах;
- новой системой фильтрации масла в гидросистеме, обеспечивающей очистку масла от частиц размером до 1 мк и увеличивающей длительность работы масла в гидросистеме до 5000 ч;
- увеличением длительности работы масла в двигателе до 500ч;
- кабиной оператора, обеспечивающей высокий уровень комфорта;
- применением универсальной сцепки для рабочего оборудования.
Колесные экскаваторы фирмы «Case» (WX90 и WX120) имеют наивысшую в данном классе маневренность (до 30 км/ч), привод на передние колеса, на обе оси и крабовый ход. Применение тихоходных двигателей со сдвоенной мощностью позволяет работать на меньшей мощности на режимах холостого хода и малых загрузках, что уменьшает шум и расход топлива.
Caterpillar в 2002 г. предложил новую серию экскаваторов «С» (320С, 325 CL, ЗЗОС, М312С, М315С и др.). Новые модели поставляются с прямой стрелой плавно-изменяемой длины, со стрелой ступенчато-изменяемой длины, с удлиненной стрелой и рукоятью. Машины серии «С» по сравнению с экскаваторами серии «В» имеют: на 6% меньшую длительность рабочего цикла благодаря увеличению мощности двигателя на 5-10% и увеличению на 10-15% гидропотока в гидросистеме привода рабочего оборудования. Это обеспечивает, в конечном итоге, увеличение производительности на 5-15%. Улучшена обзорность в кабине оператора, упрощено управление и обеспечено более эргономичное расположение джойстиков управления. Увеличено пространство для ног оператора, установлено настраиваемое (по параметрам человека) подрессоренное кресло оператора. Введен климатический контроль воздуха в кабине.
На машинах применены 6-цилиндровые дизельные двигатели с электронной системой впрыска и турбонаддувом. Эти двигатели имеют большую надежность, малую потребность в ТО, экологичны, экономны благодаря снижению оборотов в режимах холостого хода и при снижении нагрузки.
Hitachi переходит на выпуск экскаваторов новой серии «ZX» (ZAXIS). Серия характеризуется по сравнению с машинами ЕХ:
- большей скоростью передвижения и поворота за счет использования трехнасосной гидросистемы;
- комфортабельной кабиной с автоматической системой кондиционирования;
- увеличенной долговечностью шарниров ковша, лучшей смазкой и стойкой окраской;
- меньшей трудоемкостью ТО, более редкой необходимостью смазки и смены масла.
Volvo приступила к выпуску экскаваторов новой серии «В», имеющих:
- новые 6-цилиндровые дизели с турбонадувом;
- гидросистему с минимальными усилиями управления и повышенными скоростями движения ковша и поворота, повышающую производительность машин;
- усовершенствованную кабину, повышающую комфорт и удобство работы оператора за счет снижения шума и вибрации, введения эффективной системы вентиляции, применения эргономичного регулируемого сиденья и удобного рычага управления;
- систему диагностики узлов машины (Service Contronic);
- новую электронную систему управления и контроля, включающую компьютер и обеспечивающую высокую точность балансировки мощности двигателя, гидравлики и других систем;
- ряд решений по повышению долговечности и надежности деталей и узлов машины: хромированные оси, встроенные в гидроцилиндры деленферы.
Daewoo выпустила на рынок новую пятую (V) серию экскаваторов («Solar»), отличающуюся тем, что:
- гусеничные модели 290LC-V и 300 LC-V выпускаются также с супердлинной стрелой, увеличивающей глубину копания до 15,45 и 17,44м;
- колесные модели 170W-V и 200W-V выпускаются с моноблочной стрелой и стрелой с изменяемой геометрией, что увеличивает глубину и радиус копания, высоту выгрузки.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что развитие экскаваторов у различных производителей задевает, в основном, общие направления: повышение производительности и снижение затрат времени на транспортирование, повышение надежности, долговечности и комфортности работы оператора. В итоге больше отдача и меньше затрат.
