О ценах на металл, изменениях в связке комплектатор-производитель и стимуляции спроса на технику разговариваем с представителем «Росспецмаша»
Журнал ЗЕМЛЕРОЙНАЯ ТЕХНИКА
Скачать PDF

О ценах на металл, изменениях в связке комплектатор-производитель и стимуляции спроса на технику разговариваем с представителем «Росспецмаша»

СКАЧАТЬ PDF
03 октября 2022
Заместитель директора ассоциации «Росспецмаш» Вячеслав Пронин рассказал Экскаватор Ру о том, как изменилась ситуация в отрасли после февраля 2022 года, а также какие финансовые инструменты необходимы для поддержки производителей и заказчиков

«Цены на металл достаточно комфортные». О ситуации в металлургической отрасли

Вячеслав Пронин, заместитель директора ассоциации «Росспецмаш»Источник фото: rosspetsmash.ruВячеслав Пронин, заместитель директора ассоциации «Росспецмаш»

 Какой вы видите ситуацию в металлургической отрасли? Стоит ли опасаться повышения себестоимости производства техники из-за сокращения экспорта металла?

— Мы можем обсуждать только то, что мы видим, потому что не являемся стороной принятия решений. Соответственно, можем только предполагать, будет ли повышаться стоимость металла. На данный момент цены достаточно комфортные, стабильные и они снизились относительно пиковых значений. Надеемся, что резких скачков не будет. Но если цены пойдут вверх, то на стоимости машиностроительной продукции в целом и дорожно-строительной техники в частности это, конечно, отразится негативно.

 Стоит ли ожидать увеличения внутреннего спроса на металл в обозримой перспективе?

— В машиностроительной отрасли спрос, разумеется, пойдёт вверх: у нас происходит рост производства и в штуках, и в деньгах. Но мы не являемся для металлургов ключевым рынком сбыта — для них гораздо более значимы строители. И здесь тоже нет оснований для негативных прогнозов. С учётом того, что на текущий момент ни один государственный инфраструктурный проект не заморожен и финансирование продолжается, спрос не только не должен рухнуть, но и может пойти вверх.

Что касается общих объёмов поставки металла на внутренний рынок, из-за ограничения экспорта есть риск его профицита. По моему мнению, чтобы избежать перепроизводства и, как следствие, падения цен, сторона принятия решений может искусственно создать дефицит, например, приостановить производство. Впрочем, мы как машиностроители не можем даже прогнозировать, какие действия предпримет металлургическая отрасль.

«Сейчас многие производители комплектующих завалены заказами». Как изменилась ситуация с начала года?

В РФ производство отдельных видов комплектующих для спецтехники либо отсутствует, либо сильно ограничено по объёмуИсточник фото: rosspetsmash.ruВ РФ производство отдельных видов комплектующих для спецтехники либо отсутствует, либо сильно ограничено по объёму

 Участники рынка говорят о том, что в России существует ограниченный выбор компонентов определенных типоразмеров. Кроме этого, текущие объёмы производства доступных комплектующих недостаточны. Какие направления, по вашему мнению, являются сегодня наиболее критичными?

— Действительно, в России есть сегменты, где либо полностью отсутствует производство необходимой продукции, либо оно очень ограничено по объёму. В первую очередь это касается малых двигателей (до 100 л.с.). На текущий момент по ним полная импортозависимость.

У нас сохранилось производство подшипников, но их номенклатура не отвечает всем потребностям рынка. В этом направлении активно работает Минпромторг, и у меня есть убеждение, что со временем заводы-производители смогут более полно удовлетворять запросы покупателей.

Также у нас ограничено либо по объёму, либо по качеству производство гидравлических элементов: гидромоторы, гидродвигатели, трансмиссия. Предприятиям-заказчикам приходится переключаться с Запада на Восток, т.к. они не могут ни на территории России, ни на территории Беларуси найти адекватных поставщиков этих компонентов.

Есть вопросы и со сложной электроникой: в России отдельные производства появляются, но там либо цена очень высокая, потому что это выходцы из оборонной промышленности, либо потребительские свойства неудовлетворительны.

В этот перечень важно добавить и мосты для самоходной техники. На текущий момент полноценного предприятия, которое могло бы заменить привычные европейские бренды, к сожалению, нет. Производители вынуждены искать недостающие узлы в Китае. Впрочем, насколько мне известно, уже началась реализация отдельных инвестпроектов, в рамках которых в течение одного-двух лет должно появиться российское производство мостов.

Редакция рекомендует:
Для строительной и с/х отраслей. Обзор телескопических погрузчиков SOCMA из Китая

 Стало ли производителям комплектующих проще получать заказы на свою продукцию от машиностроительных заводов?

 Действительно, ранее производителям комплектующих было сложно попасть на отечественные заводы, особенно крупные предприятия, и договориться хотя бы об испытаниях своей продукции. Но сейчас всё стало правильнее: теперь заводы сами обращаются к комплектаторам и просят поставить дополнительные объёмы. Например, некоторые флагманы после февраля этого года организовывали специальные масштабные конференции, со всей страны приглашали производителей компонентов для знакомства с их товарами.

Теперь многие производители компонентов, которые раньше не могли найти потребителя, завалены заказами. Предприятия обращаются к нам в ассоциацию за помощью, чтобы мы помогли найти финансирование на расширение производства, так как они не справляются с поступающими объёмами заказов.

 А как вы оцениваете продукцию российских заводов с точки зрения качества?

— Есть заводы с великолепным качеством, которым и европейские производители, и американские позавидуют. Есть предприятия, которые не дотягивают. Здесь средняя температура по больнице – совершенно не показатель.

