По итогам 2024 года прирост ввоза спецтехники в стоимостном выражении может составить 8 процентных пунктов (с 57% до 65%). Ещё более высокой является доля китайской продукции в сегменте новой спецтехники, приобретаемой юридическими лицами и ИП в лизинг. По итогам первых 8 месяцев текущего года она составила 66% (в пиковые месяцы — 70%). Для сравнения: в аналогичный период 2023 года этот показатель был равен 63%, а 2022 года — 43%. При этом некоторое замедление годовых темпов роста связано с влиянием рыночных факторов. В нынешнем году условия для пополнения парков менее комфортные, чем в прошлом, но спрос сохраняет устойчивость.
В числе предпосылок для роста сегмента китайской продукции в России — высокий интерес производителей КНР к отечественному рынку. Сейчас в нашей стране реализуется продукция более 150 китайских брендов спецтехники. В 2022 году на рынке было представлено только 37 марок из Поднебесной. В пятёрке лидеров третий год подряд — исключительно марки из КНР: XCMG, Sany, Lonking, LGCE (SDLG) и LiuGong. В топ-10 самых ходовых моделей по результатам прошедшего периода этого года также вошли 8 китайских брендов.
Источник фото: exkavator.ruНесмотря на повышение утильсбора, доля продукции КНР до конца года продолжит расти
Если говорить о структуре продаж по типам техники, в I полугодии 2024 года 47% от всего объёма продаж спецтехники в компании составили погрузчики, 38% — экскаваторы, 7% — автокраны, 3% — катки и 6% — остальная техника. Во всех подсегментах доминируют китайские бренды.
При этом некоторое замедление годовых темпов продаж китайской спецтехники связано с ростом цен, который обусловлен повышением ключевой ставки Центробанка России и индексацией утилизационного сбора. С 1 июля 2024 года увеличился утильбор на ряд типов спецтехники: погрузчики, тяжёлые бульдозеры и др. Лизинговые компании совместно с поставщиками предпринимают меры по нивелированию удорожания, разрабатывая совместные программы. Однако учитывая, что со следующего января утильбор будет ещё раз проиндексирован, до конца 2025 года рост цен может составить от 10 до 30% в зависимости от типа техники.
Тем не менее в текущих рыночных условиях китайской спецтехнике нет альтернатив, а доля отечественной продукции не превышает 6%. Даже при условии господдержки в рамках реализации программы льготного лизинга Минпромторга отечественные производители пока смогут удовлетворить только небольшую часть спроса.
«Судя по прошедшему периоду, год при любом сценарии закончится с положительной динамикой, а доля переданной в лизинг китайской спецтехники приблизится к 65% либо превысит этот показатель», — считает руководитель управления по работе с импортёрами «Газпромбанк Автолизинг» Александр Корнев.