Таблица 3
Номенклатура экскаваторов на гусеничном и колесном ходуПроизводитель | Индексы (марки) экскаваторов с ковшом вместимостью, м3 | Общее количество моделей | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
На гусеничном ходу | На колесном ходу | |||||||
0,2-0,5 м3 | 0,6-1,0 м3 | 1,2-1,6 м3 | 1,8-2,4 м3 | 2,5-4,0 м3 | 0,2-0,5 м3 | более 0,6 м3 | ||
Komatsu | PC100-6, PC110-R1, PC120-6, PC130-6 | PC150-6, PC160-6, PC180-6, PC200-7, PC210-7, PC220-7 | PC240, PC290, PC300, PC340, PC350 | PC380, PC400, PC450 | PC600-6, PC750-6, PC800-6, | PW75R-2, PW95R-2, PW100-2, PW110R-1 | PW130ES-6, PW1/UtS-b, PW210-1, PW200-7, PW220-7 | 31 |
Hitachi | ZX70, ZX75, ZX80, ZX110, ZX120, ZX130, ZX125,ZX135 | ZX160, ZX200, ZX210, ZX225, ZX230 | ZX270, ZX330, ZX350, EX345, EX385 | ZX450, ZX480 | EX550, EX600, EX750, EX800 | EX100WD-2, EX125WD | EX160WD, EX165 W | 28 |
Liebherr | R308, R312 | R900, R904, R914, R924 | R934, R944 | R954B, R964B | A308, A310B, A312, A314, A316, A900B | A904, A914, A924 | 19 | |
О&К | RH4.5, RH-City, RH-plus, RH5.5, RH6, RH6.5 | RH8.5, RH9.5, RH12.5, RH16.5 | RH23.5 | RH25.5 | MHS, MH4.5, MH-City | MH-Plus, MH5S, MH5.5, MHS-comp., МН6, MH6.5 | 21 | |
Atlas | 1304LC, 1504LC, 1604LC | 1704LC, 1804LC | A804M, 1004M, 1104M | 1204M, 1302M, 1304M, 1404M, 1504M, 1604M, 1704M | 15 | |||
Case | CX75, CX130, CX135 | CX160, CX180, CX210, CX225 | CX240, CX290, CX330, CX350 | CX460 | CX800 | WX90, WX120 | 788P, 988P, 1188P | 18 |
Caterpillar | 307В, 312CL | 315BL, 317BL, 318BL, 320CL | 322CL, 320CL, 330CL | 345BL, 365BL | 385BL | M312, M315C | M318C, M322C | 16 |
JCB | JZ70 | JS130, JS160, JS180, JS200, JS210, JS220 | JS240, JS260, JS330 | JS460 | JS130W, JS145W | JS160W, JS175W, JS200W | 16 | |
Volvo | EC140В | EM150, EC160, EC210В | EC240B, EC290В | EC360В | EC460В | EW50, EW70, EW140, EB506P | EW160, EW170 | 14 |
Fiat-Kobelko | SK135 | SK160-N, SK200SR, SK210, SK235SR | SK250LC, SK330LC | SK480LC | EX125W, EX135W | EX165W, EX215W | 12 | |
Daewoo | Solar130LC-V | Solar170LC-V, Solar220LC-V, Solar250LC-V | Solar290LC-V, Solar300LC-V, Solar330LC-V, Solar340LC-V | Solar400LC-V, Solar420LC-V, Solar450LC-V, Solar470LC-V | Solar55W-V, Solar130W-V | Solar170W-V, Solar200W-V | 16 | |
Hyundai | Robex130LC-3 | Robex160LC-3, Robex180LC-3, Robex200LC-3, Robex210LC-3 | Robex250LC-3, Robex290LC-3, Robex320LC-3 | Robex360LC-3, Robex450LC-3 | Robex755-3 | Robex55W-3, Robex95W-3, Robex130W-3 | Robex170W-3, Robex200W-3 | 16 |
Unex | SR15SL | DH28.1, DH441 | DH641 | DH/EH921 | DH12.1M | SM15SL, SF15SL | 8 | |
Тверской ЭЗ | ET14,ET16,ET18 | ET25 | EK12 | EK14,EK18,ЭО-3323A | 8 | |||
Кранэкс | EK270 | EU-520(ЭО-5223), EK 400 | 3 | |||||
Уралвагонзавод | ЭО-51266, 3-30 | ЭО-33211 | 2 | |||||
Ковровец | ЭО-4225А | ЭО-4228 | ЭО-4326 | 3 | ||||
ВЭКС и Тяжэкс | ВЭКС 30 L, ЭО-5126 | ВЭКС 40 L (ЭО-5225), ЭО-5124, ЭО-5221 | ЭО-43211 | 6 | ||||
Донецкий экск. | ЭО-4112А тросовый | 1 | ||||||
Атек | ATEK-761 | ATEK 881 | 2 | |||||
ЭКСКО | ЭО-5116-1 тросовый | 1 |
журнал СТТ №1 2003