Следует также понимать, что качество — показатель, которого можно достигнуть. Предприятие производило, например, гидроаппаратуру. В основном выполнялись единичные заказы, причём по этим заказам на ценовую политику производителя оказывали давление, соответственно, нужно было урезать издержки, увольнять квалифицированный персонал. Конечно, в таком случае качество падает. Но когда появляется хороший контракт, гарантирующий стабильный спрос, производитель набирает людей, инвестирует в оборудование — и качество сразу идёт вверх. Плюс, когда появляются серьёзные потребители в виде крупных машиностроительных заводов, они могут указать на недочёты — и продукция уже дорабатывается под клиента. На этом фоне общее качество товаров завода растёт.

То есть это не только и не столько вина наших производителей компонентов, сколько пренебрежительное к ним отношение до 24 февраля. Ранее на них попросту не обращали внимания. Зачем заводу было инвестировать, если не было перспектив рынка? Как только перспективы появляются, производитель начинает инвестировать, идёт в Фонд развития промышленности, берёт заем, покупает оборудование, обучает людей, вводит систему качества и выдаёт продукт, который сейчас нужен рынку. Если у завода появляются перспективы, он начинает за это биться.

«Вопрос не в недоверии, а в незнании». Об отношении заказчиков к российской технике

Мнение: «С 2014 по 2022 год никакого серьёзного импортозамещения не было»Источник фото: rosspetsmash.ruМнение: «С 2014 по 2022 год никакого серьёзного импортозамещения не было»

 Общаясь с участниками рынка, можно заметить недоверие к российской технике. Как выглядит ситуация с вашей точки зрения?

— Мы очень плотно общаемся со строителями в течение уже полугода, и выяснилось, что вопрос не в недоверии, а в незнании. Подрядчики попросту не знали, что многие вещи производятся в РФ: например, 100-тонный гусеничный кран, бульдозеры с дистанционным управлением, полностью электрической системой управления и т.д. Не знали, что на отечественные грейдеры можно ставить западные системы нивелирования для разравнивания дорог. Не знали, что у нас делаются виброкатки, идентичные европейским аналогам, при этом они стоят в полтора раза дешевле. Они этих вещей не знали как раз по той причине, что наблюдалась и с компонентами: строительные организации на порог не пускали нашего производителя и даже не пробовали оценить технику. Они привыкли работать с европейскими или японскими брендами. Им это было комфортно. Именно поэтому с 2014 по 2022 год никакого серьёзного импортозамещения не было.

Сейчас ситуация прижала — и работа пошла. Потребитель совместно с производителем вырабатывают пути решения, как сделать дешевле и качественнее, куда поставить, где испытать и т.д.

Что касается наиболее значимых проектов в рамках импортозамещения, то можно назвать российский асфальтоукладчик от компании ГКМП и шарнирно-сочленённый самосвал от завода «Тонар». Из-за введения утилизационного сбора на бывшие в эксплуатации прицепы началось бурное развитие производства самосвалов, магистральных и рефрижераторных прицепов и т.д. На самом деле таких проектов достаточно много, но зачастую это не благодаря, а вопреки. Т.е. люди инвестировали собственные средства, чаще всего без какой-либо государственной поддержки. Правда, на каком-то этапе разработчикам помогали с НИОКР. Но в целом эти работы требуют не таких больших средств.

Сейчас я уверен, что проектов будет значительно больше, и в первую очередь нужно направить усилия на производство дорожных фрез, бетоноукладчиков, перегружателей асфальта, которые вообще на текущий момент в России не делаются.

«У нас не хватает разумной экономической политики». О господдержке в отрасли

Мнение: «Общая экономическая среда в РФ неконкурентна по отношению к условиям в других странах»Источник фото: rosspetsmash.ruМнение: «Общая экономическая среда в РФ неконкурентна по отношению к условиям в других странах»

 А каких экономических условий не хватает производителям для более эффективной деятельности?

— Общая экономическая среда, созданная в Российской Федерации, неконкурентна по отношению к условиям в других странах: если те же американские производители могут брать кредиты под 1–2%, у нас это 8–10%. Если у них налоговая нагрузка ниже 20% с рубля выручки в среднем, то у нас значительно выше. У них логистика стоит одних денег, у нас — в два раза дороже. Электроэнергия в Канаде, например, практически в два раза дешевле, чем у нас. Из-за неконкурентных условий мы и проигрываем. А китайских производителей ещё и субсидируют под то, чтобы они вышли на экспорт продукции. Они могут демпинговать: китайский погрузчик сегодня стоит дешевле, чем металл, который по весу нужен для того, чтобы его произвести. Как мы можем с ними конкурировать?

Хочу отметить ещё один момент: мы говорили о том, что появился вынужденный спрос, но хотелось бы, чтобы он был не вынужденный, а простимулированный. На мой взгляд, нужно поддерживать потребителей отечественной техники, в первую очередь строителей, чтобы они могли расширяться и в том числе обновлять свой парк. Необходимо разработать для них программы федерального лизинга по аналогии с тем, что доступно в сегменте сельхозтехники, и тем самым поддержать спрос на отечественные машины.

Разумеется, у строителей есть госзаказ. Но каких-то серьёзных мер поддержки для обновления парка не разработано. Есть постановление №811 (льготный лизинг), но в рамках него сейчас нет финансирования. Есть постановление №823, но по определённым причинам оно сейчас тоже не работает. А в целом какие-то существенные меры поддержки строителей мне неизвестны.

Оцените, пожалуйста, статью,
нам очень важно ваше мнение:
4,13
5
1
8
Лучшие материалы Экскаватор Ру у вас на почте! Никакого спама
Подписаться
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете свое согласие на обработку персональных данных.